Необходимость внедрения дистанционных образовательных технологий в систему высшего образования обусловлена важностью обеспечения непрерывности процесса обучения, внедрения комплекса инновационных информационно-коммуникационных средств для оптимизации всех этапов получения образования.
Экспертами четко определяются преимущества дистанционного обучения (ДО) в вузе, например, предоставление «благоприятных возможностей для реализации индивидуальных образовательных технологий и максимальной индивидуализации учебного процесса», включая потенциал дополнительных образовательных программ» [9, с.5].
В исследовании А.Ю. Моревой сформулирована суть ДО как «обучения, опосредованного комплексом инновационных образовательных технологий, позволяющих преподавателю и обучающимися территориально находиться в разной локации» [6, с.1]. Базовые компоненты в его структуре: «системы коммуникации; педагогические технологии; кадровые ресурсы; системы управления образовательным процессом» [6, с.1].
Дистанционное обучение также называют электронным обучением с применением дистанционных образовательных технологий. Такая трактовка сути данного образовательного процесса (ОП) указывает на обязательное наличие в его структуре комплекса «информационных и телекоммуникационных инструментов» как связующего звена между субъектами образования, делающих возможным «непрерывность процесса обучения в сочетании с личностно-ориентированным подходом к обучению» [9, с.5].
Мы проанализировали основные принципы организации ДО, представленные в трудах исследователей [2, 5, 9] (рис. 1).
Рис. 1. Принципы организации ДО
Для определения сути современных дистанционных образовательных технологий обратимся к теоретическому конструкту «образовательная (педагогическая) технология».
Анализ ряда трактовок, представленных в исследованиях Г.К. Селевко, В.П. Беспалько, М.В. Кларина, И.П. Подласого, Г.А. Берулавы, позволил нам выявить сущностные его характеристики:
- Система средств обучения и воспитания, выступающих как «содержательная техника реализации учебного процесса» [3].
- Совокупность психолого-педагогических установок, обуславливающих качественный уровень воспитанности и необходимых для достижения образовательных целей.
- Сумма методов и средств образовательной деятельности, объединенных «единой методологической платформой» [1].
Следовательно, образовательная технология представляет собой «системный метод организации образовательного процесса с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия» [1].
Говоря о целях применения дистанционных образовательных технологий (ДОТ), отметим, что к основным из них относят: совершенствование традиционных форматов педагогической деятельности и образования в целом; внедрение инновационных методов организации обучения на основе включения возможностей информационно-коммуникационного оснащения интерактивного взаимодействия преподавателя и студента.
К наиболее востребованным ДОТ относят те образовательные средства, которые способны обеспечить академическую мобильность обучающегося, а также его максимальную вовлеченность в образовательный процесс. К ним, прежде всего, относят информационно-коммуникационные образовательные технологии, в том числе с использованием виртуальных сервисов. Благодаря возможностям разнообразных образовательных платформ становится возможным образование в рамках виртуальной информационной среды, обеспечивающей реализацию всех обозначенных выше принципов реализации ДО: доступности, открытости, гибкости, интерактивности и т.д.
В исследовании А.А. Березиной представлен анализ существующих дистанционных образовательных технологий, к основным из которых автор относит, такие как: «процессные, структурно-функциональные, стадиальные, поэтапно-ситуационные и компетентностные» [2]. Из данной классификации следует, что ДОТ нацелены на организацию целостного педагогического процесса в электронной образовательной среде, а также создание понятной системы обучения (в том числе самостоятельной работы), комплекса интерактивных инструментов, методов управления, координации и контроля осуществления учебной и исследовательской деятельности студентов при прохождении разных модулей определенной образовательной программы.
Дистанционные образовательные технологии активно реализуются посредством включения в ОП разнообразных специализированных образовательных платформ.
В исследовании Р.Д. Кулибековой и соавторов [5] обоснована значимость использования образовательных платформ в организации ДО. Данные электронные ресурсы представляют собой совокупность интерактивных средств обучения, возможностей реализации образовательных программ в удалённом режиме: проведение вебинаров, веб-конференций, самостоятельной работы в соответствии с разработанным маршрутом образовательной деятельности и т.д. В настоящее время существует определенный перечень образовательных платформ [7], которыми с успехом пользуются российские вузы для реализации ДО. К ним можно причислить такие, как: Moodle, еTutorium, GetCourse, Google Classroom и т.д. К дистанционным технологиям также следует отнести средства организации учебных коммуникаций: мессенджеры Zoom, Skipe; облачные сервисы: Яндекс, Google; коммуникационные сервисы «ВКонтакте» и другие.
Одна из наиболее востребованных образовательных платформ в системе высшего образования – Moodle [8], на базе которой возможно организовывать как полностью дистанционный, так и смешанный подход к обучению. Платформа имеет ряд преимуществ:
- бесплатный доступ к программному обеспечению (ПО);
- наличие в структуре возможностей системы Open Sourse для генерации дополнительных модулей обучения;
- широкий выбор образовательных форматов в рамках ДОТ (тестирование, видеоконференции и т.д.);
- наличие встроенных редакторов разработки авторских курсов по учебным дисциплинам;
- возможности легко осуществлять функции контрольно-оценочной деятельности благодаря разработанной системе аналитики и отчетности;
- наличие мобильного приложения.
Moodle, как открытая образовательная платформа, располагает обширным перечнем ресурсов и мероприятий для вовлечения студентов и их адаптации к разным форматам обучения [8]. К основным функциям площадки относят оптимизацию процессов организации онлайн-обучения в вузе посредством ряда ДОТ, например создания шаблонов учебных планов для определенных групп студентов, внедрения элементов геймификации в учебный процесс (таблиц лидеров, интерактивных игр, виртуальных монет и т.д.) Также важны функции реализации социального онлайн-обучения за счет поощрения множества интерактивных форм совместного обучения с помощью веб-конференций, инструментов саморефлексии и экспертной оценки.
Дистанционные образовательные технологии на платформе Moodle нацелены также на формирование ряда информационно-коммуникационных компетенций обучающихся, а также их умений самостоятельно выстраивать свою образовательную технологию. Это становится возможным благодаря таким инструментам и ресурсам, как:
- разнообразию форматов учебных заданий и видов деятельности;
- доступной и понятой обратной связи (автоматизированным процессам рассылки, мобильных оповещений и т.д.);
- простой системы навигации на площадке, реализации инструментов экономии времени и действий субъектов образовательной деятельности;
- технологиям учета учебных достижений (аналитике), позволяющей осуществлять мониторинг успешности пройденных заданий и т.д.
Среди платных образовательных платформ, используемых для организации ДО в вузе, заслуживает внимания платформа еTutorium [7], преимущества которой представлены на рисунке 2.
Рис. 2. Возможности в реализации ДОТ платформы еTutorium [7]
Анализ электронных образовательных платформ и используемого комплекса ДОТ позволяет сделать вывод, что они нацелены на организацию образовательного процесса в онлайн-формате с привлечением совокупности ИКТ, инструментов и ресурсов, обеспечивающих интерактивное взаимодействие, как с учебным материалом, так и субъектов образования друг с другом. ДОТ выполняют функцию средств реализации всех аспектов ОП: мотивации обучающихся, развития их компетенций в рамках предмета и ИКТ-компетенций; умения осуществлять мониторинг в рамках самостоятельно организуемой траектории учебной деятельности.
Мы согласны с мнением С.В. Дусенко и соавторов, которые отмечают, что к трендам электронного обучения следует отнести «внедрение в ОП элементов геймификации и персонализированного обучения» [4, с.26]. Методы, применяемые для этого на образовательных платформах, также относятся к актуальным ДОТ. Также в рамках реализации ДО наиболее востребованными образовательными технологиями становятся «технологии активного, проектного и проблемного обучения, включение интегрированных образовательных программ, формирование лабораторий нового типа с включением инноваций и ИКТ» [4, с.28].
Подводя итоги исследования, отметим, что внедрение современных дистанционных образовательных технологий в ОП вуза способствует реализации принципов непрерывности и доступности образования для широкого круга обучающихся; делает возможным реализацию разнообразных форматов интерактивного обучения с привлечением инновационных инструментов вовлечения и адаптации студентов в электронной образовательной среде, а также автоматизацию многих операций учебного процесса. Помимо данных преимуществ, благодаря внедрению ДОТ, происходит активизация самостоятельной работы студентов, развитие их исследовательских способностей и расширение круга возможностей для самообразования.
Для качественной реализации дистанционного образования и комплекса ДОТ вуз должен создать надежную электронную информационно-образовательную систему с комплексом средств оптимизации всех видов учебного сотрудничества. В частности, необходим выбор надежных образовательных платформ для организации различных форматов ДО, а также достаточно высокий уровень компетентности преподавательского состава для реализации образовательной деятельности в дистанционном формате с привлечением ИКТ.