Дом для любого человека – это самое родное и близкое пространство, т.к. с ним связан весь жизненный путь, здесь он рождается, живет, умирает. Это маленькая вселенная, где все члены семьи должны чувствовать себя надежно защищенными от всех внешних воздействий, в соответствии с выражением «мой дом – моя крепость».
Поэтому обычаи и обряды, связанные с жилищем и строительством, являются важными составляющими традиционной культуры. На протяжении жизни многих поколений вырабатываются целые системы определенных действий, предназначенных для защиты дома и семьи.
Актуальность определяется тем, что носители этого пласта духовной культуры естественным образом исчезают, как и сами обрядовые действия. Молодое поколение практически перестало соблюдать обычаи и предписания при строительстве дома. Более того, мода сегодняшнего дня на этническую составляющую, как правило, носит популистский характер, стирает реальную природу этих обрядов.
В мировоззрении народа ханты жилище выполняет сакральную функцию, так как охраняется духами-хранителями семьи, рода.
«Дом в представлениях хантов не ограничивается рамками жилой постройки, а включает весь обжитой участок леса, тундры или берега реки, озера. В этом отношении мировосприятие хантов экологично, ведь в переводе с латинского «экология» буквально означает «учение о доме». Таким образом, наш дом везде, где мы бываем» [3, с. 31].
У каждой хантыйской семьи на родовых угодьях бывает по два или четыре сезонных поселения. Любая постройка по-хантыйски называется ӄот ‘дом’. К этому слову добавляются определения: из какого материала та или иная постройка, например, йуӽ ӄот ‘деревянный дом’, мәк ӄот ‘земляной дом’, кӓв ӄот ‘каменный дом’, пэвәрт ӄот ‘бревенчатый дом’; ее сезонность – зимняя, летняя, весенняя, осенняя, например, тӱԓәӽ ӄот ‘зимний дом’, тӑви ӄот ‘весенний дом’; иногда размер и форма, әнәԓ ӄот ‘большой дом’; а также назначение, например, вӑԓтә ӄот ‘жилой дом’, њуки ӄот ‘временное жилье – чум’, пӓвәԓтә ӄот ‘баня’ [1, с. 115].
Постройка жилого дома – это важное событие в жизни ханты, это создание своего микрокосмоса. Хронологически и по качественному содержанию выделяется несколько этапов обряда: выбор места под новый дом, выбор дерева, закладка первых бревен будущего дома, само строительство и заезд в новый дом. Каждое их этих событий сопровождается обрядовыми действиями и поверьями. Большое значение имеет выбор местности для проживания. Запрещается обустраиваться рядом со святилищами, у кладбища. Свои жилые дома ханты обычно строят вблизи с водоемом речкой или озером. Дом ставят лицевой стороной к солнцу. Ханты считают, что река всегда течет к югу, получается, что дверь должна быть по течению реки. По сведениям информантов, направление в сторону севера считалось не допустимым по отношению к жилым постройкам, т.к. север ассоциировался в мировоззрении хантов с умершими людьми.
Для строительства используют хвойные деревья. В старину существовали запреты на использование деревьев для строительства дома. Например, нельзя строить из ели или лиственницы. Говорят, это атәм ики вӓрәм йуӽ, что в переводе означает ‘подземным царем сделанное дерево’ [ПМА].
При закладке первых бревен тромаганские ханты, в углы дома кладут копейки и покупают черный материал, который предназначен для матушки – земли. Пимские же ханты, по одним источникам, покупают кроме этого еще и материал красного цвета, предназначенный для Духа огня, светлый – небесному боженьке. По другим сведениям, приобретают только красную и светлую материю, а черную, наоборот, не берут. Приношения духам сопровождается молитвами. Только после этого начинают строительство дома [ПМА].
Были случаи, когда при несоблюдении данных обрядовых действий, молодые люди, въехав в новый дом, чувствовали себя некомфортно. Супруги жаловались родителям, что по ночам кто-то ходит по дому и не дает спать. Дом разобрали по бревнышкам и только после совершения обрядовых действий, восстановили жилье. Только после этого их жизнь наладилась [ПМА].
По окончании строительства под порог между бревнами кладут монетку, при этом говорят слова: «Через это железо пусть не проходит в дом зло и проклятие!».
Входя в новый дом, прежде всего, угощают домашнего духа, обязательно накрывают на стол и просят о дальнейшей благополучной жизни для новоселов. Желательно, чтобы это происходило на растущую луну. Черную и светлую ткань, по одним источникам вешают у порога, по другим, кладут на священную полку либо нарты. Красную ткань, предназначенную духу огня, кладут в растопленную печь. Поскольку огонь для коренного жителя имеет огромное значение, являясь источником тепла и света, он защищает от злых духов [ПМА].
В поверьях ханты в доме живут невидимые существа – это духи-покровители, которые оберегают жизненное пространство человека при условии хорошего к ним отношения и выполнения всех нужных предписаний и запретов. «Принято проводить в доме обряды домашним божествам, а кровные жертвоприношения проводятся на улице у священного угла. Во время обряда соблюдают правила, чтобы не навлечь беду, все движения делаются с поворотом по вращению солнца, например, кланяются» [2, с. 135].
Ханты считают, что божества, живущие с ними в доме – самые «светлые» и требуют порядок внутри дома.
Итак, основными функциями жилища являются защитные и охранительные. По правилам предков считается, что божества выполняют часть охраняющей функции дома, а часть дома должны охранять сами домочадцы, выполняя все предписания и наставления. Установки в доме строятся на самых элементарных правилах, только нужно их соблюдать. Соблюдая все правила и нормы поведения, человек получает охраняющую функцию, направленную на охрану здоровья и покоя дома, семьи, окружающей его среды.
В сегодняшнем мире уже не уделяется должного внимания некоторым обрядам и поверьям, связанным со строительством дома, которые были обязательны еще век назад.
Изложенный материал показывает, что даже в одной группе ханты традиционный обряд производится не совсем одинаково и сохраняется не в одинаковой степени.
Информанты:
- Ермакова Татьяна Ефимовна, 1959 г.р., р. Тром-Аган, Сургутский район.
- Колыванова Ольга Ивановна, 1951 г.р., г. Лянтор, Сургутский район.
- Нимперов Дмитрий Данилович, 1955 г.р., п. Нижнесортымский, Сургутский район.