Главная
АИ #51 (181)
Статьи журнала АИ #51 (181)
Проблема коррупции в образовании: анализ ситуации и стратегии борьбы

Проблема коррупции в образовании: анализ ситуации и стратегии борьбы

Автор(-ы):

Богатырева Лейла Аднановна

Миронова Елена Анатольевна

21 декабря 2023

Секция

Юриспруденция

Ключевые слова

коррупционные действия
образование
борьба с коррупцией
взяточничество
влияние

Аннотация статьи

В последние годы внимание мирового научного сообщества привлечено к поиску и решению проблем, связанных с преодолением коррупционных явлений во всех сферах общественной жизни. Коррупция как социально-экономическое, этико-нравственное явление и философско-правовой конструкт изучается на междисциплинарном уровне, поскольку ее истоки кроются прежде всего в мотивированном поведении активного и целостного участника и основателя общественных и государственных институтов – человека. Данное исследование посвящено изучению проявления коррупции в образовательно-научном процессе на институциональном уровне системы образования.

Текст статьи

Коррупция представляет собой порочный круг, и ее зарождение захватывает все элементы, участвующие в соответствующей системе и ее процессах, последовательно в течение некоторого времени. Не подлежит сомнению, что ведущими целями устойчивого развития являются обеспечение качественного образования, мира, справедливости и создание эффективных социальных институтов. Злоупотребление полномочиями, предоставленными отдельному лицу или группе лиц, проявляется в различных формах, таких как: взяточничество, кумовство, неисполнением обязанностей, финансовые растраты, вымогательство, влияние, лоббирование, покровительство.

Коррупция является одной из социальных проблем, которая пронизывает все сектора экономики, включая образование. Предполагается, что коррупция проявляется в формах найма, продвижения по службе, перевода и назначения учителей. В школах, как начальных, так и средних, наблюдается коррупция при наборе учащихся в первый класс (особенно в престижных средних школах), обеспечении школ учебными материалами и проведении национальных экзаменов. В университетах то же самое повторяется при приеме на работу, продвижении по службе и наборе студентов [2].

Коррупция имеет очень долгосрочные последствия, поскольку ресурсы тратятся впустую, молодые люди лишаются должного уровня образования, которое они могли бы получить. Зачастую те, кто не может позволить себе взятки, лишены доступа к школьному образованию (как начальному, так и среднему). Поколение студентов приходит к убеждению, что личные усилия и заслуги не имеют значения и что успех достигается через манипуляции, фаворитизм и взяточничество.

Взяточничество и коррупция часто признаются только после того, как они произошли, как правило, когда средства массовой информации раскрывают факт получения взятки или когда информатор сообщает о схеме отмывания денег. Для борьбы с коррупционными действиями организации во всем мире следуют национальным и глобальным правилам, целью которых является внедрение эффективных схем борьбы с мошенничеством и управления рисками. Ключевое значение имеет просвещение населения о рисках коррупции, а также их распознавание и информирование о них.

Хотя в последние десятилетия коррупции в целом уделяется большое внимание средствами массовой информации и исследователями, коррупция в сфере образования изучена недостаточно. ООН сообщает, что коррупция в образовании заменяет хорошие ценности и мораль циничным взглядом на мир, когда молодые и очень впечатлительные студенты узнают, что борьба с коррупцией не является результативной. Коррупция имеет «катастрофические последствия», она препятствует «развитию взглядов и ценностей, связанных со справедливостью. Если граждане не верят, что система образования является справедливой и беспристрастной, тогда все руководящие должности, будь-то в бизнесе, науке или политике, будут восприниматься как завоеванные благодаря привилегиям, а не достижениям. Это подрывает авторитет и доверие к образовательным учреждениям, порождает разочарование и разобщенность, а также наносит ущерб стремлениям и социальной сплоченности, которые необходимы для всех успешных обществ.

В настоящее время, когда образовательные учреждения стали более ориентированы на получение прибыли, необходимость университетов в создании проверенных и адекватных инструментов для предотвращения взяточничества и коррупции становится еще более важной.

Меры по борьбе с коррупцией:

  1. Управление: принять антикоррупционные инициативы. Первый путь реализации антикоррупционных инициатив – обеспечение конкурентного закупа образовательные ресурсов, противодействие кумовству при приеме на работу учителей и недопущение искажения результатов исследований в корыстных целях. Таким образом, образовательные учреждения могут повысить эффективность своей деятельности за счет улучшения результатов и сокращения ненужных затрат. Признано, что коррупционные скандалы сопряжены с высоким риском репутационного ущерба вовлеченным сторонам, поэтому открытое изложение своей позиции в отношении коррупции поможет способствовать прозрачному и этичному позиционированию университетов среди других.
  2. Образование: курсы по этике. В рамках социальной функции образовательных учреждений по оснащению студентов инструментами и лучшими практиками, которые помогут им стать успешными профессионалами, университеты и школы должны не только задавать тон на высшем уровне, но и взять на себя обязательство преподавать профессиональную этику во всех учебных программах. Обучение этике приведет к уменьшению эгоистического поведения среди учащихся и их склонности к мошенничеству. Образовательные учреждения также должны создать горячие линии по вопросам этики и соблюдения требований, доступные для всех связанных сторон, чтобы сообщать о любом неэтичном или незаконном поведении.
  3. Антикоррупционное обучение. Образовательные учреждения должны реализовать специальные программы, чтобы «научить обучающихся распознавать коррупцию и противостоять ей, а также, в более общем плане, отстаивать свои личные ценности на рабочем месте. Онлайн-курс «Информирование о стандарте ISO 37001» – отличный выбор для того, чтобы познакомить студентов с лучшими международно-признанными практиками борьбы со взяточничеством и коррупцией. Этот тип обучения не только поможет ученикам и студентам осознать такие проблемы и поддержать позицию образовательной организации по борьбе с коррупцией, но также заложит хорошую основу для их деловой этики. Также хорошей идеей будет организовать студенческие семинары для изучения реальных примеров многоуровневого и межкультурного взяточничества. Интерактивные и увлекательные занятия помогут студентам глубже понять проблему и осознать влияние неэтичного поведения на организационном и социальном уровне.
  4. Общественность: поддержка коллективных действий против коррупции. Исследования показывают, что принадлежность к обществу существенно снижает коррупцию. Участие в мероприятиях, таких как международный день борьбы с коррупцией, является отличным способом продемонстрировать приверженность вашей организации принципам прозрачности. Университеты должны активно сотрудничать с другими организациями для реализации широких антикоррупционных инициатив. Восходящие институты управления могут возникнуть для успешного решения проблем коллективными действиями, даже если правительственные инициативы сверху терпят неудачу.

Важность университетов, колледжей и других образовательных учреждений в предотвращении и сдерживании коррупции невозможно переоценить. Продвижение духа подотчетности и честности в академическом сообществе начинается с формирования культуры честности и прозрачности как среди студентов, так и среди преподавателей. Вот почему, помимо организации регулярных лекций по этике и информационных занятий для студентов и сотрудников, академические учреждения должны предпринять шаги по совершенствованию и эффективному осуществлению своих антикоррупционных правил.

Академическая нечестность может быть проверена университетами, если они будут очень строгими, особенно с помощью программного обеспечения для борьбы с плагиатом, которое может обнаружить работы, которые кому-то не принадлежат. Университеты должны придерживаться критериев приема, а Комиссия по университетскому образованию должна иметь собственный полный мандат по проверке университетов, как частных, так и государственных. Помимо нарушения конфиденциальности процессов, гораздо более опасной является партийность со стороны преподавательского братства. Студенты, воспринимающие любую предвзятость в своей качественной оценке со стороны своих учителей, раздражают и прививают склонность к проявлению подобных противодействующих предубеждений после достижения авторитетных должностей в будущем [4].

Отказ от компетенции при наборе учителей в школы по каким-либо соображениям приведет к набору учителей, не отвечающих стандартам, что приведет к снижению качества образования за счет снижения критериев и уровней строгости, подходящих для совокупности таких учителей. В конечном итоге уровень образования снизится, а качество образованных будет уступать прежним показателям.

Низкое качество студентов, заканчивающих школьное образование, становится некачественной основой для высшего образования, а присущие им ограничения с точки зрения пробелов в обучении ослабляют возможность получения недостаточного образования и, таким образом, также снижают качество высшего образования. Хотя это и создаст резерв образованных людей, но с недостаточным качеством, часто называемых безработными выпускниками или аспирантами.

Кроме того, игнорирование академических заслуг при отборе людей на академические руководящие должности из-за различных предубеждений и удовольствий имеет очень серьезные последствия для здоровья соответствующих образовательных учреждений. Те, кто получает должность главы учреждения после получения чьего-либо благословения в любой форме, несут денежные или другие обязательства. Такое принесение в жертву ответственного исполнения обязанностей соответствующим высшим органом власти весьма прискорбно. Помимо использования несправедливых практик, слабая репутация руководителей учреждений не позволяет им эффективно руководить академическим сообществом, а управление становится крайне властоцентричным. Люди, хорошо разбирающиеся в науке, обычно не выступают против слабого руководства, но не испытывают интеллектуального уважения к такому лидерству, что в конечном итоге приводит к их искреннему отказу от институционального функционирования [3].

Министерство образования должно обеспечить соблюдение школами правил в отношении платы за обучение. У большинства родителей нет выбора, когда их просят оплатить дополнительные сборы, потому что в случае неудачи их детей исключают из школы. Следует предоставить больше полномочий по судебному преследованию, а судебным органам – по заключению под стражу людей, уличенных в коррупционных сделках. Судебная власть также должна работать независимо, без чрезмерного влияния исполнительной власти на вынесение решений.

Академические учреждения имеют уникальные возможности сыграть ключевую роль в предотвращении коррупции. Они не только обучают будущих лидеров, но также имеют уникальную возможность привить ценности порядочности и честности, подавая пример, поддерживая высокие стандарты прозрачности, подотчетности и этического поведения. Обеспечивая соблюдение этих стандартов всеми сотрудниками, академические учреждения могут сыграть важную роль в создании честной и прозрачной среды, которая препятствует коррупции и способствует доверию между заинтересованными сторонами.

После десятилетий невнимания к высшему образованию сообщество развития теперь признает, что университеты предоставляют человеческий капитал, необходимый для технологического отставания и более быстрого роста страны. На фоне быстрой либерализации сектора в развивающихся странах увеличился набор студентов в высшие учебные заведения. Однако коррупция и мошенничество в сфере высшего образования являются растущей глобальной проблемой, имеющей серьезные последствия для учебных заведений и общества в целом.

С целью выполнять свою роль директора школы наделены особыми законодательными полномочиями, дающими им право принимать более широкие решения, которые должны выполняться подотчетно и прозрачно. В соответствии с принципами общего права директора должны действовать в лучших интересах школ и обеспечивать установление и соблюдение профессиональных, ставя таким образом интересы своих школ выше своих собственных. Задачи директоров школ должны выходить за рамки их собственных интересов. Чтобы действовать в лучших интересах школ необходимо добиться морального или этического лидерства, основанного на создании отношений вокруг взаимных потребностей, общих стремлений и ценностей, а не вокруг власти. Однако это непростая задача, поскольку от директоров ожидается, что они не только будут действовать в сообществе, которое включает в себя множество ценностей и убеждений, но также должны принимать более широкий спектр локальных этических решений [5].

Управляющие образовательных учреждений должны разделить управленческие обязанности и принять парадигму открытого, прозрачного и глубокого демократического лидерства и, таким образом, также бороться с коррупцией, формируя среду, в которой основные ценности демократии, такие как уважение и терпимость к разнообразию, ценить справедливость, равенство и командный дух. Это влечет за собой развитие школ в новом направлении, адаптацию, постановку новых целей, формулирование общих взглядов и мотивацию других участников образовательной деятельности в рамках демократической парадигмы. В этом отношении необходимо сформировать образовательную среду, которая предоставляет широкие возможности для участия между всеми участниками образовательной деятельности посредством диалога, обмена информацией и обсуждения [1].

Исследование показало, что директора имеют сильные моральные установки и, очевидно, не желают ими жертвовать. Однако при тщательном изучении действий директоров в обзоре литературы было обнаружено обратное. Были найдены примеры того, что директора были готовы действовать вопреки своим моральным убеждениям, чтобы выжить в профессиональном плане. Делая упор на моральное и этическое лидерство в лучших интересах школ, становится очевидным, что качество власти, осуществляемой директорами школ, которая сама по себе не является ни добром, ни злом, определяется человеком, который ее осуществляет. Несмотря на то, что директора школ в целом стремятся эффективно управлять школами, следует признать, что возросшие полномочия делают их более уязвимыми перед чрезвычайными искушениями. Соответственно, директора должны осознавать свое культурное и социальное отношение к своей профессии.

Несмотря на оптимистические, позитивные цели, стоящие за децентрализацией власти, и сопутствующую идею совместного принятия решений, связанную с движением к институциональной автономии, так называемому школьному управлению школами, его практическая реализация рисует более пессимистическую и негативную картину. Децентрализация часто сопровождается усиленным экономическим дерегулированием, что порождает подозрения в покровительстве, взяточничестве и фаворитизме почти в каждой развивающейся экономике, где все еще отсутствуют хорошо функционирующие и устойчивые к коррупции правовые и политические институты.

Образовательные учреждения больше не являются статичными институтами, а скорее обучающимися организациями, которые необходимо постоянно развивать или поддерживать для собственного развития. Следствием этого является то, что на ролевых игроков в сфере образования возлагается повышенное количество задач и ответственности, что подвергает директоров серьезному давлению и делает роль директора школы еще более важной в обеспечении высокого качества наряду с профессиональным лидерством. Родители, преподаватели и учащиеся теперь должны работать в рамках демократического разделения власти и сотрудничества с государством. Это роль, на которую общественность в развивающихся странах не имеет полномочий. Им часто не хватает интереса, уровня грамотности и знаний о деятельности лидеров, что не позволяет им нести ответственность за свои действия и, в свою очередь, открывает двери для коррупционного поведения.

Учитывая важную роль образования и ключевую роль директоров как профессиональных управляющих школ в предоставлении образцов для подражания будущим гражданам и, таким образом, косвенном диктовании социальной системы, неэтичное поведение с их стороны недопустимо. В результате управляющие образовательных учреждений должны постоянно делать упор на открытость, честность и добросовестность, разумные этические практики и стремление действовать образцовым образом.

Список литературы

  1. Ванновская О. В. Психология коррупционного поведения государственных служащих: монография. 2-е изд. СПб.: Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина, 2019. 251 с.
  2. Ивашкин Н. М. Коррупция и ее влияние на качество образования в современной России // Ценности и смыслы. 2022. №4 (80). С. 142-156.
  3. Шутая Р.П. Антикоррупция в сфере образования. Проявления коррупции в сфере образования. Вестник науки, том 1, N. 4 (61), 2023, C. 215-228.
  4. Busemeyer, M. R., Lergetporer, P., & Woessmann, L. (2018). Public opinion and the political economy of educational reforms: A survey. European Journal of Political Economy, 53. С. 161-185.
  5. O. Adeleke et al. (2022) Female enrollment, child mortality and corruption are good predictors of a country’s UN Education Index. Int. J. Educ. Dev.

Поделиться

1050

Богатырева Л. А., Миронова Е. А. Проблема коррупции в образовании: анализ ситуации и стратегии борьбы // Актуальные исследования. 2023. №51 (181). Ч.III.С. 9-13. URL: https://apni.ru/article/7908-problema-korruptsii-v-obrazovanii-analiz

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Юриспруденция»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля