В условиях развития современного общества не теряет свою актуальность вопрос становления молодого поколения, формирование которого происходит в достаточно нестабильных социально-экономических и политических условиях. В основном молодые люди, которые научились самостоятельно решать собственные проблемы, проявляют способность адаптироваться к образовательной среде и готовы к усвоению нового социального опыта, они успешно социализируются в образовательном пространстве учебного заведения [1]. Однако у студенческой молодежи с ОВЗ получение названных и других социально значимых навыков и компетентностей происходит с затруднениями [2].
Психологическая устойчивость личности играет подчас сверхважную роль в системе инклюзивного образования. Именно при имеющихся ресурсах психологической устойчивости, личность не воспринимает происходящую ситуацию вокруг как проблемную, а общество, в свою очередь, проявит лояльность к людям с ОВЗ при возможной реализации своего жизненного шанса [3].
В связи с этим вопросы своевременного выявления личностных особенностей студентов с ОВЗ представляют собой значимую и актуальную проблему современной педагогики, психологии и других гуманистических наук.
С целью изучения личностных особенностей студентов с ОВЗ было организовано экспериментальное исследование на базе Бурятского республиканского информационно-экономического техникума (БРИЭТ). Выборка составила 100 студентов с ОВЗ, из которых 54 человека были с нарушениями интеллекта, а остальные – с нарушениями другого типа.
Преобладающее количество респондентов (70% – 70 человек) – лица женского пола, 30% (30 человек) лица мужского пола, что объясняется более активным контактом данной гендерной группы.
Средний возраст респондентов – 18,63.
54% респондентов (54 человека) страдают различными нарушениями интеллекта. Большинство респондентов (50% – 50 человек) с легкой корректируемой степенью умственной отсталости.
39% респондентов (39 человек) слабослышащие. Это студенты с частичной потерей слуха, тугоухостью и различной степенью недоразвития речи.
7% респондентов (7 человек) с нарушением опорно-двигательного аппарата.
В качестве группы сравнения были отобраны студенты без ОВЗ в количестве 40 человек. В этой выборке также большинство респондентов – лица женского пола (65% – 26 человек), меньшее количество – лиц мужского пола (35% – 14 человек).
Диагностика личностных особенностей студентов с ОВЗ проводилась с помощью следующих методик:
- Методика «Незавершенные предложения» Сакса и Леви.
- Методика «Прогноз-2» (В.Ю. Рыбников).
- Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина.
В ходе применения методики «Незавершённые предложения» были выявлены признаки внутриличностной дезадаптации и личностной тревожности у 86% респондентов (86 человек). Процент внутриличностной конфликтности таких респондентов превысил норму 50%.
Наибольшее количество Т и К конфликтов у респондентов отмечается в сфере отношений с членами семьи, имеется ряд неразрешённых конфликтов и непрожитых обид.
Отношение к будущему у большинства испытуемых преимущественно неблагополучное, имеются как Т, так и К-конфликты, однако, со слов испытуемой, большинство студентов с ОВЗ предпочитают не думать о будущем и жить сегодняшним днем.
Остальные респонденты (14% – 14 человек) набрали показатель меньше 50%, что свидетельствует об отсутствии ярко выраженных внутриличностных конфликтов (рисунок 1).
Рис. 1. Результаты диагностики личностных факторов по методике «Незавершенные предложения»
Таким образом, было выявлено, что для большинства студентов техникума с ОВЗ характерны внутриличностная дезадаптация и личностная тревожность, в то время как у 90% респондентов без ОВЗ (36 человек) отсутствуют ярко выраженные внутриличностные конфликты. Для внутриличностной дезадаптации характерно нарушение в психоэмоциональной сфере человека, сопровождающиеся искаженной оценкой ситуации, рассогласованием целей, средств и результата предпринимаемой деятельности, утратой самоконтроля, неадекватным поведением. Личностная тревожность представляет собой индивидуально-психологическую особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге её возникновения. Признаками тревожности являются напряжённость, озабоченность, мрачное предчувствие, чувство недовольства, чувство беспомощности.
Полученные результаты исследования по методике «Незавершённые предложения» могут свидетельствовать о том, что для студентов техникума с ОВЗ характерны такие личностные факторы стресса как внутриличностная дезадаптация и личностная тревожность.
Результаты диагностики по методике «Прогноз-2» представлены на рисунке 2.
Рис. 2. Результаты диагностики по методике «Прогноз-2»
Было выявлено, что для большинства респондентов с ОВЗ (87% – 87 человек) характерен низкий уровень нервно-психической устойчивости, что свидетельствует о высокой вероятности нервно-психических срывов. В группе респондентов без ОВЗ низкий уровень нервно-психической устойчивости был выявлен у меньшинства респондентов (20% – 8 человек).
Средний уровень нервно-психической устойчивости характерен для 10% респондентов (10 человек) с ОВЗ и 30% респондентов без ОВЗ (12 человек). Такие респонденты нервно-психически устойчивы. Однако существует вероятность нервно-психических срывов в напряженных, экстремальных ситуациях.
3% респондентов (3 человека) с ОВЗ продемонстрировали высокий уровень нервно-психической устойчивости. В группе респондентов без ОВЗ половина респондентов (50% – 20 человек) обладают высоким уровнем нервно-психической устойчивости. Возникновение нервно-психических срывов у таких респондентов маловероятно.
Таким образом, для студентов техникума с ОВЗ характерен низкий уровень нервно-психической устойчивости, что свидетельствует о высокой вероятности возникновения у них нервно-психических срывов.
В результате применения многоуровневого личностного опросника «Адаптивность» были получены следующие результаты (рисунок 3, 4).
Рис. 3. Адаптивность личности студентов техникума с ОВЗ
Рис. 4. Адаптивность личности студентов без ОВЗ
Было выявлено, что 30% респондентов с ОВЗ (30 человек) относятся к группе низкой адаптации личности. Лица этой группы обладают признаками явных акцентуаций характера и некоторыми признаками психопатий, а психическое состояние можно охарактеризовать, как пограничное. Возможны нервно-психические срывы.
Лица этой группы обладают низкой нервно-психической устойчивостью, конфликтны, могут допускать асоциальные поступки. Требуют наблюдения психолога.
67% респондентов с ОВЗ (67 человек) и 40% респондентов без ОВЗ (16 человек) были отнесены в группу удовлетворительной адаптации личности. Эти лица, как правило, обладают невысокой эмоциональной устойчивостью.
Возможны асоциальные срывы, проявление агрессии и конфликтности.
Лица этой группы требуют индивидуального подхода, постоянного наблюдения, коррекционных мероприятий.
3% респондентов с ОВЗ (3 человека) и большинство респондентов без ОВЗ (60% – 24 человека) были отнесены к группе высокой и нормальной адаптации. Лица этих групп достаточно легко адаптируются к новым условиям деятельности, быстро входят в новый коллектив, достаточно легко и адекватно ориентируются в ситуации, быстро вырабатывают стратегию своего поведения.
Как правило, не конфликтны, обладают высокой эмоциональной устойчивостью. Большинство лиц этой группы обладают признаками различных акцентуаций, которые в привычных условиях частично компенсированы и могут проявляться при смене деятельности. Поэтому успех адаптации зависит от внешних условий среды.
Статистическая значимость различий выявленных личностных особенностей у студентов с ОВЗ и без ОВЗ была определена с помощью критерия Стьюдента (таблица).
Таблица
Значимые различия личностных особенностей студентов с ОВЗ и без ОВЗ
Ценности |
Студенты с ОВЗ (среднее арифметическое) |
Студенты без ОВЗ (среднее арифметическое) |
T (критерий Стьюдента) |
---|---|---|---|
Коэффициент внутриличностной дезадаптации |
67,3 |
32,1 |
16,92* |
Уровень выраженности внутриличностных конфликтов |
86,3 |
52,4 |
16,29* |
Нервно-психическая устойчивость |
12,6 |
40,4 |
-13,36* |
Адаптивность личности |
23,7 |
50,8 |
-13,02* |
* – различия статистически значимы при уровне значимости р≤0,05
Сравнение эмпирически полученных Т-критерия Стьюдента, приведенных в последнем столбце таблицы, с критическим значением (tкр. =1,987), позволяет сделать вывод о том, что существуют статистические значимые различия в таких личностных особенностях, как внутриличностная дезадаптация, выраженность внутриличностных конфликтов, нервно-психическая устойчивость и адаптивность личности в группе студентов с ОВЗ и без ОВЗ. При этом у лиц с ОВЗ преобладает внутриличностная дезадаптация и выраженность внутриличностных конфликтов, в то время как студенты без ОВЗ обладают более высоким уровнем нервно-психической устойчивости и адаптивности личности.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что для студентов с ОВЗ характерны такие личностные особенности, как:
- Внутриличностная дезадаптация и ярко выраженные внутриличностные конфликты. Для внутриличностной дезадаптации характерно нарушение в психоэмоциональной сфере человека, сопровождающиеся искаженной оценкой ситуации, рассогласованием целей, средств и результата предпринимаемой деятельности, утратой самоконтроля, неадекватным поведением.
- Низкий уровень нервно-психической устойчивости, что свидетельствует о высокой вероятности возникновения у них нервно-психических срывов.
- Удовлетворительная адаптация личности, заключающаяся в невысокой эмоциональной устойчивости, возможностях асоциальных срывов, проявлениях агрессии и конфликтности.
Таким образом, для студентов с ОВЗ необходим индивидуальный подход, постоянное наблюдение и коррекционные мероприятия.