«Неграмотным человеком завтрашнего дня
будет не тот, кто не умеет читать, а тот,
кто не научился при этом учиться»
Э. Тоффлер
Современное качество литературного образования младших школьников определяется рядом компетенций, в числе которых способность к самостоятельной учебной деятельности, умение использовать новые и ранее усвоенные знания на практике для умения работать с новой информацией, поиска и отбора необходимых источников, самостоятельного знакомства с книгами. Одной из главных компетенций учащихся начальной школы является читательская, под которой понимают сформированную способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере и после чтения. Именно на ней основаны процессы формирования духовного мира учащихся, их читательского опыта, развитие их коммуникативной, культуроведческой и регионоведческой компетенций, способности к самостоятельному литературному творчеству и т.п. ФГОС НОО формулирует планируемые результаты по программе «Чтение. Работа с информацией», что связано с необходимостью развивать и оценивать умение работать с информацией в качестве одной из важных характеристик выпускника начальной школы. В результате перед учителями встает проблема найти и использовать в учебном процессе современные приемы, методы, технологии, способствующие решению поставленных задач. Решением этой проблемы является технология продуктивного чтения, разработанная профессором Н.Н. Светловской.
Технология продуктивного чтения – это природосообразная образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору.
Цель технологии: формирование читательской компетенции школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя, у которого есть стойкая привычка к чтению, знающего книги, умеющего их самостоятельно выбирать.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
- Формирование техники чтения и приемов понимания и анализа текста; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать.
- Введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; формирование эстетического вкуса.
- Развитие устной и письменной речи, овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей.
- Приобщение к литературе как искусству слова и практическое ознакомление с теоретико-литературными понятиями.
Структура урока по технологии продуктивного чтения
I этап. Работа с текстом до чтения.
Цель: мотивация к деятельности.
1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения); ученики прогнозируют содержание текста, предполагают о чем он по его названию, иллюстрации, портрету писателя. Возникает мотивация к чтению.
Работа в классе начинается с вопросов учителя:
Какими были ваши ожидания?
Какие вопросы до чтения у вас возникали?
На что обратили внимание перед чтением и почему?
2. Постановка цели урока.
Этап завершается постановкой целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.
II этап. Работа с текстом во время чтения.
Цель этапа: понимание текста и создание его читательской интерпретации.
- Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение (дома или в классе), чтение – слушание, чтение с остановками. Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, текста, фиксации первичных впечатлений, письменных ответов на вопросы.
- Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Постановка вопросов к тексту и автору. Необходимый комментарий текста (словаря, подтекста). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
- Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Выявление совпадений первоначальных предложений учащихся с окончательными выводами по тексту. Обращение к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение. Постановка к тексту обобщающих вопросов.
Читаем и ведем диалог с автором, задаем вопросы, прогнозируем ответы, проверяем себя по тексту. Возникает читательская интерпретация.
III. Работа с текстом после чтения.
Цель этапа: достигнуть понимания текста на уровне смысла, корректировка читательской интерпретации, доведение читательских впечатлений до уровня законченной мысли.
- Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов. Беседуем и уточняем позицию автора.
- Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
- Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.
- Творческие задания, опирающиеся на какую-то сферу читательской деятельности учащихся: эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы.
Виды и приемы чтения
Просмотровое чтение |
Ознакомительное чтение |
Изучающее чтение |
Цель | ||
самое общее представление о содержании и смысле текста |
извлечение основной информации |
проникновение в смысл при помощи анализа текста |
Конечный результат | ||
решение: читать или не читать текст |
решение: достаточно информации или текст нужно перечитывать и анализировать |
Понимание всех уровней текста |
Приемы | ||
|
|
|
Подготовка урока по технологии продуктивного чтения
1. Выберите текст, который вам необходимо предложить ученикам для чтения на уроке (от полноценного рассказа до абзаца, формулировки правила, таблицы, схемы и т.п.)
2. Прочитайте текст, выделите в нем три уровня информации:
- фактуальную (то, что говорится напрямую);
- подтекстовую (то, что сказано в не явном виде, между строк). Внимание!!! Данный уровень, может быть, не во всех текстах;
- концептуальную (основная идея, о которой думал автор, создавая текст).
3. Определите роль данного текста на уроке:
- используется на этапе введения нового знания или отработки изученного?
- в чем основная цель чтения этого текста учениками на уроке: например, ставится специальное продуктивное задание к тексту (составить список особенностей, причин, доказать что-либо, вывести формулировку понятия, заполнить таблицу, преобразовать текст в схему и т.д.).
4. Сформулируйте задания для работы с текстом ДО чтения, с целью предвосхищения будущего содержания текста, создания мотива для знакомства с текстом.
- Например: судя по заглавию (иллюстрациям / автору) – о чем будет этот текст?
- Например: из каких частей состоит, есть ли выделенные слова, иллюстрации и т.п.
Внимание!!! Для каждого конкретного текста должны быть свои вопросы – нельзя пользоваться только однотипными приведенными выше примерами.
Внимание!!! Этап должен быть коротким, плавно перетекающим в собственно чтение!
5. Выделите в тексте места остановок ВО ВРЕМЯ чтения текста (вслух, по очереди разными учениками):
- короткие комментарии для облегчения понимания каких-то слов, оборотов;
- краткие реплики, которые позволяют включить механизм антиципации (предвосхищение, предугадывание будущего текста);
- вопросы, облегчающие ученикам ведение диалога с автором:
+ В – вопрос к автору текста, возникающий после прочтения определенных фраз. Или обращение учителя классу, побуждающее задать такой вопрос.
+ О – предложение ученикам предположить свой ответ, на возникший вопрос к автору.
+ П – предложение ученикам проверить свои предположения после прочтения тех фрагментов текста, которые позволяют увидеть авторские ответы на возникшие вопросы.
Внимание!!! Все вопросы к тексту, комментарии должны быть предельно краткими, чтобы «не заболтать» текст, не отвлечься от него, а наоборот – способствовать его глубокому пониманию.
Сформулируйте главный смысловой вопрос ПОСЛЕ чтения.
Формирование УУД
До чтения |
Во время чтения |
После чтения |
---|---|---|
|
|
|
Технология продуктивного чтения, разработанная Н. Светловской, универсальна. Она эффективна как на различных уроках.
Технология продуктивного чтения обеспечивает сочетание результатов обучения, заложенных в ФГОС:
Предметные результаты: знание писателей и их произведений, умения понимания текста, самостоятельного выбора книг, речевые умения, в том числе связной письменной и устной речи, высокий и стойкий интерес к чтению и желание читать.
Метапредметные результаты: развитие общеучебных умений (универсальных учебных действий):
- интеллектуально – речевых умений (умения восприятия речи – гибкое чтение, освоение приёмов просмотрового, изучающего и ознакомительного чтения, рефлексивное и нерефлексивное слушание, умения порождения речи – самостоятельное создание текстов – повествований и описаний, подробное изложение текстов;
- организационных умений (постановка целей, работа по плану, рефлексия);
- коммуникативных умений (эффективное и результативное общение в совместной деятельности);
- нравственно – оценочных умений (анализ характеров и поступков героев).
Личностные результаты: духовно-нравственное развитие средствами предмета, развитие читательской самостоятельности, социализация личности.
На основании анализа результатов проведенных мониторинговых исследований можно сделать следующий вывод: использованием технологии продуктивного чтения способствует более эффективному развитию устной речи школьников, повышает качество работы по совершенствованию правильности, беглости, сознательности чтения, стимулирует интерес учащихся к чтению.
Приложение
Методические приемы организации продуктивного чтения
Отсроченная отгадка
В начале урока учитель задаёт загадку, (сообщает удивительный факт), разгадка которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом.
Задай вопрос
С чего начинается осмысление учеником учебного материала?
– Когда он задает себе вопросы: «Что это…?» «Почему…?», «Зачем это мне нужно…?» и т.п.
Составь задание
Данный приём очень эффективен при самостоятельной работе с учебником. Ученики «приподнимаются» над учебным материалом, выполняют «роль учителя», конструируя учебные задачи.
Кубик Блума
О замечательном американском педагоге Бенджамине Блуме обычно говорят, как об авторе известной «Таксономии учебных целей». Но он же является и автором нескольких приёмов педагогической техники. Один из них «Кубик Блума».
На гранях кубика написаны начала вопросов:
«Почему», «Объясни», «Назови», «Предложи», «Придумай», «Поделись»
Учитель (или ученик) бросает кубик. Необходимо сформулировать вопрос к учебному материалу по той грани, на которую выпадет кубик.
Аналитик
Более сложной может стать работа учеников не с текстом учебника, а с хрестоматией, другими дополнительными материалами. И тут необходимо так продумать задание, чтобы работа выполнялась учениками не механически, а творчески.
Драмогерменевтика
Важно как можно быстрее усвоить значение незнакомых слов, и не только уяснить, а применить в нестандартных ситуациях. Приём «драмогерменевтика» я назвала бы ещё «пребыванием в содержании». Тогда термин (незнакомое слово) усваивается учащимися гораздо быстрее и глубже.
Пометки на полях
Ещё один вариант самостоятельного изучения нового материала. Этот эффективный приём является ключевым в известной технологии критического мышления.
Виды работ над текстом:
- Чтение произведения и определение его жанра.
- Чтение и пометка непонятных слов.
- Чтение, нахождение отрывка к рисунку.
- Чтение и рисование рисунка к прочитанному стихотворению.
- Чтение и рисование обложки к рассказу, сказке.
- Чтение произведения и соотнесение рисунков порядку цепочке событий в произведении.
- Выразительное чтение отрывка рассказа (стихотворения) по собственному выбору.
- Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос.
- Чтение, составление вопросов к прочитанному абзацу (тексту).
- Чтение, деление текста на части.
- Чтение, составление словесного плана или плана в виде рисунка.
- Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу.
- Чтение текста и сбор пословицы из слов.
- Чтение, нахождение предложений, которые стали поговорками (для басни).
- Чтение и установление, что правдиво, а что вымышлено (для сказки).
- Чтение по ролям.
- Чтение по ролям диалога, исключая слова автора.
- Чтение с последующим инсценированием прочитанного отрывка.
- Чтение предложений с использованием заменителей. Например, прочитайте и подумайте, каким символом, знаком можно изобразить говорящего. Нарисуйте символы слева от реплик.
- Нахождение отрывка, который нужно прочитать презрительно, строго, с мольбой, досадой, возмущением, насмешкой и т.д.
- Нахождение и чтение предложения с восклицательным знаком, вопросительным знаком, с однородными членами предложения.
- Нахождение и чтение образных слов и описаний.
- Установление путём чтения причинно-следственных связей.
- Нахождение и чтение слов, словосочетаний, которые можно использовать при написании сочинения.
- Чтение с выписыванием слов на заданную тему. Например «зима».
- Чтение текста голосом героя.
- Чтение и нахождение слов, которые, по-твоему, устарели.
- Чтение стихотворения и пересказ его прозой.
- Чтение и подбор из текста слов – признаков.
- Чтение и объяснение одним предложением значение слова.
- Чтение и дописывание предложений словами из текста.
- Чтение и вписывание в предложения подходящих по смыслу слов.
- Чтение и выделение рифм, обращений; слов и выражений, которые придают тексту торжественность.
- Чтение и разгадывание (составление) кроссворда.
- Чтение, заполнение схемы и выделение красной стрелкой тех, к кому герой произведения относился с любовью, а синей – кого не любил.
- Чтение и заполнение таблицы словами из текста.
- Чтение и выполнение тестовой работы.
- Чтение и раскрашивание картины, используя краски Художника –Осени.
- Чтение, пересказ прочитанного произведения с помощью жестов, мимики.
- Чтение, перемена ударного слова в предложении, перемена порядка слов, изменение жестов.
- Чтение и пересказ от лица героя произведения.
- Чтение, представление и описание героя произведения.
- Чтение сказки и изменение хода событий.
- Чтение с сокращением текста. Подготовка к сжатому пересказу.
- Чтение, придумывание продолжения рассказа.
- Чтение, придумывание другого заголовка к произведению.
- Чтение, создание своего образа. Например, образа «счастья», «красоты».
- Чтение и проведение следственного эксперимента. Например, кто мог сказать такие слова?
- Чтение, расшифровка обряда.
- Чтение, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии).
- Чтение, характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста.
- Чтение, самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: описание места действия.
Использование на уроках литературного чтения описанных выше видов работы над текстом влияет на развитие интереса к чтению и книге, овладение осознанным чтением, развитие эмоциональной отзывчивости, понимание духовной сущности произведения.