Современная обрядность сургутских хантов, связанная со строительством дома

Современная обрядность сургутских хантов, связанная со строительством дома

Цель исследования заключается в попытке проведения анализа комплекса обрядовых действий, связанных с выбором места под строительство нового дома, выбором строительной древесины, строительством нового дома в среде хантыйского населения Сургутского района в ХХ веке. В статье описываются действующие запреты и нормы поведения людей во время традиционных обрядов при строительстве дома. В статье использованы полевые материалы автора, собранные на территории Сургутского района в 2000-х годах.

Аннотация статьи
строительство дома
родовые угодья
традиционная обрядность
мировоззрение
сургутские ханты
Ключевые слова

Дом для любого человека – это самое родное и близкое пространство, т.к. с ним связан весь жизненный путь, здесь он рождается, живет, умирает. Это маленькая вселенная, где все члены семьи должны чувствовать себя надежно защищенными от всех внешних воздействий, в соответствии с выражением «мой дом – моя крепость».

Поэтому обычаи и обряды, связанные с жилищем и строительством, являются важными составляющими традиционной культуры. На протяжении жизни многих поколений вырабатываются целые системы определенных действий, предназначенных для защиты дома и семьи.

Актуальность определяется тем, что носители этого пласта духовной культуры естественным образом исчезают, как и сами обрядовые действия. Молодое поколение практически перестало соблюдать обычаи и предписания при строительстве дома. Более того, мода сегодняшнего дня на этническую составляющую, как правило, носит популистский характер, стирает реальную природу этих обрядов.

В мировоззрении народа ханты жилище выполняет сакральную функцию, так как охраняется духами-хранителями семьи, рода.

«Дом в представлениях хантов не ограничивается рамками жилой постройки, а включает весь обжитой участок леса, тундры или берега реки, озера. В этом отношении мировосприятие хантов экологично, ведь в переводе с латинского «экология» буквально означает «учение о доме». Таким образом, наш дом везде, где мы бываем» [3, с. 31].

У каждой хантыйской семьи на родовых угодьях бывает по два или четыре сезонных поселения. Любая постройка по-хантыйски называется ӄот ‘дом’. К этому слову добавляются определения: из какого материала та или иная постройка, например, йуӽ ӄот ‘деревянный дом’, мәк ӄот ‘земляной дом’, кӓв ӄот ‘каменный дом’, пэвәрт ӄот ‘бревенчатый дом’; ее сезонность – зимняя, летняя, весенняя, осенняя, например, тӱԓәӽ ӄот ‘зимний дом’, тӑви ӄот ‘весенний дом’; иногда размер и форма, әнәԓ ӄот ‘большой дом’; а также назначение, например, вӑԓтә ӄот ‘жилой дом’, њуки ӄот ‘временное жилье – чум’, пӓвәԓтә ӄот ‘баня’ [1, с. 115].

Постройка жилого дома – это важное событие в жизни ханты, это создание своего микрокосмоса. Хронологически и по качественному содержанию выделяется несколько этапов обряда: выбор места под новый дом, выбор дерева, закладка первых бревен будущего дома, само строительство и заезд в новый дом. Каждое их этих событий сопровождается обрядовыми действиями и поверьями. Большое значение имеет выбор местности для проживания. Запрещается обустраиваться рядом со святилищами, у кладбища. Свои жилые дома ханты обычно строят вблизи с водоемом речкой или озером. Дом ставят лицевой стороной к солнцу. Ханты считают, что река всегда течет к югу, получается, что дверь должна быть по течению реки. По сведениям информантов, направление в сторону севера считалось не допустимым по отношению к жилым постройкам, т.к. север ассоциировался в мировоззрении хантов с умершими людьми.

Для строительства используют хвойные деревья. В старину существовали запреты на использование деревьев для строительства дома. Например, нельзя строить из ели или лиственницы. Говорят, это атәм ики вӓрәм йуӽ, что в переводе означает ‘подземным царем сделанное дерево’ [ПМА].

При закладке первых бревен тромаганские ханты, в углы дома кладут копейки и покупают черный материал, который предназначен для матушки – земли. Пимские же ханты, по одним источникам, покупают кроме этого еще и материал красного цвета, предназначенный для Духа огня, светлый – небесному боженьке. По другим сведениям, приобретают только красную и светлую материю, а черную, наоборот, не берут. Приношения духам сопровождается молитвами. Только после этого начинают строительство дома [ПМА].

Были случаи, когда при несоблюдении данных обрядовых действий, молодые люди, въехав в новый дом, чувствовали себя некомфортно. Супруги жаловались родителям, что по ночам кто-то ходит по дому и не дает спать. Дом разобрали по бревнышкам и только после совершения обрядовых действий, восстановили жилье. Только после этого их жизнь наладилась [ПМА].

По окончании строительства под порог между бревнами кладут монетку, при этом говорят слова: «Через это железо пусть не проходит в дом зло и проклятие!».

Входя в новый дом, прежде всего, угощают домашнего духа, обязательно накрывают на стол и просят о дальнейшей благополучной жизни для новоселов. Желательно, чтобы это происходило на растущую луну. Черную и светлую ткань, по одним источникам вешают у порога, по другим, кладут на священную полку либо нарты. Красную ткань, предназначенную духу огня, кладут в растопленную печь. Поскольку огонь для коренного жителя имеет огромное значение, являясь источником тепла и света, он защищает от злых духов [ПМА].

В поверьях ханты в доме живут невидимые существа – это духи-покровители, которые оберегают жизненное пространство человека при условии хорошего к ним отношения и выполнения всех нужных предписаний и запретов. «Принято проводить в доме обряды домашним божествам, а кровные жертвоприношения проводятся на улице у священного угла. Во время обряда соблюдают правила, чтобы не навлечь беду, все движения делаются с поворотом по вращению солнца, например, кланяются» [2, с. 135].

Ханты считают, что божества, живущие с ними в доме – самые «светлые» и требуют порядок внутри дома.

Итак, основными функциями жилища являются защитные и охранительные. По правилам предков считается, что божества выполняют часть охраняющей функции дома, а часть дома должны охранять сами домочадцы, выполняя все предписания и наставления. Установки в доме строятся на самых элементарных правилах, только нужно их соблюдать. Соблюдая все правила и нормы поведения, человек получает охраняющую функцию, направленную на охрану здоровья и покоя дома, семьи, окружающей его среды.

В сегодняшнем мире уже не уделяется должного внимания некоторым обрядам и поверьям, связанным со строительством дома, которые были обязательны еще век назад.

Изложенный материал показывает, что даже в одной группе ханты традиционный обряд производится не совсем одинаково и сохраняется не в одинаковой степени.

Информанты:

  1. Ермакова Татьяна Ефимовна, 1959 г.р., р. Тром-Аган, Сургутский район.
  2. Колыванова Ольга Ивановна, 1951 г.р., г. Лянтор, Сургутский район.
  3. Нимперов Дмитрий Данилович, 1955 г.р., п. Нижнесортымский, Сургутский район.
Текст статьи
  1. Волкова А. Н., Соловар В. Н. Хантыйско-русский тематический словарь (сургутский диалект) / Отв. ред. З. С. Рябчикова. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2018. – 212 с.
  2. Каксина Е. Д. Запреты и предписания казымских ханты, связанные с жилищем // Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции, Изд-во ООО «Агентство международных исследований, 2017. – с. 132-141
  3. Кулемзин В. М., Лукина Н. В. Знакомьтесь: ханты. – Новосибирск: ВО «Наука». Сибирская издательская фирма, 1992. – 136 с.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 01 декабря по 15 декабря
Осталось 13 дней до окончания
Препринт статьи — после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии
19 декабря
Загрузка в elibrary
19 декабря
Рассылка печатных экземпляров
23 декабря