Главная
АИ #51 (181)
Статьи журнала АИ #51 (181)
Ключевые факторы, оказывающие влияние на безопасность полетов авиации

Ключевые факторы, оказывающие влияние на безопасность полетов авиации

Рубрика

Военное дело

Ключевые слова

безопасность полётов
авиация
человеческий фактор
технический фактор
группа факторов-причин
влияние факторов на безопасность полетов
государственная авиация

Аннотация статьи

В статье рассматриваются ключевые факторы, которые могут влиять на безопасное выполнение полётов авиации, а также примеры их исторические корни.

Текст статьи

Развитие научно-технического прогресса всё сильнее ощущается в наши дни. Большинство видов транспорта постоянно модернизируются и совершенствуются. Однако, несмотря на научные достижения и технологический прогресс, в государственной авиации имеют место быть авиационные события, такие как катастрофы, связанные с воздушными судами вне зависимости от рода авиации [5].

Причины таких авиационных событий обусловлены огромным количеством независимых объективных и субъективных факторов [4, с. 198]. К объективным условиям можно отнести неблагоприятные природные явления, такие как грозовая деятельность, шквалистый ветер, туман, обледенение воздушного судна, сильные ливневые осадки, град, метель, пыльные бури, низкий край облачности, турбулентность воздуха, вызывающая болтанку. [1] Не следует забывать о разрядах статического электричества в облаках, снежных заносах на взлетно-посадочной полосе, а также слякоти и гололеде на ней [3, с. 234]. Особое внимание здесь также имеет вертикальный сдвиг ветра, являющийся одной из наиболее встречающихся причин авиационных происшествий и катастроф [2, с. 238].

Однако, основной причиной, всё же, становится человеческий фактор. Вопреки сбоям в технике или электронике наиболее важным фактором, влияющим на безопасность выполнения полетов авиации, является человеческий фактор [5].

Что касаемо росавиации, то статистические данные показывают, что воздушный транспорт является одним из самых безопасных видов транспорта. Однако авиакатастрофы все же случаются, особенно при взлете и посадке. Основные проблемы авиаперелетов в гражданской авиации – недостаток средств на модернизацию самолетов, низкая квалификация персонала, устаревшее оборудование, поведение некоторых пассажиров и международный терроризм [2, с. 89].

Большая часть воздушного флота многих стран устарела, особенно в странах, входящих в Содружество независимых государств, где самолеты, купленные у России, были произведены еще во времена Советского Союза [5]. В настоящее время авиация в России теряет свою конкурентоспособность по сравнению с периодом советской эпохи. Ранее в СССР существовала высокоорганизованная система подготовки специалистов для государственной и гражданской авиации [5]. Эта система функционировала безупречно, не требуя отправки за рубеж для переобучения или оплаты обучения за границей. Не было необходимости закупать импортную технику и зависеть от поставок материалов и запчастей или технического обслуживания из-за границы. Все производилось внутри страны [1]. Было все необходимое. Иностранная техника, если и применялась, в основном была польского или чешского производства, но чаще всего это была советская техника, производимая в странах СЭВ (Совет экономической взаимопомощи) [4, с. 212].

Путь в авиацию для тысяч советских юношей начинался в аэроклубах, которым не было места практически любом населенном пункте свыше 260 тысяч человек. На самолетах типа Як-52 и Як-50 люди начинали свой полетный опыт. Некоторые оставались в спортивной авиации и выступали на соревнованиях от имени ДОСААФа (Добровольное общество содействия армии, авиации и флота) [5].

На протяжении многих лет большая часть воздушного флота в различных странах сохраняет устаревший статус. Это особенно заметно в развивающихся странах, где воздушные аппараты, закупленные у России, представляют технику, произведенную еще при существовании СССР. В настоящее время авиационная индустрия [1] России теряет конкурентоспособность по сравнению с временем советского правления, когда обучение летчиков и пилотов, а также технологический уровень производства были на высшем уровне [5].

Система подготовки специалистов в СССР функционировала эффективно, обеспечивая необходимые кадры без высылки за границу и оплаты обучения иностранной валютой. Иностранные технологии, если и использовались, в основном были произведены в странах социалистического блока, таких как Польша и Чехословакия, представляя собой вариации советской техники [2, с. 341].

Рейтинг авиационной безопасности за 2018 год от JACDEC (Jet Airliner Crash Data Evaluation Center) не включил ни одну российскую авиакомпанию в лучшие двадцать по безлпасности [5]. Большинство в этом списке занимают авиакомпании США, Великобритании и ОАЭ. Это связано с качественной подготовкой пилотов в странах, не отправляющих их за рубеж для дополнительного обучения, а также с использованием современных технологий воздушных судов [4, с. 192].

В период ведения холодной войны между СССР и США советское правительство направило ученых и инженеров на создание ракет и полет человека в космос раньше конкурирующих Соединенных Штатов. Многие ученые работали несколько лет, прежде чем достичь успеха в области космонавтики [5]. Однако после завершения "холодной войны" и распада СССР интерес к космическим исследованиям резко упал. После этого в России власти больше фокусировались на борьбе с преступностью, чем на развитии космонавтики [5].

Сегодняшние проблемы, связанные с нестабильной политической обстановкой, экономическими проблемами и кризисом в образовательной системе, привели к кризису духовности и уходу от долгосрочного планирования. Общество стало ориентироваться на материальные ценности и развлечения, что привело к потере интереса к будущим перспективам и развитию космонавтики [2, с. 348].

Таким образом, человеческий и технический факторы остаются главными проблемами авиации в целом, и они тесно связанными друг с другом. Инциденты с техникой часто происходят из-за человеческих ошибок, так как именно люди создают, контролируют и используют технику. Кроме того, влияние на развитие авиации и космонавтики оказывают политические, социальные, экономические и военные изменения.

 

Список литературы

  1. Airline Safety Ranking 2018 JACDEC [Электронный ресурс]. URL: http://www.jacdec.de/ airline-safety-ranking-2018/ (дата обращения: 28.03.2018).
  2. Базалук О. А. Космические путешествия – путешествующая психика: курс лекций. Киев: Изд-во КНТ, 2012. 424 с.
  3. О Службе безопасности полетов авиации Вооруженных Сил Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 20 ноября 2001 г. № 801.
  4. Официальный сайт Министерства обороны Российской Федерации (Минобороны России). [Электронный ресурс]. URL: http://www.mil.ru/index.htm.
  5. Подготовка гражданских и военных пилотов: тогда и сейчас [Электронный ресурс]. URL: http://avia.pro/blog/podgotovka-grazhanskih-i-voennyh-pilotov (дата обращения: 21.04.2018).

Поделиться

1167

Якуба И. А., Печерский Г. М., Куражов А. С. Ключевые факторы, оказывающие влияние на безопасность полетов авиации // Актуальные исследования. 2023. №51 (181). Ч.I.С. 87-89. URL: https://apni.ru/article/7879-klyuchevie-faktori-okazivayushchie-vliyanie

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Военное дело»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря