Современные учения о естественном праве

В статье рассматриваются естественное право и основные его современные направления, а также его влияние на современное законодательство.

Аннотация статьи
психоиррационалистическое направление
естественное право
негативное право
концепции естественного права
теологическое направление
объективистское направление
неокантианское направление
экзистенциалистское направление
Ключевые слова

Естественное или же негативное право это обусловленная объективной природой человека система идей, принципов и норм, регулирующая общественные отношения, в основе которой лежит доктрина, признающая наличие у человека ряда неотъемлемых прав, которые принадлежат ему исходя из самого факта принадлежности его к человеческому роду.

Естественное право противопоставляется доктрине правового позитивизма, которая утверждает, что государство диктует человеку его права через закон и вне закона прав у человека быть не может, естественное же право в свою очередь очень четко разделяет понятия «право» и «закон».

Естественно-правовые концепции стоит рассматривать в первую очередь, как исследование гносеологических, онтологических и аксиологических проблем права. Исходя из этого основная ценность подхода к правовым явлениям с позиции естественного права заключается в возможности увидеть основы или даже возможно предосновы права.

В новое время естественное право стало неотъемлемым инструментом понимания действительности в политико-правовой философии, а также включалось в практику государственного строительства, выражаясь в декларациях и конституциях США и Франции.

В середине XX века естественное право сформировалось в пять основных исследовательских направлений:

  1. Теологическое направление естественного права возникло в эпоху античности и в дальнейшем претерпело глобальные изменения в контексте развития представлений человека о Боге, религии и в системе соотношений прав человека, которые в разные периоды истории возникали на основе различных потребностей: от божественного закона, схоластики, томизма, неотомизма до телеологической интерпретации естественного права. Естественно-правовой контент данного направления выражен, в первую очередь, в потребностях общества урегулирования отношений в сфере религий и вероисповеданий.
  2. Объективистское направление отображает момент объективной и, прежде всего, социальной обусловленности права, представление его как части реальности, не зависящей от человека, отраженный в социально-объективистских концепциях права. Здесь делается акцент на связи права с жизнью, его следует понимать, как совокупность фактических социальных отношений. Именно в этих отношениях усматриваются предельные основы права, то есть сущность права по типу причинной зависимости исходит из тех общественных отношений, которые находятся вне его экономических, социальных, политических.
  3. Неокантианское направление – это субъективный идеализм неокантианской трактовки естественного права, построенный на развитии теории трансцедентального идеализма И. Канта, который проявляется прежде всего в методологическом дуализме сущего и должного, посредством которого в основу «истинного» права кладутся априорные категории индивидуального сознания. Естественное право – это продукт мышления, априорное порождение разума, обладающее формальными признаками и получающее социальное содержание через наполнение его «культурными ценностями», обусловленными не социальным бытием, а трансцендентальным должным.
  4. Экзистенциалистское направление в теории естественного права является определенным продолжением и развитием неокантианства, отходя от субъективизма и концентрируясь на антропоцентризме. Экзистенциализм, разрушающий формально-догматическую юриспруденцию, обезличенную и потерявшую основную цель – человека, пытается возвратить утраченного субъекта, который долгое время находился в состоянии отчужденности вне объективного права со своими особенностями, культурой и системой ценностных ориентиров.
  5. Психоиррационалистическое направление трактуется сторонниками иррационализма как естественное право, которое является не проекцией объективных правовых ценностей в условиях конкретной ситуации, а результатом их сложного иррационального синтезирования. Объективные ценности – это своеобразное «сырье» для естественного права, которое рождается в потоке переживания.

Исходя из позиций системного подхода в юриспруденции, право определяется как единство естественного, позитивного и субъективного права. Естественное право является первоосновой, которая получает выражение в позитивном праве и воплощается в правах и обязанностях конкретных лиц.

Естественное право гармонично включено в правовые системы современности, в которых провозглашена идея правового государства. К таким правовым системам относится и современная Россия. Основополагающие идеи естественно-правовой концепции входят в конструкцию Конституции РФ (ст. 2, ч. 2 ст. 17, ст. 18 и др.), тем самым фактически выражаясь в позитивном праве и в субъективных правах человека и гражданина.

С позиций науки естественное право имеет ряд недостатков, в число которых, как правило, включаются: неопределённость содержания, сходство с моралью, отсутствие эмпирических доказанных источников, а также принадлежность только к европейской традиции права.

Проблемы естественного права имеют и прямое отношение к государственной и общественной практике. В современном мире, несмотря на общепризнанность концепции прав человека, зачастую происходит игнорирование естественных прав и свобод при формировании позитивного права. Имеются проблемы и с созданием реально действующих механизмов воплощения естественного права в общественной жизни. Более того, присутствуют случаи прямого нарушения фундаментальных прав человека и гражданина, в том числе в государствах, построенных на идее правового государства.

Таким образом, естественное право является прочной методологической основой понимания права в целом, а также выступает в качестве фундаментального основания всех явлений государственно-правовой действительности.

Текст статьи
  1. Кацапова И.А. Естественное право и естественные права / И.А. Кацапова // Гуманитарные научные исследования. – 2012. – № 11 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://human.snauka.ru/2012/11/1921 (дата обращения: 14.12.2023).
  2. Четвернин В.А. Современные концепции естественного права / В.А. Четвернин. – М.: Наука, 1988. – 144 с.
  3. Гринь А.В. Естественное право и правовые законы – стимуляторы развития правосознания и правовой культуры личности / А.В. Гринь // ЮристъПравоведъ. – Ростов н/Д. – 2014. – № 6(67). – C. 110-113.
  4. Нерсесянц В.С. Сущность, понятие и ценность права // Проблемы общей теории права и государства / Под общ. ред. В.С. Нерсесянца. – М., 1999. – 552 с.
Список литературы