10.5281/zenodo.10430656
Автор(-ы):
Куриленко Оксана Викторовна
20 декабря 2023
Секция
Педагогика
Ключевые слова
Аннотация статьи
Показана система работы по технологии продуктивного чтения; разбираются различные стратегии продуктивного чтения, способствующие развитию навыков работы с различными текстами и информацией.
Текст статьи
«Неграмотным человеком завтрашнего дня
будет не тот, кто не умеет читать, а тот,
кто не научился при этом учиться»
Э. Тоффлер
Современное качество литературного образования младших школьников определяется рядом компетенций, в числе которых способность к самостоятельной учебной деятельности, умение использовать новые и ранее усвоенные знания на практике для умения работать с новой информацией, поиска и отбора необходимых источников, самостоятельного знакомства с книгами. Одной из главных компетенций учащихся начальной школы является читательская, под которой понимают сформированную способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере и после чтения. Именно на ней основаны процессы формирования духовного мира учащихся, их читательского опыта, развитие их коммуникативной, культуроведческой и регионоведческой компетенций, способности к самостоятельному литературному творчеству и т.п. ФГОС НОО формулирует планируемые результаты по программе «Чтение. Работа с информацией», что связано с необходимостью развивать и оценивать умение работать с информацией в качестве одной из важных характеристик выпускника начальной школы. В результате перед учителями встает проблема найти и использовать в учебном процессе современные приемы, методы, технологии, способствующие решению поставленных задач. Решением этой проблемы является технология продуктивного чтения, разработанная профессором Н.Н. Светловской.
Технология продуктивного чтения – это природосообразная образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору.
Цель технологии: формирование читательской компетенции школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя, у которого есть стойкая привычка к чтению, знающего книги, умеющего их самостоятельно выбирать.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
Структура урока по технологии продуктивного чтения
I этап. Работа с текстом до чтения.
Цель: мотивация к деятельности.
1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения); ученики прогнозируют содержание текста, предполагают о чем он по его названию, иллюстрации, портрету писателя. Возникает мотивация к чтению.
Работа в классе начинается с вопросов учителя:
Какими были ваши ожидания?
Какие вопросы до чтения у вас возникали?
На что обратили внимание перед чтением и почему?
2. Постановка цели урока.
Этап завершается постановкой целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.
II этап. Работа с текстом во время чтения.
Цель этапа: понимание текста и создание его читательской интерпретации.
Читаем и ведем диалог с автором, задаем вопросы, прогнозируем ответы, проверяем себя по тексту. Возникает читательская интерпретация.
III. Работа с текстом после чтения.
Цель этапа: достигнуть понимания текста на уровне смысла, корректировка читательской интерпретации, доведение читательских впечатлений до уровня законченной мысли.
Виды и приемы чтения
Просмотровое чтение |
Ознакомительное чтение |
Изучающее чтение |
Цель | ||
самое общее представление о содержании и смысле текста |
извлечение основной информации |
проникновение в смысл при помощи анализа текста |
Конечный результат | ||
решение: читать или не читать текст |
решение: достаточно информации или текст нужно перечитывать и анализировать |
Понимание всех уровней текста |
Приемы | ||
|
|
|
Подготовка урока по технологии продуктивного чтения
1. Выберите текст, который вам необходимо предложить ученикам для чтения на уроке (от полноценного рассказа до абзаца, формулировки правила, таблицы, схемы и т.п.)
2. Прочитайте текст, выделите в нем три уровня информации:
3. Определите роль данного текста на уроке:
4. Сформулируйте задания для работы с текстом ДО чтения, с целью предвосхищения будущего содержания текста, создания мотива для знакомства с текстом.
Внимание!!! Для каждого конкретного текста должны быть свои вопросы – нельзя пользоваться только однотипными приведенными выше примерами.
Внимание!!! Этап должен быть коротким, плавно перетекающим в собственно чтение!
5. Выделите в тексте места остановок ВО ВРЕМЯ чтения текста (вслух, по очереди разными учениками):
+ В – вопрос к автору текста, возникающий после прочтения определенных фраз. Или обращение учителя классу, побуждающее задать такой вопрос.
+ О – предложение ученикам предположить свой ответ, на возникший вопрос к автору.
+ П – предложение ученикам проверить свои предположения после прочтения тех фрагментов текста, которые позволяют увидеть авторские ответы на возникшие вопросы.
Внимание!!! Все вопросы к тексту, комментарии должны быть предельно краткими, чтобы «не заболтать» текст, не отвлечься от него, а наоборот – способствовать его глубокому пониманию.
Сформулируйте главный смысловой вопрос ПОСЛЕ чтения.
Формирование УУД
До чтения |
Во время чтения |
После чтения |
---|---|---|
|
|
|
Технология продуктивного чтения, разработанная Н. Светловской, универсальна. Она эффективна как на различных уроках.
Технология продуктивного чтения обеспечивает сочетание результатов обучения, заложенных в ФГОС:
Предметные результаты: знание писателей и их произведений, умения понимания текста, самостоятельного выбора книг, речевые умения, в том числе связной письменной и устной речи, высокий и стойкий интерес к чтению и желание читать.
Метапредметные результаты: развитие общеучебных умений (универсальных учебных действий):
Личностные результаты: духовно-нравственное развитие средствами предмета, развитие читательской самостоятельности, социализация личности.
На основании анализа результатов проведенных мониторинговых исследований можно сделать следующий вывод: использованием технологии продуктивного чтения способствует более эффективному развитию устной речи школьников, повышает качество работы по совершенствованию правильности, беглости, сознательности чтения, стимулирует интерес учащихся к чтению.
Приложение
Методические приемы организации продуктивного чтения
Отсроченная отгадка
В начале урока учитель задаёт загадку, (сообщает удивительный факт), разгадка которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом.
Задай вопрос
С чего начинается осмысление учеником учебного материала?
– Когда он задает себе вопросы: «Что это…?» «Почему…?», «Зачем это мне нужно…?» и т.п.
Составь задание
Данный приём очень эффективен при самостоятельной работе с учебником. Ученики «приподнимаются» над учебным материалом, выполняют «роль учителя», конструируя учебные задачи.
Кубик Блума
О замечательном американском педагоге Бенджамине Блуме обычно говорят, как об авторе известной «Таксономии учебных целей». Но он же является и автором нескольких приёмов педагогической техники. Один из них «Кубик Блума».
На гранях кубика написаны начала вопросов:
«Почему», «Объясни», «Назови», «Предложи», «Придумай», «Поделись»
Учитель (или ученик) бросает кубик. Необходимо сформулировать вопрос к учебному материалу по той грани, на которую выпадет кубик.
Аналитик
Более сложной может стать работа учеников не с текстом учебника, а с хрестоматией, другими дополнительными материалами. И тут необходимо так продумать задание, чтобы работа выполнялась учениками не механически, а творчески.
Драмогерменевтика
Важно как можно быстрее усвоить значение незнакомых слов, и не только уяснить, а применить в нестандартных ситуациях. Приём «драмогерменевтика» я назвала бы ещё «пребыванием в содержании». Тогда термин (незнакомое слово) усваивается учащимися гораздо быстрее и глубже.
Пометки на полях
Ещё один вариант самостоятельного изучения нового материала. Этот эффективный приём является ключевым в известной технологии критического мышления.
Виды работ над текстом:
Использование на уроках литературного чтения описанных выше видов работы над текстом влияет на развитие интереса к чтению и книге, овладение осознанным чтением, развитие эмоциональной отзывчивости, понимание духовной сущности произведения.
Список литературы
Поделиться
Куриленко О. В. Формирование читательской компетенции младших школьников с помощью технологии продуктивного чтения (методические рекомендации) // Актуальные исследования. 2023. №51 (181). Ч.IV.С. 49-55. URL: https://apni.ru/article/7896-formirovanie-chitatelskoj-kompetentsii-mladsh