Современное общество считают обществом информационным, которое можно рассматривать как особую историческую ступень, когда наблюдается постоянное увеличение значимости информации, выступающей (наравне со знанием) главным продуктом производства, в жизнедеятельности общества; усиление роли коммуникативной составляющей трудового процесса, непрерывный рост доли услуг в секторе валового внутреннего продукта. Информационный этап общественного развития предполагает участие большей части трудоспособного населения в производстве, анализе, хранении и переработке информации (т.е. сведений о свойствах, состояниях и возможных проявлениях объектов и явлений окружающей среды). Таким образом, особенностью данного типа устройства общества является непрерывный обмен данными, обеспечиваемый в том числе благодаря развитию информационных технологий.
Информационные технологии (Information technologies, IT) – «технологии поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов» [2].
Коснувшись всех областей общественного устройства, информационные технологии, разумеется, не могли не найти применения в сфере таможенного дела, функционирование которого тесно сопряжено с совершением таможенных операций, основывающихся на многократном применении таможенной информации большого объема, характеризующейся регулярным обновлением ряда логико-математических задач и расчетов, направленных на получение разных типов информации о результатах, интерпретируемой таможенными служащими в соответствии с целью ее использования.
Основная задача Федеральной таможенной службы (ФТС) России, заключающаяся в обеспечении стабильных и безопасных условий осуществления внешнеэкономической деятельности и адекватного таможенного контроля этой деятельности, в нынешних реалиях не может быть четко реализована без внедрения систем информационных технологий, необходимость активизации которых обусловлена ростом объема международного товарооборота и усложнением его состава; стремлением участников торговых отношений минимизировать материальные и временные потери в процессе таможенного декларирования товаров; а также ограниченностью личного кадрового состава органов ФТС России.
На сегодняшний день общая концепция развития таможенной службы предусматривает следующие направления развития информационных технологий в таможенной сфере:
- «автоматизация анализа рисков и выбор форм таможенного контроля с использованием системы управления рискам» [1];
- «автоматизация технологий документального контроля товаров и ввозящих их на территорию автотранспортных средств» [1];
- «разработка и внедрение системы электронного декларирования товаров и транспортных средств» [1].
Как мы видим, целью масштабного применения информационных технологий в рамках деятельности таможенной службы является автоматизация таможенного учета, во-первых, за счет создания единой электронной базы данных, рассчитанной на хранение информации о ряде важных параметров внешнеэкономической деятельности (например, сведения о товарах, данные об участниках торговых отношений, уведомления о совершении налоговых платежей); во-вторых, благодаря функционированию электронного документооборота, позволяющего создавать, хранить и передавать таможенные документы в электронном виде и тем самым упрощающего обмен информацией между органами ФТС России.
Одним из видов информационных технологий, применяемым в практической организации работы таможенной службы, выступает электронное декларирование, с 2014 года ставшее обязательным пунктом оформления таможенной документации.
Электронная таможенная декларация – это электронный документ (заявление), содержащий сведения о товарах, избранной таможенной процедуре, обязательных платежах и иную информацию, необходимую для выпуска товаров, который направлен в таможенный орган с помощью сети Интернет. Заполнение данного документа декларант осуществляет самостоятельно, используя при этом специализированные программные средства, которые позволяют автоматически сформировать заявление в установленной форме на основе предоставленных системе данных.
Использование электронного декларирования таможенными службами значительно уменьшает количество времени, затрачиваемого на оформление необходимой сопроводительной документации; снижает вероятность ошибок, поскольку данные электронных деклараций подвергаются автоматической проверке; способствуют совершенствованию процессов контроля и, соответственно, поддержанию высокого уровня безопасности вследствие корреляции информации электронных деклараций с иными системами наблюдения и контроля; упрощает коммуникацию между всеми участниками таможенных отношений и, конечно, сокращает материальные затраты на обработку и архивное хранение бумажных носителей.
Отметим также, что эксплуатация электронных деклараций стимулирует внедрение и развитие на постоянной основе информационных систем удаленной оплаты разного рода обязательных платежей. Так, начиная с 2001 года, стало возможным осуществление таможенных взносов с помощью таможенной карты.
Таможенная карта – это «микропроцессорная карта, эмитируемая банками для уплаты таможенных пошлин, налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов и других платежей, взимаемых в установленном порядке таможенными органами Российской Федерации, а также для идентификации плательщиков – участников ВЭД» [4].
Таким образом, использование современных информационных технологий в сфере оплаты таможенных платежей предоставляет участникам внешнеэкономической деятельности возможность осуществлять таможенные операции, находясь вне мест функционирования таможенных служб; гарантирует оплату обязательных платежей строго в том размере, который указан в декларации (без взимания авансовой оплаты); уменьшает вероятность ошибок при внесении идентифицирующей информации.
Еще одним примером реализации информационных технологий в таможенном деле служит использование Единой автоматизированной информационной системы (ЕАИС) ФТС России. ЕАИС представляет собой защищенную распределенную территориально информационную систему таможенных органов Российской Федерации, функции которой сводятся к автоматизации рабочих процессов таможенных служб и оказании аналитической поддержки должностным лицам. Синхронизируя работу органов ФТС России как действующей едино информационной системы, ЕАИС имеет следующие назначения:
- автоматизация оформления таможенной документации на товары;
- предоставление подразделениям ФТС России и правительственным органам информационных сведений, необходимых для ведения таможенной статистики;
- информационное обеспечение противодействия нарушениям норм таможенного законодательства и контрабанде;
- повышение результативности осуществляемого таможенными органами контроля за багажом пассажиров, пересекающих государственную границу;
- организация централизованной системы контроля взимания и начисления обязательных платежей;
- развитие методов нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности и контроль процессов лицензирования и квотирования и др.
ЕАИС ФТС России за время своего становления и последующего поэтапного развития трансформировалась в уникальный инструмент, обеспечивающий функционирование таможенных информационных технологий и способствующий выработке и принятию решений на базе автоматизированных информационно-технологических процессов на каждом уровне таможенной службы – от таможенного поста до центрального аппарата.
Итак, применение в работе таможенных органов Российской Федерации описанных информационных технологий при электронном декларировании товаров, дистанционной оплате обязательных платежей, а также в рамках работы Единой автоматизированной информационной системы ФТС России, во-первых, увеличивает скорость и качество прохождения таможенных процедур, что способствует росту товарооборота и вместе с тем снижению материальных издержек на его обеспечение; во-вторых, гарантируют надежность и понятность таможенного регулирования, т.к. электронное хранение данных определяет возможность их анализа и быстрой проверки; в-третьих, использование информационных технологий, направленных на автоматизацию и контроль основных таможенных процессов, уменьшает риски ошибок, мошенничества и коррупции. И, наконец, реализация информационно-технологической системы в сфере таможенного дела позволяет упорядочить и систематизировать большой поток данных, с которым таможенным органам приходится работать ежедневно.