Главная
АИ #51 (181)
Статьи журнала АИ #51 (181)
Особенности психологической коррекции стресса у студентов с ОВЗ

Особенности психологической коррекции стресса у студентов с ОВЗ

Научный руководитель

Рубрика

Психология

Ключевые слова

стресс
психологическая коррекция
ОВЗ
инклюзия
стрессоустойчивость
саморегуляция
дезадаптация

Аннотация статьи

В статье содержатся результаты теоретико-экспериментального исследования личностных факторов проявления стресса у лиц с ОВЗ, обучающихся в техникуме. Обоснована актуальность рассматриваемой темы, перечислены основные факторы, способствующие развитию стресса, а также перечислены основные особенности коррекции проявлений стресса у рассматриваемой категории студентов. Подчеркивается, что коррекция стресса у студентов с ОВЗ должна носить комплексный и многогранный характер, сочетающий в себе работу со стрессом с физиологической точки зрения, формирование позитивного хода мыслей, работу с социально-психологическим климатом в учебной группе, навыками социальной адаптации и самооценкой студента.

Текст статьи

Двадцать первый век по праву можно считать временем прорыва. Активное развитие различных информационных ресурсов, современных технологий и ряда наук гуманистической направленности даёт возможности для развития людей независимо от их пола, расы, национальности, религиозных взглядов и возможностей здоровья. Развитие инклюзивной составляющей общественной жизни позволяет людям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) жить полноценной и наполненной жизнью.

Согласно данным статистики Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в мире в 2022 году насчитывалось более 1,2 млрд людей с ОВЗ. По данным Росстат, в России было официально зарегистрировано 11, 331 миллионов человек с инвалидностью [4]. Каждый из этих людей страдает состоянием той или иной степени тяжести и нуждается в поддержке близких, родных и общества. Ведь инвалидность – состояние повышенной уязвимости, как физической, так и психологической.

Жизнь с ОВЗ – непростое испытание, которое требует от человека высокого уровня дисциплины и терпения в совокупности с постоянной работой над своим психологическим здоровьем.

Благодаря активному развитию информационного мира и стремлению общества к непрерывному образованию, внушительную часть жизни человек проводит в образовательной среде. При этом люди с ОВЗ также не лишены возможности учиться. Безусловно, огромный вклад в доступность образовательной среды для людей с ОВЗ внесло внедрение дистанционных образовательных технологий, однако и очное обучение также присутствует в жизни инвалидов, которые не хотят быть оторваны от социума.

К сожалению, не все люди, обучающиеся в образовательных учреждениях, обладают толерантностью к людям с ОВЗ. Школьный период – один из самых трудных для детей – инвалидов, ведь дети ещё до конца не усвоили навыки социального поведения и терпимости по отношению к другим, к тому же, во многих школах до сих пор нет условий для обучения детей с ОВЗ. Однако, последующие периоды обучения не менее трудны для человека с инвалидностью по этим же, но менее выраженным причинам. Непросто приходится лицам с ОВЗ, которые после окончания школы уходят в техникумы, где получают базовую и более практическую подготовку по определённой специальности. Это вызвано как имеющимися недостатками в инклюзивной составляющей российского средне-специального образования, так и необходимостью освоения множества практических навыков, что зачастую может стать очередной трудностью на пути ребёнка-инвалида, который, кроме этого, может сопровождаться также трудностями в социализации, построении коммуникации со сверстниками и переживаниями, характерными для любых студентов (экзаменационный стресс, кризис первого курса и т.д.).

Возникающие трудности во время обучения в техникуме очень часто приводят студентов с ОВЗ к возникновению состояния стресса [3, c.269]. Иванова И.В. утверждает, что стресс у студентов техникума с ОВЗ проявляется в зависимости от индивидуальных особенностей личности – у одних студентов он совсем не выражен, не приводит к значительному нервно-психическому напряжению и не препятствует обучению, в то время как у других проявления стресса могут настолько яркими, что будут препятствовать получению студентом образования [1, c.138].

Нами проведено экспериментальное исследование с помощью следующих диагностических методик: инвентаризация симптомов стресса (Т. Иванченко и соавторы), шкала психологического стресса РSМ–25, методика диагностики состояния стресса К. Шрайнера, комплексная оценка проявлений стресса (В.Ю. Щербатых), методика «Незавершенные предложения» Сакса и Леви, методика «Прогноз–2» (В.Ю. Рыбников), многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО–АМ) А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина.

Как показали результаты экспериментального исследования, лица с ОВЗ обладают низким уровнем стрессоустойчивости, находятся в состоянии дезадаптации и психического дискомфорта, имеют низкий уровень саморегуляции в стрессе, испытывают такие признаки сильного стресса, как тревога, адаптация и истощение.

Внутриличностная дезадаптация, личностная тревожность, низкий уровень нервно-психической устойчивости, а также удовлетворительная адаптация личности образуют систему личностных факторов лиц с ОВЗ, при этом внутриличностная дезадаптация оказывает прямое влияние на рост стресса и отрицательное влияние на уровень саморегуляции в стрессе, а уровни нервно-психической устойчивости и адаптивности личности являются факторами, повышение которых приводит к снижению проявлений стресса. При этом, личностные факторы проявления стресса у лиц с ОВЗ образуют основу формирования ими субъективного благополучия: адаптационные механизмы способствуют сохранению психологического здоровья рассматриваемой категории лиц ввиду наличия ответной реакции на неблагоприятные, дискомфортные условия среды.

При этом стоит учитывать, что студенты с ОВЗ и инвалидностью – разнообразная группа обучающихся, у каждого свои особые образовательные потребности, свои ресурсы и психологические особенности, в том числе и в эмоциональной сфере. Использование приёмов арт-терапии, учёт индивидуальных особенностей студентов с различными нозологиями будут способствовать созданию особой образовательной среды для комфортного обучения лиц с ОВЗ.

В связи с этим, на наш взгляд, вопросы своевременной коррекции стресса у студентов техникума с ОВЗ заслуживают исследовательского внимания.

Среди основных особенностей коррекции стресса у студентов техникума с ОВЗ Е.В. Михальчи выделяет следующие:

  1. необходимость изучения микроклимата в группах обучения;
  2. оказание помощи в социальной адаптации;
  3. применение методов и приёмов, направленных на улучшение процесса обучения студента;
  4. работа с волевыми качествами студентов и их самооценкой [2, c.305].

Таким образом, коррекция стресса у студентов с ОВЗ заключается не только в работе с отдельно взятым студентом, но и с группой обучения в целом, с целью создания дружественной атмосферы, благоприятствующей социализации личности.

Для улучшения социально-психологического климата в коллективе студентов техникума можно применять различные комплексы тренинговых занятий, направленных на сближение коллектива, а также организовывать совместные походы, экскурсии, творческие мастер-классы, где студенты смогут пообщаться в непринужденной атмосфере [3, c.270]. При этом организация совместных мероприятий должна учитывать особенности здоровья студента с ОВЗ, чтобы он мог чувствовать себя максимально расслаблено и уверенно.

Помощь в социальной адаптации будет более эффективна при сочетании групповых и индивидуальных форм коррекционной работы [3, с.271]. Для групповой работы подойдут тренинги на развитие толерантности к студентам с инвалидностью, обучение навыкам взаимопомощи. В формате индивидуальной работы можно использовать различные упражнения на развитие коммуникативных способностей студентов с ОВЗ, развитие у них ассертивности и снятие агрессии.

Для улучшения процесса обучения у студентов с ОВЗ могут быть использованы такие методы и приёмы, как:

  1. Сенсорная интеграция – для синхронизации процесса обработки информации, поступающей от сенсорных систем организма. Такой метод способствует развитию памяти, внимания и других когнитивных способностей [1, c.139].
  2.  Использование потенциала различных творческих направлений – например, занятия арт-терапией, лепкой из глины, музыкой и т.д. Творческие направления не только способствуют гармонизации психологического состояния, но и развивают пластичность головного мозга, что, в свою очередь, будет способствовать улучшению процесса обучения студента и усваиваемости им информации.
  3. Посещение дополнительных занятий по предметам, с которыми возникают трудности. Безусловно, проведение таких занятий требует совместной работы психолога с педагогом-предметником, самого студента и его родителей (опекунов). Однако, на наш взгляд, дополнительная проработка возникающих трудностей будет способствовать не только повышению успеваемости, но и повышению уверенности студента в себе и своих силах. При этом, при наличии финансовых возможностей можно использовать занятия с репетитором, однако, на наш взгляд, лучше подойдут дополнительные занятия в привычной образовательной среде для лучшей адаптации к её условиям.

Для работы с волевыми качествами студентов с ОВЗ подойдут такие методы как визуализация желаемых достижений, метод формирования внутренней опоры, телесная практика «Энергетическая прививка» и другие методы, направленные на проработку эмоционально-волевой сферы.

Для работы с самооценкой можно применить методы под названием «Квадртат Декарта» и «Эффект Пигмалиона», направленные на формирование основных мотивирующих ценностей и проработку негативных установок и убеждений относительно себя, своей болезни и места в социуме [2, c.304].

Работа непосредственно со стрессом, на наш взгляд, должна включать в себя работу с физиологической составляющей стресса через активацию парасимпатической нервной системы, дыхательные практики. Кроме того, необходимо рекомендовать ежедневные прогулки на свежем воздухе. Как показывают результаты исследований, прогулки на свежем воздухе способствуют выработке BNDF-белка, препятствующему образованию в головном мозге веществ, активирующих центры стресса в головном мозге [3, c.269]. Кроме того, при возникновении негативных переживаний можно рекомендовать такие необычные техники формирования позитивного мышления, как:

  1. Техника переключения на другой язык – техника, в соответствии с которой негативные мысли нужно произносить на другом языке. Если студент владеет английским или другим языком, то можно переводить свои мысли на них, однако, если русский язык единственный в лингвистическом арсенале, то можно переводить свои мысли на русский, например, с грузинским акцентом. Такая техника способствует снижению негативной интенсивности мысли;
  2. Использование головного мозга как поисковика Google – нестандартный способ проработки своих негативных мыслей. Нужно обучить студента правильно задавать самому себе вопросы. При этом нельзя начинать вопрос со слова «Почему?», можно начинать вопросы только со слов «Кто?», «Как?» и «Что?». Например: мысленный запрос «Почему я инвалид?», сразу вызовет в голове много негативных и мучительных переживаний, в то время вопросы «Как люди с ОВЗ добиваются успеха?», «Кто из людей с ОВЗ живет той жизнью, которой хотел бы жить я?» или «Что делают люди с ОВЗ, чтобы успешно обучаться?», напротив, ведут к идеям, которые действительно толкают человека вперед;
  3. Запрет обобщений. Очень важная техника, которая является основой позитивного мышления. Она заключается в запрете на произнесение вслух и мысленно предложений с любыми обобщающими словами. Например, «Я никогда не выучу этот предмет, потому что я инвалид» – предложение имеет ярко выраженный негативный окрас. Важно донести до студента, что в жизни нет абсолютных истин, поэтому утверждать что-то со 100% уверенностью – заблуждение.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что коррекция стресса у студентов техникума с ОВЗ должна носить комплексный и многогранный характер, сочетающий в себе работу со стрессом с физиологической точки зрения, формирование позитивного хода мыслей, работу с социально-психологическим климатом в группе обучения, навыками социальной адаптации и самооценкой студента.

Список литературы

  1. Иванова И. В. Арт-терапия в обучении студентов с ограниченными возможностями здоровья / И. В. Иванова, В. А. Макарова // European Scientific Conference : сборник статей XVI Международной научно-практической конференции, Пенза, 07 сентября 2019 года. – Пенза: "Наука и Просвещение" (ИП Гуляев Г.Ю.), 2019. – С. 135-140. 
  2. Михальчи Е. В. Применение трансактного анализа при формировании жизнестойкости у студентов с ОВЗ и инвалидностью / Е. В. Михальчи // Психология и педагогика в Крыму: пути развития. – 2019. – № 1. – С. 300-315. 
  3. Панчук Е. Ю. Проявления стресса у студентов с инвалидностью / Е. Ю. Панчук // Психология образования: образовательный потенциал развития личности : Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции психологов образования Сибири с международным участием, Иркутск, 03–04 сентября 2020 года. – Иркутск: Иркутский государственный университет, 2020. – С. 269-272. 
  4. Росстат: Федеральная служба государственной статистики: офиц. сайт. – URL: https://rosstat.gov.ru/?%25 (дата обращения: 10.09.2023).

Поделиться

951

Шагдурова В. В. Особенности психологической коррекции стресса у студентов с ОВЗ // Актуальные исследования. 2023. №51 (181). Ч.IV.С. 85-88. URL: https://apni.ru/article/7890-osobennosti-psikhologicheskoj-korrektsii-stre

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января