Естественное или же негативное право это обусловленная объективной природой человека система идей, принципов и норм, регулирующая общественные отношения, в основе которой лежит доктрина, признающая наличие у человека ряда неотъемлемых прав, которые принадлежат ему исходя из самого факта принадлежности его к человеческому роду.
Естественное право противопоставляется доктрине правового позитивизма, которая утверждает, что государство диктует человеку его права через закон и вне закона прав у человека быть не может, естественное же право в свою очередь очень четко разделяет понятия «право» и «закон».
Естественно-правовые концепции стоит рассматривать в первую очередь, как исследование гносеологических, онтологических и аксиологических проблем права. Исходя из этого основная ценность подхода к правовым явлениям с позиции естественного права заключается в возможности увидеть основы или даже возможно предосновы права.
В новое время естественное право стало неотъемлемым инструментом понимания действительности в политико-правовой философии, а также включалось в практику государственного строительства, выражаясь в декларациях и конституциях США и Франции.
В середине XX века естественное право сформировалось в пять основных исследовательских направлений:
- Теологическое направление естественного права возникло в эпоху античности и в дальнейшем претерпело глобальные изменения в контексте развития представлений человека о Боге, религии и в системе соотношений прав человека, которые в разные периоды истории возникали на основе различных потребностей: от божественного закона, схоластики, томизма, неотомизма до телеологической интерпретации естественного права. Естественно-правовой контент данного направления выражен, в первую очередь, в потребностях общества урегулирования отношений в сфере религий и вероисповеданий.
- Объективистское направление отображает момент объективной и, прежде всего, социальной обусловленности права, представление его как части реальности, не зависящей от человека, отраженный в социально-объективистских концепциях права. Здесь делается акцент на связи права с жизнью, его следует понимать, как совокупность фактических социальных отношений. Именно в этих отношениях усматриваются предельные основы права, то есть сущность права по типу причинной зависимости исходит из тех общественных отношений, которые находятся вне его экономических, социальных, политических.
- Неокантианское направление – это субъективный идеализм неокантианской трактовки естественного права, построенный на развитии теории трансцедентального идеализма И. Канта, который проявляется прежде всего в методологическом дуализме сущего и должного, посредством которого в основу «истинного» права кладутся априорные категории индивидуального сознания. Естественное право – это продукт мышления, априорное порождение разума, обладающее формальными признаками и получающее социальное содержание через наполнение его «культурными ценностями», обусловленными не социальным бытием, а трансцендентальным должным.
- Экзистенциалистское направление в теории естественного права является определенным продолжением и развитием неокантианства, отходя от субъективизма и концентрируясь на антропоцентризме. Экзистенциализм, разрушающий формально-догматическую юриспруденцию, обезличенную и потерявшую основную цель – человека, пытается возвратить утраченного субъекта, который долгое время находился в состоянии отчужденности вне объективного права со своими особенностями, культурой и системой ценностных ориентиров.
- Психоиррационалистическое направление трактуется сторонниками иррационализма как естественное право, которое является не проекцией объективных правовых ценностей в условиях конкретной ситуации, а результатом их сложного иррационального синтезирования. Объективные ценности – это своеобразное «сырье» для естественного права, которое рождается в потоке переживания.
Исходя из позиций системного подхода в юриспруденции, право определяется как единство естественного, позитивного и субъективного права. Естественное право является первоосновой, которая получает выражение в позитивном праве и воплощается в правах и обязанностях конкретных лиц.
Естественное право гармонично включено в правовые системы современности, в которых провозглашена идея правового государства. К таким правовым системам относится и современная Россия. Основополагающие идеи естественно-правовой концепции входят в конструкцию Конституции РФ (ст. 2, ч. 2 ст. 17, ст. 18 и др.), тем самым фактически выражаясь в позитивном праве и в субъективных правах человека и гражданина.
С позиций науки естественное право имеет ряд недостатков, в число которых, как правило, включаются: неопределённость содержания, сходство с моралью, отсутствие эмпирических доказанных источников, а также принадлежность только к европейской традиции права.
Проблемы естественного права имеют и прямое отношение к государственной и общественной практике. В современном мире, несмотря на общепризнанность концепции прав человека, зачастую происходит игнорирование естественных прав и свобод при формировании позитивного права. Имеются проблемы и с созданием реально действующих механизмов воплощения естественного права в общественной жизни. Более того, присутствуют случаи прямого нарушения фундаментальных прав человека и гражданина, в том числе в государствах, построенных на идее правового государства.
Таким образом, естественное право является прочной методологической основой понимания права в целом, а также выступает в качестве фундаментального основания всех явлений государственно-правовой действительности.