Главная
АИ #51 (181)
Статьи журнала АИ #51 (181)
Формирование экономических представлений старших дошкольников посредством дидакт...

Формирование экономических представлений старших дошкольников посредством дидактических игр

Автор(-ы):

Гладкова Наталья Сергеевна

20 декабря 2023

Секция

Педагогика

Ключевые слова

экономика
дошкольное образование
дидактическая игра
профессиональная деятельность

Аннотация статьи

В статье формирование экономических представлений старших дошкольников рассматривается как одно из приоритетных направлений образовательной деятельности в ДОУ.

Текст статьи

Экономическое воспитание дошкольников – новое направление дошкольной педагогики. Для того чтобы ребенок в школе хорошо разбирался в сложнейших экономических понятиях, начинать работать в этом направлении нужно с 5-6-летнего возраста в тесном сотрудничестве с родителями. Чем больше дети дошкольного возраста соприкасаются с социальной действительностью, бытом, тем больше возникает у них вопросов. Повседневная жизнь, семья, общение со сверстниками, наконец, воспитательно-образовательная работа в условиях детского сада формируют тот эмпирический опыт, который становится базой для дальнейшей работы по экономическому воспитанию.

В исследованиях А.Д. Шатовой отмечается необходимость комплексного подхода к процессу формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста, под которым автор понимает синтез нравственного, трудового, экономического аспектов образования [7, с.17].

В соответствии с ФГОС ДО образовательная работа по формированию у детей элементарных экономических знаний может реализовываться в следующих формах: в совместной деятельности взрослых и детей в рамках освоения образовательных областей и режимных моментов, а также в самостоятельной деятельности детей, в условиях созданной педагогами мотивирующей предметно-развивающей среды, позволяющей детям взаимодействовать со сверстниками и действовать индивидуально.

Работа с детьми в данном направлении осуществляется в организованной образовательной деятельности, в совместной деятельности педагога с детьми в режимных моментах и при педагогическом сопровождении самостоятельной деятельности детей. Все эти формы носят деятельностный характер и предполагают активную позицию ребенка как субъекта собственного развития.

Особая роль в организации педагогического процесса освоения ребенком экономических знаний принадлежит игре. Для достижения данной цели в образовательном процессе детского сада могут быть задействованы все виды игр дошкольников. Каждый вид уникален, по-своему ценен и имеет большой педагогический потенциал для экономического образования дошкольников. Однако самым подходящим видом, имеющим большие педагогические возможности для формирования у детей экономических знаний, исследователи называют дидактическую игру (Д.С. Черноускене) [5].

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление. Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется развивающее и воспитательное влияние игровой деятельности. Характерная особенность дидактической игры – связь учебных элементов с элементами игры. Учебное, дидактическое содержание уравновешивается другой стороной дидактических игр – деятельностью. Поэтому деятельность в большинстве дидактических игр организуется так, чтобы она как можно больше сосредотачивала внимание детей.

В дошкольной педагогике сложилось традиционное деление дидактических игр на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом); настольно-печатные; словесные игры. Дидактические игры с предметами очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения. В качестве дидактических материалов используются игрушки, реальные предметы, объекты природы. Игры с предметами дают возможность решать различные образовательные задачи: расширять и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции, совершенствовать речь, воспитывать произвольность поведения, памяти, внимания.

Среди игр с предметами особое место занимают сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки. В сюжетно-дидактических играх дети выполняют определённые роли, например продавца или покупателя и т.д. Игры-инсценировки помогают уточнить представления о различных бытовых ситуациях, о литературных произведениях, о нормах поведения. Другим видом дидактических игр являются настольно-печатные игры, которые разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы.

Среди дидактических игр для дошкольников преобладают игры, в основе которых лежит парность картинок, подбираемых по сходству. К данному виду относятся различные типы лото, домино, лабиринты, разрезные картинки, складные кубики и т.п. Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность. Поэтому словесные игры проводят в основном с детьми среднего и преимущественно старшего дошкольного возраста.

Дидактическая задача определяется взрослым. Для детей цель игры выступает в виде игровой задачи, которая иногда заложена в названии игры – «Угадай, кто позвал?», «Узнаем, что в чудесном мешочке?» и побуждает к активным действиям. Важное значение имеет и содержание дидактической игры, т.е. те сферы окружающей действительности, те представления об окружающем мире (предметы, явления, природа, люди, их взаимоотношения, быт, труд, события общественной жизни), которые находят в ней отражения. Содержание дидактической игры как определенной сферы окружающей действительности позволяет сосредоточить внимание ребенка на одной стороне предмета, объекта, явления, нивелировать влияние отвлекающих факторов. Игровые действия – это способы проявления активности ребёнка в игровых целях: опустить руку в «чудесный мешочек», нащупать игрушку, описать её; увидеть и назвать изменения, которые произошли с игрушками, расставленными на столе; подобрать кукле наряды и предметы быта, украшенные геометрическим узором. Игровые действия меняются в зависимости от возраста и уровня развития детей. Игровые действия – загадывания, сравнения, группировка, объединение деталей, движение по маршруту, подбадривание игроков – чем разнообразнее и содержательнее игровое действие, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решается познавательные задачи.

При отборе дидактической игры педагог должен четко представлять себе требования, которым она должна отвечать. Дидактическая игра должна отражать реальную картину окружающего мира и быть доступной дошкольникам; обеспечивать возможность играть как отдельному ребенку, так и не большой группе детей; позволять ребенку самостоятельно контролировать правильность выполнения задания; материалы для игры должны быть прочными, красочно оформленными, привлекательными и отвечать эстетическим нормам.

При проведении дидактических игр в работе с детьми старшего дошкольного возраста воспитателю необходимо соблюдать следующие условия: четко, эмоционально и выразительно разъяснять детям задачу и правила игры; занимать в игре позицию равноправного партнера, сопереживать играющим, живо и эмоционально реагировать на ход игры, поддерживать интерес к действиям каждого ребенка; вводить в игру элементы соревнования, веселой состязательности команд, поощрять болельщиков, которые эмоционально поддерживают играющих; давать возможность каждому ребенку быть в роли, как участника, так и ведущего игры; обеспечивать постоянную смену игровых ролей; варьировать задания и правила игры, развивая способность произвольно перестраивать свое поведение в соответствии с изменением игрового содержания; осуществлять индивидуально-дифференцированный подход к детям через вариативность игровых заданий и правил; средства и способы повышающие эмоциональное отношение детей к игре, следует рассматривать не как самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических задач.

В образовательной деятельности важно обеспечить точное и последовательное освоение детьми финансово-экономических категорий и ведущая роль здесь принадлежит педагогу. Беря на себя основную роль в игре, воспитатель координирует и контролирует «правильность и точность выполнения каждым ребенком действий в экономической сфере» (Н.Л. Беляева). Большое значение в деле формирования у дошкольников элементарных экономических знаний имеют игры, направленные на освоение детьми представлений о природных и капитальных ресурсах, о производителях товаров и услуг. В качестве примера здесь можно назвать такие предметные дидактические игры, как «Кто кем работает», «Кто, как работает», «Услуги и товары», «Разложите товар» и др. Игры на формирование знаний о деньгах, рынке, цене могут быть различного вида. Большую эмоциональную реакцию вызывают у детей игры-загадки финансово-экономического содержания, которые педагог может использовать как в повседневном образовательном процессе, так и при проведении различных творческих мероприятий (викторины, праздники и т.п.).

Таким образом, целесообразность использования дидактических игр при формировании экономических знаний у детей старшего дошкольного возраста, заключается в том, что дети непосредственно в игровой деятельности, незаметно для себя, смогут приобрести и закрепить разнообразные знания о потребностях человека и способах их удовлетворения, о семейном бюджете, о товарно-денежных отношениях, о ресурсах и маркетинге, в игровых действиях смогут проявить свое эмоциональное отношение к изучаемым понятиям.

И это не что иное, как целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования в контексте ФГОС ДО.

Список литературы

  1. Михеева, Е.В. Современные технологии обучения дошкольников / Е.В. Михеева. – Волгоград: Учитель, 2013. – 223 с. – (Методическая работа в ДОУ). – ISBN 978-5-7057- 3210-4. – Текст: непосредственный.
  2. Пахомова, Ю.В. Формирования экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста / Ю.В. Пахомова. // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 8. – URL:https://scienceforum.ru/2016/article/2016027011 (дата обращения: 12.01.2020). – Текст: электронный.
  3. Смоленцева, А.А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников / А.А. 123 Смоленцева. – Москва: Аркти, 2001. – 128 с. – (Методическая работа в ДОУ). – ISBN 978-5-89814-190-1. – Текст: непосредственный.
  4. Толстикова, О.В. Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста: методическое пособие / О.В. Толстикова, О.В. Савельева и др. – Екатеринбург: ИРО, 2013. – 199 с. – (Научная мысль). – ISBN 5-353-01455-3. – Текст: непосредственный.
  5. Чеснаускене, Д.С. Формирование представлений о цене, стоимости, денежных единицах: специальность 13.00.01 «Теория и история педагогики»: автореф. дис. канд. пед. наук: / ДанутеСтасевнаЧернаускене; Научно-исслед. ин-т дошк. Восп. АПН СССР. – М., 1997. – 26 с. – Текст: непосредственный.
  6. Шатова, А.Д. Деньги. Маленькая энциклопедия для дошкольников / А.Д. Шатова. – Москва: Ювента, 2003. – 84 с. – (Научная и учебная литература). – ISBN 5-85429-168-1. – Текст: непосредственный.
  7. Шатова, А.Д. Экономическое воспитание дошкольников: учеб.-метод. пособие / А.Д. Шатова. – Москва: МИПКРО, 1996. – 92 с. – (Культура, наука, просвещение). – ISBN 5-93134-275-3. – Текст: непосредственный.
  8. Шорыгина, Т.А. Беседы об экономике. Методическое пособие / Т. А. Шорыгина. – Москва: Сфера, 2009. – 96 с. – (Вместе с детьми). – ISBN 978-5-9949-0232-5. – Текст: непосредственный.

Поделиться

147

Гладкова Н. С. Формирование экономических представлений старших дошкольников посредством дидактических игр // Актуальные исследования. 2023. №51 (181). Ч.IV.С. 34-37. URL: https://apni.ru/article/7891-formirovanie-ekonomicheskikh-predstavlenij

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#21 (203)

Прием материалов

18 мая - 24 мая

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

29 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

7 июня