Главная
АИ #51 (181)
Статьи журнала АИ #51 (181)
Социально-педагогические факторы формирования нравственных ориентиров у современ...

Социально-педагогические факторы формирования нравственных ориентиров у современных младших школьников

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

младший школьник
нравственный ориентир
нравственный идеал
патриотизм
нравственные ценности

Аннотация статьи

В статье рассматривается влияние социально-педагогических факторов на процесс формирования нравственных ориентиров. Указаны условиями организации воспитательной деятельности по формированию нравственных ориентиров у младших школьников. Показана необходимость педагогического управления этим процессом.

Текст статьи

Школа является основным звеном в системе формирования нравственных ориентиров у подрастающего поколения. На каждом возрастном этапе обучения в школе доминирует своя сторона воспитания. В начальной школе такой стороной является нравственное воспитание. На начальном этапе обучения младшие школьники должны овладеть простыми нормами нравственности, научиться следовать им в различных жизненных ситуациях.

Нравственный ориентир – это представление человека о том, что подлежит одобрению или осуждению. Это что или кто может служить примером для подражания [1, с. 444].

В качестве нравственных ориентиров выступают принятые в обществе нормы поведения, религиозные заповеди, родительские установки, которые получают дети в раннем детстве. Их соблюдение направляет поведение, сохраняет здоровье и жизнь, позволяет человеку отстаивать свои интересы. Общеизвестное правило, записанное во многих религиозных книгах, гласит: «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Еще в глубокой древности зародилось «золотое правило» нравственности, которое призывало каждого соблюдать моральное требование: «Поступай по отношению к другим так, как ты бы хотел, чтобы другие поступали по отношению к тебе».

Человечество в своём историческом развитии постепенно вырабатывало моральные запреты и требования: помогать в беде, не убивать, не воровать, не врать, выполнять обещания. Во все исторические времена люди осуждали жестокость, зависть, жадность, трусость, лживость. Одобрялись – любовь, честность, великодушие, доброта, трудолюбие, скромность, верность, милосердие. Таким образом, нравственные ориентиры формируются естественным историческим путём.

Важными нравственными ориентирами каждого человека служат идеалы. На них равняются, им подражают. Какие же нравственные примеры, какие идеалы может школа предложить нашим детям сегодня? Чтобы ответить на этот вопрос можно понаблюдать, в какие же игры играют современные дети, какие фильмы и мультфильмы смотрят. Можно констатировать, что часто эти «ориентиры» превращают наших детей в жестоких, эгоистичных, не любящих свою страну людей и др. Средства массовой информации легко переориентируют младших школьников на ложные жизненные ценности. Между тем, по содержанию идеалов можно судить не только о конкретном школьнике, но и об обществе в целом. Если общество создает условия для формирования идеалов привлекательных, то можно сказать, что оно развивается в прогрессивном направлении, и наоборот, если общество вместо идеала предлагает некий жалкий эрзац, то о таком обществе можно сказать, что оно теряет свой моральный авторитет. Наши идеалы меняются на протяжении всей жизни. Как формируется идеал. Формирование идеалов происходит в процессе социализации. Основа идеалов: потребности, интересы и мотивы личности; ценности и убеждения личности; ценности и идеалы общества. Большое влияние на формирование идеалов оказывает общество и его оценка, мнение. Например, в разные исторические времена в обществе были разные представления об идеальной семье.

По мнению С.Л. Рубинштейна, каждая историческая эпоха имеет свои идеалы свой идеальный образ человека, в котором время и среда воплощают наиболее значимые черты. Часто в качестве идеала выступает историческая личность, в которой эти черты особенно ярко воплотились [2].

Идеалы младших школьников индивидуальны, на их выбор влияют средства массовой информации, которые порой даже понижают авторитет родителей и учителей в этом процессе. К четвёртому классу на первый план выходит межличностное общение со сверстниками, что также определяет выбор идеалов для подражания. Следует отметить, что современные дети всё реже выбирают в качестве идеалов своих родителей. Идеалами младших школьников часто выступают герои фильмов и мультфильмов, актеры, модели, поп-звезды. Как правило, дети подражают им внешне, не обращая внимания на их отношения и поступки. Сохраняется ориентация младших школьников в выборе идеалов на западную кинопродукцию, а герои сказок и другие книжные персонажи в выборе идеалов младшими школьниками не популярны, что связано с потерей интереса к чтению. Следует отметить, что младший школьник может иметь несколько нравственных идеалов в зависимости от собственных убеждений и жизненного опыта. Главное, чтобы эти идеалы помогали стать ему лучше и достичь личных целей, не сделав при этом вреда окружающим людям.

Важнейший ценностный ориентир личности – это патриотизм. Патриотизм определяет ценностное отношение человека к своему Отечеству, преданность и любовь к Родине, своему народу. Патриотически ориентированный школьник уважает национальные традиции, привержен общественному и политическому устройству, языку и вере своего народа. Сознательный патриотизм предполагает адекватную оценку успехов и неудач Отечества, своего народа, а также уважительное отношение к другим народам. Патриота от националиста отличает преданность своей Родине и уважительное отношение к другим народам.

На формирование нравственных ориентиров младших школьников оказывают воздействие многие социальные факторы, но решающую роль в этом процессе играют педагогические, как наиболее управляемые, направленные на выработку определенного рода ценностных отношений [2, с.75]. Поэтому одна из задач учебно-воспитательного процесса – правильно организовать деятельность младших школьников. Именно в деятельности формируются нравственные качества, а возникающие при этом отношения могут влиять на изменение целей и мотивов поведения. В.А. Сухомлинский отмечал, что незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает [4].

Приоритетными условиями организации воспитательной деятельности по формированию нравственных ориентиров у младших школьников являются:

  • организация разностороннего позитивно и эмоционально окрашенного взаимодействия детей и взрослых во всех сферах жизнедеятельности;
  • создание личностно-ориентированных ситуаций, ставящих младшего школьника в условия значимого выбора и самоопределения в мире ценностей;
  • включение младших школьников в специально организованную ценностно-ориентационную деятельность.

По мнению Н.Д. Зотова, также необходимо повышение статуса методов воспитания, ориентированных на его субъектное основание, самооценку, самоанализ, самоопределение учащихся в процессе учебно-воспитательной деятельности образовательного учреждения, выводящих на потребность самовоспитания и самосовершенствования [5].

Необходимое условие в процессе формирования нравственных ориентиров – это моральное просвещение, цель которого – сообщить младшему школьнику совокупность знаний о моральных принципах и нормах общества. Нравственный опыт младшего школьника не велик, в нём много изъянов. Дети не всегда добросовестны, старательны, правдивы, доброжелательны, горды. Одна из центральных задач воспитания состоит в том, чтобы сформировать у растущего человека гуманистическую направленность личности. В формировании личности младшего школьника, с точки зрения С.Л. Рубинштейна, особое место занимает вопрос развития нравственных качеств, составляющих основу поведения, выбор объектов для подражания. В этом возрасте ребенок не только познает сущность нравственных категорий, но и учится оценивать их знание в поступках и действиях окружающих, собственных поступках [2].

Учитель один из носителей духовных ценностей, с которым сталкивается младший школьник в своей жизни. Личный пример учителя – великая воспитательная сила. В воспитании младших школьников позиция и поступки взрослого наставника в отношении ко всему, что окружает ребенка, очень важны. Цикл внеурочных занятий «Разговоры о важном», который сейчас проводится учителями во всех школах страны, направлен на формирование правильных нравственных ориентиров у подрастающего поколения. «Разговоры о важном» – это система классных часов, посвященных воспитанию патриотизма и ознакомлению с традиционными российскими духовно-нравственными ценностями.

Цель этих классных часов не рассказать о внутренней и внешней политике нашего государства, а обсудить с детьми важные вопросы экологии, нравственности, духовности, патриотизма, истории. Это воспитывающий диалог учителя с детьми, обсуждение порой достаточно сложных тем, своевременное получение детьми актуальной для них информации о памятных датах, культуре и истории России, обучение принятию правильных решений в различных жизненных ситуациях.

Микросреда школы, педагогические факторы не могут действовать изолировано от широкой социальной среды в процессе формирования нравственных ориентиров у современных младших школьников. Поэтому необходимо искать способы объединения усилий всех социальных институтов воспитания. Например, в Белгородской области 14 февраля 2023 года заключено Соглашение о сотрудничестве между министерством образования Белгородской области и православной религиозной организацией Белгородская и Старооскольская Епархия русской Православной Церкви Московского Патриарха в области духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Соглашение о сотрудничестве заключено по следующим направлениям:

  • противодействие распространению в среде детей, подростков и молодежи табакокурения, алкоголизма, наркомании, игромании, половой распущенности, насилия и других социальных пороков;
  • противодействие осуществлению в образовательных организациях и в средствах массовой информации деятельности представителей тоталитарных и деструктивных сект и культов;
  • реализация в образовательных организациях учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), раскрывающих основы духовно-нравственной культуры народов России.

Для того чтобы школа сегодня как социальный организм могла стать для младшего школьника воспитательной средой, атмосфера которой обусловит нравственные ориентиры, в её педагогическую основу должна быть заложена, соответствующая возрасту младшего школьника, нравственно-этическая система, которая обеспечит этическим содержанием урочную и внеурочную деятельность младших школьников.

Список литературы

  1. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов/ Л.П. Крысин. – М.: Эксмо, 2008. – 944 с.
  2. Рубинштейн, С.Л. Психолого-педагогические проблемы нравственного развития школьников / С.Л. Рубинштейн. – М.: Просвещение, 1981. – 421 с.
  3. Головко Е.В. Формирование нравственной устойчивости младшего школьника к отрицательным влияниям микросреды: монография/ Е.В. Головко. – Белгород, Изд-во: ООО «ГиК», 2008. – 128 с.
  4. Сухомлинский В.А. О воспитании / сост. С. Соловейчик. – 4-е изд. – М.: Политиздат, 1982. – 270 с.
  5. Зотов Н.Д. Личность как субъект нравственной активности / Н.Д. Зотов. – Томск, 2007. – 230с.

Поделиться

606

Головко Е. В. Социально-педагогические факторы формирования нравственных ориентиров у современных младших школьников // Актуальные исследования. 2023. №51 (181). Ч.IV.С. 38-41. URL: https://apni.ru/article/7911-sotsialno-pedagogicheskie-faktori-formirovani

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#40 (222)

Прием материалов

28 сентября - 4 октября

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

9 октября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 октября