С первых дней жизни ребенок сталкивается с многообразием окружающего мира (люди, предметы, события). Формирование гармонично развитой личности невозможно представить без воспитания эмоций и чувств ребенка. Взрослые, прежде всего родители, не только знакомят малыша со всем тем, что его окружает, но всегда в той или иной форме выражают свое отношение к вещам, поступкам, явлениям с помощью интонаций, мимики, жестов, речи.
Актуальность темы для современной психологической практики заключается в том, что проблема развития и нарушения эмоциональной сферы ребенка и причины ее нарушения встают перед психологами – практиками в дошкольных образовательных учреждениях, воспитателями и родителями, однако эффективных решений, технологий, рекомендаций существует недостаточно. Одной из основных задач психологической службы дошкольного образования на современном этапе является сопровождение становления личности ребенка, поскольку многие основные его свойства и личностные качества складываются именно в данный период жизни. От того, что будет происходить с ним в это время, во многом зависит всё его последующее развитие. В последние годы увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью, и поэтому проблема эмоциональной сферы, и в особенности ее коррекции, в настоящее время наиболее актуальна. Задержка психического развития у детей проявляется в замедленном созревании эмоциональной и волевой сфер, в недостаточном развитии мотивации и познавательной деятельности, обусловливая возникновение общих и специфических трудностей в обучении (Защиринская О.В.).
В последние годы широкое распространение получает инклюзивное образование. Включение ребенка с ограниченными возможностями здоровья, а дети с задержкой психического развития относятся к таким детям, в нормальную среду, в том числе и образовательную, считается важным. Этот процесс закреплён на законодательном уровне – 43 ст. Конституции Российской Федерации, Законе Российской Федерации, в Письме Минобразования Российской Федерации от 16 января 2002 года. Инклюзивное образование позволяет ребенку, несмотря на его особенности в развитии, жить полноценной жизнью наравне с другими людьми, быть включенным во все процессы общественной жизнедеятельности. Поэтому так важно помочь ребенку адаптироваться в социум, уметь сотрудничать, договариваться, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Эмоциональный опыт человека изменяется и обогащается в процессе развития личности в результате сопереживаний, возникающих в общении с другими людьми, при восприятии произведений искусств, под влиянием средств массовой информации. Эмоции выступают в роли регуляторов человеческого общения, влияя на выбор партнеров общения и определяя его. Необходимо, чтобы у дошкольника с задержкой психического развития было сформировано умение устанавливать связь с собеседником, анализировать его сообщения, адекватно реагировать на них, умело использовать вербально-невербальные средства общения.
Цель исследования – изучить особенности и апробировать программу развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Объект исследования – эмоциональная сфера детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – условия развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Гипотеза состоит в том, развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с задержкой психического развития будет эффективным при использовании коррекционно-развивающей программы в системе дошкольного образования и при совместной деятельности взрослого и ребенка.
Новизна исследования состоит в том, что была разработана коррекционно-развивающая программа, в которой были использованы современные методы и приемы для развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Полученные данные могут быть использованы для практической деятельности воспитателей, психологов, дефектологов, работающих в системе инклюзивного образования, а также применяться в виде практических рекомендаций и помочь родителям в развитии эмоциональной сферы ребенка с задержкой психического развития.
Практическая значимость исследования состоит в том, результаты данной работы помогут разобраться в особенностях развития эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития и позволит педагогам выстраивать свою работу, реализовывать коррекционно-развивающую программу для развития эмоциональной сферы и преодоления проблем в общении.
Ряд современных авторов указывали на наличие наиболее распространенных проблем эмоционально-волевой сферы в дошкольном возрасте, среди которых особенно выделяются агрессия и тревожность (Г. Бреслав, Ю. М. Миланич, А. М. Прихожан, А.Н. Веракса).
Исследование проводилось на базе МДОУ детский сад компенсирующего вида №** г. Сочи. Выборку составили дети 6-7 лет в количестве 20 человек, имеющие диагноз «задержка психического развития». Из них 13 мальчиков, 7 девочек. Помимо основного диагноза «Задержка психического развития» у детей имеются дополнительные нарушения со стороны опорно-двигательного аппарата (ОДА), синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), задержка речевого развития (ЗРР). С детьми ежедневно проводится коррекционно-развивающая работа как в групповой, так и в индивидуальной форме. Детям оказывают помощь квалифицированные педагоги, дефектолог, психолог, логопед. Проводятся музыкальные и физкультурные занятия. Также родители водят детей на различные дополнительные занятия – бассейн, художественная и музыкальная школа, различные занятия коррекционного направления.
В работе использовались диагностические методики: методика «Наблюдение» (Г.А.Урунтаева), методика «Диагностика эмоциональной сферы дошкольника» (автор Л. П. Стрелкова); Методика «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображённых на картинке» (Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина), методика «Линеограмма» (Н.Д.Денисова).
Проведя исследование, цель которого определение уровня развития эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития и обработав результаты можно сделать заключения: у этих детей наблюдается нестабильность эмоциональных реакций, неустойчивость внимания, чрезмерная возбудимость, саморегуляция своего поведения и целенаправленность действий дается им с трудом, отсутствует понимание чувств другого. В незнакомой ситуации или в новой обстановке дети часто проявляют агрессию или повышенную тревожность. 85 % детей не умеют контролировать свои эмоции, проявлять заботу, эмпатию, сострадание, часто решают спорные вопросы с позиции силы – кулаками, кусаются, щипаются. 50 % детей не понимают эмоциональные состояния другого человека, сверстника, не умеют радоваться за другого, 20 % детей смогли определить только 3 базовые эмоции – радость, грусть и испуг. Это те эмоции, которые возникают у человека при рождении и помогают ему в жизнедеятельности, удовлетворяют базовые потребности.
В ситуации неизвестности, неопределенности дети не знают, как себя вести, часто в ответ они проявляют реакцию агрессии, раздражительности. Рассматривая картинки № 4 (мальчик бежит к шалашу где его ждёт девочка) и картинку № 6 (мальчики играют в мяч, а другой мальчик стоит в стороне и наблюдает за игрой) методики «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке», дети часто дают отрицательную оценку происходящему – в шалаше сидит мальчик и выгоняет другого; мальчики не хотят играть с другим мальчиком в игру; его выгоняют; с ним не разговаривают; ему запрещают играть и т.д.
В этой же диагностике изображения лиц детей с различными негативными эмоциями (ребенок плачет, сердится, грустный) дети не могут выразить словами переживаемые чувства, ответить на вопросы «почему?», они либо пожимают плечами и говорят – «не знаю», либо называют эмоцию – мальчик грустный или мальчик злой.
Для развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития была разработана коррекционно-развивающая программа.
Цель коррекционно-развивающей программы – развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с задержкой психического развития, научить детей конструктивно выходить из конфликтных ситуаций и преодолевать барьеры в общении, знать и уметь определять эмоциональное настроение сверстника, понизить уровень тревожности и агрессии.
Задача программы состоит в формировании у детей знаний об эмоциях, умение их различать, находить способы и методы эмоциональной разрядки, уметь решать спорные или конфликтные вопросы. К школьному возрасту дети должны уметь выстраивать совместную деятельность со сверстниками и взрослыми, адекватно реагировать на различные эмоциональные проявления других людей и самостоятельно выходить из кризисных ситуаций.
Успешность коррекционно-развивающих занятий состоит в заинтересованности детей, правила должны быть понятны и доступны ребенку. Правила позволяют детям взаимодействовать осознанно, регулируют коммуникацию и способствуют достижению поставленных целей. Взрослым создаются ситуации, которые способствуют проявлению просоциального поведения – сочувствие, помощь, поддержка сверстника по взаимодействию.
Методики, используемые в работе – беседы об эмоциях, о правилах поведения, о дружбе; дидактические игры; чтение художественной литературы; подвижные игры; психогимнастика; продуктивная деятельность, театрализованная деятельность, сказкотерапия.
В программе используются игры, как наиболее привлекательное и эффективное средство формирования чувствительности к сверстнику. В самих играх общение меняется от невербальной формы к вербальной форме взаимодействия.
В играх особое внимание уделяется взаимодействию и общению детей. Главная задача этих игр состоит в том, чтобы дети научились фиксировать свое внимание на сверстнике, понимать его желания, чувства, чтобы дети могли преодолевать свою враждебность и научились испытывать положительные эмоции к партнеру по общению.
Основная особенность игр заключается в отсутствии соревновательности, все дети имеют равные роли, как правило, это персонажи из мира природы – цветы, животные, насекомые. Общение в играх также имеет положительный фон. В играх дети учатся лучше понимать друг друга, эмоции и настроение сверстника, совместно переживать как негативные, так и приятные, хорошие эмоции.
В процессе групповой работы используются методы, которые направлены на развитие, коррекцию эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития:
- Словесные методы: объяснение; рассказ/ сказка взрослого; беседа; вопросы.
- Наглядные методы: рассматривание предметных и сюжетных картин; показ образца; демонстрация.
- Практические методы: коммуникативные игры; ролевые игры (театрализация); рисование; психогимнастика (мимические и пантомимические этюды, психомышечная тренировка).
- Игровые методы: действия с игрушками; имитация действий и движений; поиск предметов.
В ходе реализации коррекционно-развивающих занятий мы столкнулись с определенными трудностями. На начальных этапах детям было сложно по причине особенностей их развития: несформированность эмоционального поведения, повышенная возбудимость, неустойчивость внимания, они не могут долго сосредотачиваться на чем-то одном, во время занятий начинают приставать к соседу мешать ему, не умеют сотрудничать, взаимодействовать друг с другом, инструкции с первого раза не понимают. Вторая трудность состояла в том, что дети часто болеют, многие посещают реабилитационный центр для инвалидов «Виктория» и в связи с вынужденным отсутствием дети выбывали из педагогического процесса. Когда они снова приступали к занятиям, то им приходилось заново все повторять и учить, но благодаря тому, что у детей сформирован интерес к действиям сверстников, они повторяли за ними действия.
На заключительном этапе был проведен контрольный эксперимент, цель которого – выявить эффективность разработанной коррекционно-развивающей программы по развитию эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Проведение контрольного эксперимента соответствует проведению констатирующего эксперимента на начальном этапе.
Сравнивая полученные результаты с результатами исследования до формирующего эксперимента, мы можем увидеть небольшую динамику в развитии эмоциональной сферы детей.
Показатели отрицательного эмоционального отношения детей к сверстнику в свободной деятельности уменьшились (было 85 % стало 70 %). Увеличился показатель среднего уровня (с 5 % до 15 %) и незначительно поднялся показатель высокого уровня (с 10 % до 15 %), т.е. улучшился эмоциональный фон взаимодействия, у детей уменьшились агрессивные проявления, они стали лучше понимать друг друга, быть внимательнее к товарищу. В незнакомых ситуациях дети стараются быть сдержаннее, терпеливее, вежливее.
Результаты показателей понимания эмоционального состояния, эмоционального переживания других людей изменился незначительно. Показатель высокого уровня остался прежним – 30 %, изменился показатель среднего уровня, был 20 %, стал 30 %, низкий уровень понимания эмоций уменьшился – был 50 %, стал 40 %.
Данные по диагностике «Линеограмма» не изменились, связано это с тем, что задание для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития оказалось трудным. Дети не понимали инструкцию, им было трудно через образ линии или точки передать настроение.
Полученные результаты по методике «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке» тоже показывают небольшую динамику. Высокий уровень поднялся до 30%, был – 25 %, средний уровень с 25 % поднялся до 35 %. Показатель низкого уровня был 50 % и опустился до 35 %.
Приведенные данные позволяют сделать выводы о том, что в дошкольном возрасте у детей возникает потребность в общении со сверстниками. Во взаимодействии с ровесниками у ребенка формируется способность оценивать себя через сотрудничество с другими, понимать свои эмоции и чувства через чувства других. В силу своих психологических особенностей развития у детей с задержкой психического развития отсутствует способность разностороннего общения со сверстниками, они не умеют конструктивно выстраивать отношения и игровую деятельность в детском коллективе. Они не имеют устойчивых навыков и способности формировать дружеские отношения с детьми. В свободной деятельности они мешают другим детям, не умеют выстраивать диалог, постоянно задираются, толкаются, пытаются каким-либо способом обидеть.
Ребенок должен уметь социализироваться, формировать успешную коммуникативную деятельность со сверстниками и старшими, но без помощи взрослого они этому не смогут научиться, надо также научить знать и понимать эмоции, уметь их конструктивно выражать, выходить из конфликтных ситуаций, помогать сверстнику, сопереживать его неудачам, поддерживать в трудной ситуации, уметь мириться.
Результаты формирующего эксперимента показали, что развитие эмоциональной сферы происходит в течение всего пребывания ребенка в детском саду. Процесс развития должен происходить непрерывно, охватывать все виды деятельности: игровую, конструктивную, учебную и др.
Таким образом, можно сделать вывод, что при успешном внедрении коррекционно-развивающей программы в образовательный процесс будут выполнены поставленные задачи: развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с задержкой психического развития, умение детей конструктивно выходить из конфликтных ситуаций и преодолевать барьеры в общении, знать и уметь определять чувства и эмоциональное настроение сверстника, понижение уровня тревожности и агрессии, сопереживать неудачам и радоваться успеху сверстника.