Роль маркетингового подхода в обеспечении конкурентоспособности вуза

Секция

Социологические науки

Ключевые слова

высшее образование
маркетинговый подход
конкурентоспособность организации

Аннотация статьи

Обострение конкурентной борьбы требует от вузов использования новых инструментов повышения конкурентоспособности на рынке образовательных услуг. В системе управления вузом маркетинговый подход позволяет достигать максимального удовлетворения потребностей населения в образовании, повышая имидж организации, ее конкурентоспособность и привлекательность.

Текст статьи

Динамичность социально-экономических и политических процессов в государстве обусловила процесс непрерывной трансформации системы образования, причем не только функциональных, организационных, но и идеологических и ценностных характеристик. Существенные преобразования происходят в высшей школе: повышаются требования общества к качеству профессионального образования, непрерывно обновляются образовательные технологии, меняются экономические условия деятельности вузов, обостряется конкурентная борьба на рынке образовательных услуг. Следует отметить, что сегодня конкурентоспособность вуза – это не просто экономический термин, это философия работы образовательного учреждения, которая отражает всё разнообразие стратегических и тактических приемов функционирования и развития.

Проблемам конкурентоспособности вузов все чаще внимание уделяется в современной науке. Анализ научно-теоретических источников (В. А. Лазарев,  А. С. Малин, С. А. Мохначев,  Н. И. Пащенко, А. Петерсонс, И. Б. Романова, Р. А. Фатхутдинов и др.) и практики работы организаций высшего образования позволяют определить конкурентоспособность вуза как его способность готовить высококвалифицированных специалистов, успешно конкурирующих на рынке труда; вести эффективную воспроизводственную политику во всех сферах своей деятельности [5, с. 237]; наличие настоящих и потенциальных способностей (возможностей) по оказанию соответствующего уровня образовательных услуг, удовлетворяющих потребности общества, в том числе наличие высококонкурентных образовательных программ; отлаженный инновационный образовательный процесс, базирующийся на современной учебно-материально-технической базе; наличие гибкой системы научно-технического, административно-хозяйственного и бизнес-сотрудничества как на региональном, федеральном, так и на зарубежном уровне; мобильность образовательных программ в целях более полного удовлетворения рынка труда; имидж; репутация и престиж вуза и соотношение цены и качества подготовки специалистов.

Вызывает интерес подход Л. А. Корчаговой, которая рассматривает конкурентоспособность вуза как его способность быть выделенным среди других организаций высшего образования в силу наилучших социально-экономических показателей, таких как качество обучения, цена, техники и технологии обучения, условия, место расположения, имидж и престиж, реклама и др. [3, с. 49].

Для получения конкурентного преимущества следует учитывать такие факторы конкурентоспособности вуза, как качество образования, инновационные формы обучения, престижность образовательной организации и сформированный позитивный имидж, наличие интересующего направления подготовки, мобильность студентов, формы обучения, местоположение, непрерывность образования, цена обучения, наличие общежития, сервис, лояльность абитуриентов к вузу [1, с. 56].

Таким образом, конкурентный потенциал вуза определяется сильными и слабыми его сторонами, наличием исключительных преимуществ, а также возможностями и угрозами, которые несет для него изменяющаяся внешняя среда. Чтобы обеспечить достойное качество образовательных услуг, устойчивую конкурентоспособность, руководители вузов должны уделять особое внимание формированию и реализации стратегических и тактических маркетинговых программ. Важным в данном направлении является построение системы управления маркетингом в организации, которая включает анализ, планирование, реализацию и контроль программ, направленных на создание, поддержание и расширение выгодных отношений с целевыми потребителями для достижения целей организации [4, с. 135].

Современная концепция маркетинга состоит в том, чтобы все виды деятельности организации основывались на знании потребительского спроса и его изменений в перспективе [5, с. 198].

Анализ научно-теоретической литературы позволяет сформулировать следующие основные функции управления маркетингом в вузе:

  1. Аналитическая – изучение рынка и потребителя, анализ внутренней и внешней среды организации.
  2. Адаптационная – создание условий для максимальной адаптации структуры, ресурсов, предлагаемых товаров и услуг к факторам внутренней и внешней среды.
  3. Сбытовая – формирование имиджа вуза, его привлекательности и престижа на основе комплексного использования системы public relations, организация системы движения услуг, формирование спроса и стимулирования сбыта и системы продаж (реклама), организация сервиса, ценовая политика.
  4. Управления и контроля – планирование и информационное обеспечение маркетинга, организация системы коммуникаций в организации, управление рисками.
  5. Инновационная – выработка стратегии создания новых услуг и направлений деятельности.

Для эффективного осуществления данных функций необходимо спланировать комплекс маркетинговых мероприятий, проведение которых обеспечит эффективное принятие всех видов управленческих решений.

Система управления маркетингом в организации включает несколько этапов. На первом этапе происходит определение целевой группы потребителей, выявляется спрос на образовательные услуги со стороны основных хозяйствующих субъектов региона и определяются наиболее важные из них для данного вуза.

Второй этап включает в себя мониторинг внешней и внутренней среды организации, поиск способов адаптации к их изменениям, прогнозирование угроз и нахождение способов минимизации рисков.

Третий этап связан с определением приоритетов потребителей, а также, в случае необходимости, корректировкой образовательных услуг, оказываемых вузом.

На заключительном, четвертом этапе идет принятие управленческих маркетинговых решений, которые позволят при минимальных затратах в максимальной мере удовлетворить запросы потребителей.

Маркетинговое решение – это одна или несколько альтернатив из множества возможных вариантов осуществления одного или совокупности маркетинговых мероприятий, необходимых для устойчивого формирования, развития и удовлетворения спроса на товары или услуги потребителей [2, с. 97].

Принятие управленческих решений в сфере маркетинга является достаточно сложным процессом, который состоит из нескольких шагов:

  1. Осознание и предвидение проблемы – экспресс-диагностика внешней и внутренней среды организации.
  2. Формулировка проблемы – постановка целей и задач решения проблемы; оценка альтернатив достижения цели.
  3. Подготовка решения – сбор, анализ, обработка информации; выявление возможных стратегий действия; оценка стратегий действия с учетом поставленных целей.
  4. Принятие решения – выбор стратегии действия.
  5. Контроль за реализацией принятого решения – оценка изменений во внешней и внутренней среде организации; анализ хода реализации стратегии; корректировка стратегии

Отличительной особенностью маркетинговых решений является их субъективный и вероятностный характер. В этих условиях чрезвычайно важной для руководителя становится задача рациональной организации процесса принятия решений, а также знание специфических процедур и методов.

Повышение конкурентоспособности вузов в настоящее время – приоритетное направление их деятельности. Получить конкурентное преимущество возможно посредством выстраивания системы управления маркетингом в организации высшего образования.

Список литературы

  1. Баталова О. С. Конкурентоспособность вуза на рынке образовательных услуг // Молодой ученый. – 2010. – № 10 (21). – С. 53-58.
  2. Голубков Е. П. Маркетинг. Выбор лучшего решения : учебное пособие. - М.: Экономика, 2017. - 244 с.
  3. Корчагова Л. А. Оценка конкурентоспособности вуза // Маркетинг в России и за рубежом. 2007. № 5. С. 48–54.
  4. Мазилкина Е. И. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности : учебник . - М.: Дашков и К, 2015. - 300 с.
  5. Фатхутдинов Р. А. Стратегический маркетинг : учебник. - 4-е изд.  - СПб. : Питер, 2018. - 352 с.

Поделиться

2036

Нагрелли Е. А., Трубина А. Н. Роль маркетингового подхода в обеспечении конкурентоспособности вуза // Личность, экономика, культура в современном цифровом мире: проблемы и потенциальные возможности : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 23 мая 2020г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2020. С. 20-23. URL: https://apni.ru/article/791-rol-marketingovogo-podkhoda-v-obespechenii-kon

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января