Электротехническая промышленность является неотъемлемой составляющей энергетической отрасли страны и имеет стратегически важное значение.
С точки зрения отраслевого подхода электротехническая продукция является продукцией «наукоёмкой сферы», которая относится к «высоким» и «средне-высоким» технологиям [1, с. 65-69]. Специалисты оценивают показатель наукоёмкости в 1,2-1,5 раза выше по сравнению со среднемировым уровнем по обрабатывающей промышленности в индустриально развитых странах, а длительность полного жизненного цикла продукции с высокой добавленной стоимостью в среднем может достигать 10-15 лет и более [2, с. 107-109].
Усложнение цепей поставок, высокие затраты на наукоёмкость и материалоёмкость, широкая номенклатура производимой продукции приводят к увеличению себестоимости изделий, сроков поставки продукции, а также рисков. Важным аспектом совершенствования исследуемых цепей поставок становится внедрение методик, позволяющих усовершенствовать стандартные подходы к управлению цепями поставок.
С учётом усложняющейся структуры цепей поставок и увеличивающихся, в связи с этим рисков встаёт вопрос о целесообразности анализа цепей поставок с использованием различных методологий, а именно:
- Метод поиска оптимума функций, составляющих цепь поставок;
- Методологии (DFSS (Дизайн Процессов Шести Сигм).
Метод поиска оптимума функций в цепях поставок применяется для возможности учёта всех критериев оптимальности, которые влияют на принятие решения по выбору следующих вводных параметров в международной перевозке: продукция, поставщик, страна-производитель, условия поставки по Инкотермс, страховые условия, способ транспортировки и т.д.
В общем случае вектор критериев оптимальности может принимать следующий вид:
F = {Ф1,Ф2,Фn},
где Ф1,Ф2,Фn – критерии, влияющие на нахождения точки оптимальности.
Особенностью данной методики является возможность интеграции связанных зависимостью функций, на основании которых конечным результатом выступает математическая модель, которая, в свою очередь, является инструментом по принятию решения параметров, представленных выше.
В качестве примера можно рассмотреть модель анализа совокупных затрат холдинга цепи поставок с учётом доставки продукции в филиалы. Совокупная стоимость издержек в приведённом случае позволяет выявлять общие затраты системы. В частности, добавление в систему, например, дополнительного терминального комплекса к распределительной сети приводит к изменениям затрат на транспортировку, инвестиции и т.д. На рисунке 1 приведена модель функциональных зависимостей затрат при планировании распределительной логистической системы.
Рис. 1. Общие затраты на распределительную сеть [3, с. 98]
Методология (DFSS (Дизайн Процессов Шести Сигм) является не менее действенной методикой, которая также может применяться при анализе эффективности цепей поставок. Преимущественной особенностью данной методики является возможность оценки параметров эффективности цепи поставок по критериям, которые не могут быть связаны между собой с помощью функциональных зависимостей.
Как показывают практические исследования при использовании проектирования DFSS значительно возрастает уровень показателя ROI (коэффициент рентабельности инвестиций).
Метод DFSS основывается на построении матрицы Пью, а также применяются следующие этапы проектирования:
- определяются соответствующие функциональные требования (критерии ряда);
- задаётся вес по каждому требованию;
- определяются наилучшие альтернативные решения;
- определяется базовая линия в качестве наилучшего решения.
На рисунке 2 представлена общая модель для поиска базовой линии по методу DFSS.
Рис. 2. Модель DFSS на основе матрицы Пью
На схеме, приведённой выше отражены следующие показатели:
- FR1...FRn – функциональные требования;
- 1...m – альтернативы решения (параметры проектирования);
- Sij – параметр проектирования с индексом j и функционального требования с индексом i [4, с. 113].
Отсутствие методологии проектирования систем, в том числе, в логистическом секторе, может способствовать низкому уровню качества услуг, игнорированию пожеланий клиентов и высокой сложности процессов управления.
На рисунке 3 приведен пример модели оценки логистической цепи поставок на основе методологии DFSS.
Рис. 3. Оценка эффективности логистической цепи на основе DFSS [5, с. 278-291]
Приведённый пример матрицы позволяет оценить эффективность цепи поставок на основании логистических критериев, которые не могут быть связаны с помощью функциональных зависимостей. Кроме того, присвоение коэффициентов важности способствует более точной оценки на основании представленных требований.
Таким образом, в приведённой статье была представлена возможность применения метода поиска оптимума функций и методология «дизайна процессов шести сигм» (DFSS) для оценки управления цепями поставок, приведены их принципиальные отличия, а также результаты применения в распределительной логистике и в логистике с точки зрения сервиса. Включение представленных инструментов в бизнес-процесс может способствовать снижению рисков по принятию решений для определения параметров цепи поставок.