Учитывая повышенный интерес архитектурного сообщества к здоровью и благополучию внутри зданий, а также к соответствующему строительному стандарту WELL, вы, вероятно, слышали, что мы проводим 90% нашего времени в помещении. Обычно за этим следует утверждение о том, что нам нужно сделать наши продукты, материалы и внутренние помещения более здоровыми. Поэтому так важно, чтобы наше эмоциональное и физическое здоровье учитывалось при проектировании мест, в которых мы проводим большое количество времени. Нейроархитектура – наука, которая изучает, каким должен быть офис, школа, больница или дом, чтобы мы чувствовали себя хорошо.
Исследование было профинансировано Агентством по охране окружающей среды США (EPA) по причинам, которые довольно хорошо согласуются с тем, как дизайнеры ссылаются на него сегодня. «Основная цель EPA при сборе данных NHAPS заключалась в том, чтобы предоставить записи из дневников, которые можно было бы использовать в качестве входных данных для компьютерных моделей воздействия на человека», – говорится в исследовании. Другими словами, для того, чтобы понять, как загрязняющие вещества могут влиять на людей в различных помещениях и на открытом воздухе, ученым нужно было знать, сколько времени мы проводим в различных местах (рис. 1, рис. 2) [2, c. 239].
Рис. 1. Диаграмма соотношения времени нахождения человеком в различных сферах
Рис. 2. График, показывающий взвешенный процент респондентов NHAPS в каждом из 10 различных мест в зависимости от времени суток
Нейробиолог Семир Зеки в 1990 году обнаружил, что при восприятии чего-то красивого (музыкального, визуального или даже математического) всегда активируется одна и та же область мозга. Благодаря этому открытию стало возможным стандартизировать ряд параметров в различных дисциплинах, таких как: дизайн интерьера, мода, графический дизайн, чтобы усилить положительные ощущения, вызванные созерцанием или наслаждением красивой и комфортной обстановкой. На основании этих исследований и личного опыта, полученного мной за 6 лет непрерывной работы в сфере создания дизайн-проектов интерьера.
В 2019 году, Google и архитектор-дизайнер Сачи Редди сделали выставку-исследование на самой известной выставке Salone del Mobile.Milano в Милане. Исследование проходило с использованием разработанными Google браслетами-датчиками, которые считывали биологические показатели людей, которые посещали специальные комнаты, оформленные в разных стилях. Посетители выставки исследовали три по-разному оформленные комнаты, каждая из которых была предназначена для отдыха. Перед входом в павильон гости надевали датчики, которые измеряли частоту сердечных сокращений, частоту дыхания, температуру и движение. Есть некоторые основные реакции, которые происходят в нашем мозгу и теле при воздействии определенных раздражителей. Детализированные пространства стимулируют определенные нейроны [3].
На основе этих исследований, а также личного опыта, полученного в результате непрерывной работы в качестве дизайнера интерьера в течение 6 лет, мне представилось возможным разработать методологию создания интерьера для улучшения психоэмоционального состояния и ментального здоровья человека.
Мною были выделил следующие факторы (рис. 3), максимально положительно влияющие на эмоциональное состояние человека во время нахождения в интерьере помещения.
Рис. 3. Факторы, влияющие на эмоциональное состояние человека в интерьере
Фактор № 1. Функциональное зонирование.
Зонирование – это особый прием, чтобы визуально разделить пространство на функциональные зоны и при этом не нарушить общую стилистику комнаты.
Чтобы начать процесс зонирования, необходимо исследовать ежедневные потребности будущего жильца, его привычки и каждодневные ритуалы. Каждой потребности отводится определенное пространство или зона в помещении, которое ограничивается только выделенной ему зоной. Не рекомендуется совмещать зоны противоположного назначения: спальня-рабочая зона, кухня-спальня, ванная-гостиная. Определение функциональной зоны для каждой задачи позволяет человеку сосредотачиваться на одном роде деятельности в определённой зоне и чувствовать себя более спокойно и собранно.
Планировочное решение помещения должно соответствовать образу жизни семьи, для которой оно проектируется. Чтобы в семье располагала здоровья психологическая и эмоциональная обстановка, необходимо учитывать возможность уединения каждого члена семьи. Это позволит человеку иметь место, где он может почувствовать полное расслабление и спокойную атмосферу.
К этому фактору я так же могу отнести эргономичное планировочное решение. Эргономика – представляет собой научную дисциплину, связанную с пониманием взаимодействий между людьми и другими элементами системы, а также применяет теорию, принципы, данные и методы для проектирования с целью оптимизации благополучия человека и общей производительности системы. Проще говоря, эргономика – это процесс проектирования или организации рабочих мест, продуктов и систем таким образом, чтобы они подходили людям, которые их используют. Психологическое состояние также напрямую зависит от ощущения нашим телом окружающего нас пространства. Чем эргономичнее организовано пространство вокруг, тем оно более положительно влияет на человека. Здесь учитываются физиологические факторы человека, такие как рост, вес, и стандартные параметры частей тела человека такие как: длина рук, ног, размах рук, длина голени. Эти данные помогают создавать более обще стандартные предметы интерьерной мебели: стулья, столы, высоты и широты дверных проемов и т.д. Психологически здоровый интерьер предполагает создание индивидуального пространства для человека, по необходимости нужно менять стандартные параметры мебели, если человек не обще стандартных параметров. Необходимо соблюдать эргономически принятые параметры проходов и расстояний. Человек не должен травмироваться во время жизни в интерьере из-за несоблюдения необходимых стандартов.
Фактор 2. Цвет в интерьере.
Чаще всего люди воспринимают интерьер через цвет, а уже после остальные его факторы. Каждый цвет в интерьере вызывает свой определенный эмоциональный отклик. В дополнение к психологическим характеристикам и преимуществам, приписываемым цветам, насыщенность и яркость каждого цвета – важные компоненты их эмоционального воздействия. Различные цвета могут вызвать различные физиологические изменения в организме человека. Уже давно подтверждено, что красный, зеленый и синий цвета влияют на ритм сердца. Красный цвет сначала стимулирует, а затем угнетает сердечный ритм, зеленый цвет – уравновешивает ритм, а синий – успокаивает. Макс Люшер доказал, что человек находящийся в гармонии с цветовым спектром, прекрасно себя чувствует, тогда же у людей, которые зациклились исключительно на одном из них, равновесие отсутствует [4]. Какие эмоции человек может испытывать благоадря использованию определенного цвета в интерьере указаны в (табл. 1).
Таблица 1
Соответствие эмоций в интерьере испытываемым благодаря цвету
Красный |
Цвет, вызывающий чувство агрессии, страсти, стимулирует нервную систему, вызывает аппетит. |
Желтый |
Цвет вызывает чувство оптимизма, уверенности в себе, способствует проявление творческих способностей и повышение самоуважения. |
Оранжевый |
Цвет тонизирует, повышает настроение и активность, улучшает аппетит. |
Белый |
Цвет хорошо отражает поступающий свет, делает комнаты просторнее и светлее. |
Черный |
Цвет поглощает весь свет в цветовом спектре. Вызывает чувство роскоши, страха и грусти. |
Синий |
Цвет способствует появлению чувства спокойствия и безопасности, подавляет аппетит. Вызывает также чувство комфорта и стабильности. Отлично расслабляет эмоциональное состояние. |
Зеленый |
Цвет позволяющий чувствовать гармонию и баланс, успокаивающе действует на психику. |
Фиолетовый |
Цвет, способствующий появлению вдохновения, пробуждению чувственности и соучастию. |
Коричневый |
Цвет нейтральный, вызывает ассоциации с природой. Способствует чувству практичности, надёжности и прочной опоры. |
Серый |
Цвет способен наполнить интерьер ощущением спокойствия и стабильности. Он не отвлекает, не забирает на себя все внимание и помогает сконцентрироваться на деталях. |
Фактор 3. Свет в интерьере.
Освещение в интерьере помогает человеку ощущать интенсивность его эмоций, как позитивных, так и негативных. При проектировании проекта в его светодизайне должен присутствовать и естественный и искусственный свет. Не в каждом помещении может быть достаточно естественного освещения из-за расположения здания, или природных факторов. Тогда акцент нужно сделать на более светлом интерьере благодаря цвету интерьера и разработать необходимый вечерний светотехнический расчет.
Для повышения в жилом интерьере хорошего психологического и эмоционального состояния необходимо работать с освещением в диапазоне 2000К-4000 Кельвинов (рис. 4). Освещения в этом диапазоне необходимо теплое, для успокоения нервной системы после насыщенных будней.
Рис. 4. Теплота освещения в зависимости от показателя количества Кельвинов
Фактор 4. Искусство в интерьере.
Существует все больше научных доказательств того, что искусство улучшает работу мозга. Он оказывает влияние на волновые паттерны мозга и эмоции, нервную систему и может фактически повышать уровень серотонина. Искусство может изменить мировоззрение человека и то, как он воспринимает мир [1]. В ходе экспериментов нейробиолог Семир Зеки обнаружил, что просмотр произведений искусства доставляет человеку такое же удовольствие, что и влюбленность. Помимо этого, созерцание искусства снижает беспокойство, стресс, облегчает депрессивное состояние и улучшает когнитивные функции. Уделить место искусству в интерьере можно при помощи следующих предметов мебели: картины, постеры, скульптуры, фотографии, дизайнерская мебель, хэнд-мэйд предметы интерьера. Подбирать нужно таким образом, чтобы предмет вызывал необходимые положительные эмоции, не нагружал интерьер цветом, фактурой или своим размером.
Фактор 5. Близость природы.
Единение человека и природы – это самый естественный способ достижения им нормализации душевного состояния. Доказано, что растения снижают риск появления депрессии. Добавление в интерьер растительности и орнаментов с изображением растительности положительно влияет на человека и приближает его к природе. Близость к природе так же можно передать через натуральные материалы в интерьере (табл. 2).
Таблица 2
Таблица материалов, используемых в интерьере для сближения с природой
Материалы, помогающие ощущать близость человека с природой и вызывающие чувство натуральности и спокойствия |
Дерево (мебель, подоконники, предметы декора) |
Натуральный камень (мрамор, гранит, кварц) | |
Паркетная доска | |
Керамогранит (искусственный камень, имитирующий дорогостоящие породы) | |
Натуральные ткани (лен, хлопок) | |
Бумажные, тростниковые или бамбуковые обои с флористическим орнаментом | |
Краска в оттенках: серо-коричневые, белые, зеленые, синие |
Фактор 6. Оптимизация количества предметов в интерьере.
Функциональное планировочное решение способствует снижению чувства тревоги и подавленности человеком. Перегруженность интерьера декоративными предметами или открытыми функциями хранения негативно влияют на восприятие этого интерьера человеком. Беспорядок и нагроможденность мешают собраться с мыслями и полноценно расслаблять, находясь в помещении. Планировочное решение должно быть разработано с учетом достаточного количества хранения и оптимизации окружающего пространства. В интерьере должно присутствовать необходимое для полноценной жизни человека. Расположение как можно меньшего количества предметов мебели на полу будет более полезно и эргономично в интерьере, оно даст ощущение простора и свободы передвижения.