Главная
АИ #51 (181)
Статьи журнала АИ #51 (181)
Личностные особенности студентов с ОВЗ

Личностные особенности студентов с ОВЗ

Научный руководитель

Рубрика

Психология

Ключевые слова

студенты с ОВЗ
личностные особенности
студенты без ОВЗ
внутриличностная дезадаптация
внутриличностные конфликты
нервно-психическая устойчивость
адаптивность личности

Аннотация статьи

Статья содержит результаты экспериментального исследования личностных особенностей студентов с ОВЗ. Исследованием были установлены такие личностные особенности студентов с ОВЗ, как внутриличностная дезадаптация и ярко выраженные внутриличностные конфликты, низкий уровень нервно-психической устойчивости и удовлетворительная адаптивность личности, характеризующаяся невысокой эмоциональной устойчивостью. Результаты исследования могут служить в качестве дополнительной информации при разработке программ психологического сопровождения студентов с ОВЗ.

Текст статьи

В условиях развития современного общества не теряет свою актуальность вопрос становления молодого поколения, формирование которого происходит в достаточно нестабильных социально-экономических и политических условиях. В основном молодые люди, которые научились самостоятельно решать собственные проблемы, проявляют способность адаптироваться к образовательной среде и готовы к усвоению нового социального опыта, они успешно социализируются в образовательном пространстве учебного заведения [1]. Однако у студенческой молодежи с ОВЗ получение названных и других социально значимых навыков и компетентностей происходит с затруднениями [2].

Психологическая устойчивость личности играет подчас сверхважную роль в системе инклюзивного образования. Именно при имеющихся ресурсах психологической устойчивости, личность не воспринимает происходящую ситуацию вокруг как проблемную, а общество, в свою очередь, проявит лояльность к людям с ОВЗ при возможной реализации своего жизненного шанса [3].

В связи с этим вопросы своевременного выявления личностных особенностей студентов с ОВЗ представляют собой значимую и актуальную проблему современной педагогики, психологии и других гуманистических наук.

С целью изучения личностных особенностей студентов с ОВЗ было организовано экспериментальное исследование на базе Бурятского республиканского информационно-экономического техникума (БРИЭТ). Выборка составила 100 студентов с ОВЗ, из которых 54 человека были с нарушениями интеллекта, а остальные – с нарушениями другого типа.

Преобладающее количество респондентов (70% – 70 человек) – лица женского пола, 30% (30 человек) лица мужского пола, что объясняется более активным контактом данной гендерной группы.

Средний возраст респондентов – 18,63.

54% респондентов (54 человека) страдают различными нарушениями интеллекта. Большинство респондентов (50% – 50 человек) с легкой корректируемой степенью умственной отсталости.

39% респондентов (39 человек) слабослышащие. Это студенты с частичной потерей слуха, тугоухостью и различной степенью недоразвития речи.

7% респондентов (7 человек) с нарушением опорно-двигательного аппарата.

В качестве группы сравнения были отобраны студенты без ОВЗ в количестве 40 человек. В этой выборке также большинство респондентов – лица женского пола (65% – 26 человек), меньшее количество – лиц мужского пола (35% – 14 человек).

Диагностика личностных особенностей студентов с ОВЗ проводилась с помощью следующих методик:

  1. Методика «Незавершенные предложения» Сакса и Леви.
  2. Методика «Прогноз-2» (В.Ю. Рыбников).
  3. Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина.

В ходе применения методики «Незавершённые предложения» были выявлены признаки внутриличностной дезадаптации и личностной тревожности у 86% респондентов (86 человек). Процент внутриличностной конфликтности таких респондентов превысил норму 50%.

Наибольшее количество Т и К конфликтов у респондентов отмечается в сфере отношений с членами семьи, имеется ряд неразрешённых конфликтов и непрожитых обид.

Отношение к будущему у большинства испытуемых преимущественно неблагополучное, имеются как Т, так и К-конфликты, однако, со слов испытуемой, большинство студентов с ОВЗ предпочитают не думать о будущем и жить сегодняшним днем.

Остальные респонденты (14% – 14 человек) набрали показатель меньше 50%, что свидетельствует об отсутствии ярко выраженных внутриличностных конфликтов (рисунок 1).

Рис. 1. Результаты диагностики личностных факторов по методике «Незавершенные предложения»

Таким образом, было выявлено, что для большинства студентов техникума с ОВЗ характерны внутриличностная дезадаптация и личностная тревожность, в то время как у 90% респондентов без ОВЗ (36 человек) отсутствуют ярко выраженные внутриличностные конфликты. Для внутриличностной дезадаптации характерно нарушение в психоэмоциональной сфере человека, сопровождающиеся искаженной оценкой ситуации, рассогласованием целей, средств и результата предпринимаемой деятельности, утратой самоконтроля, неадекватным поведением. Личностная тревожность представляет собой индивидуально-психологическую особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге её возникновения. Признаками тревожности являются напряжённость, озабоченность, мрачное предчувствие, чувство недовольства, чувство беспомощности.

Полученные результаты исследования по методике «Незавершённые предложения» могут свидетельствовать о том, что для студентов техникума с ОВЗ характерны такие личностные факторы стресса как внутриличностная дезадаптация и личностная тревожность.

Результаты диагностики по методике «Прогноз-2» представлены на рисунке 2.

Рис. 2. Результаты диагностики по методике «Прогноз-2»

Было выявлено, что для большинства респондентов с ОВЗ (87% – 87 человек) характерен низкий уровень нервно-психической устойчивости, что свидетельствует о высокой вероятности нервно-психических срывов. В группе респондентов без ОВЗ низкий уровень нервно-психической устойчивости был выявлен у меньшинства респондентов (20% – 8 человек).

Средний уровень нервно-психической устойчивости характерен для 10% респондентов (10 человек) с ОВЗ и 30% респондентов без ОВЗ (12 человек). Такие респонденты нервно-психически устойчивы. Однако существует вероятность нервно-психических срывов в напряженных, экстремальных ситуациях.

3% респондентов (3 человека) с ОВЗ продемонстрировали высокий уровень нервно-психической устойчивости. В группе респондентов без ОВЗ половина респондентов (50% – 20 человек) обладают высоким уровнем нервно-психической устойчивости. Возникновение нервно-психических срывов у таких респондентов маловероятно.

Таким образом, для студентов техникума с ОВЗ характерен низкий уровень нервно-психической устойчивости, что свидетельствует о высокой вероятности возникновения у них нервно-психических срывов.

В результате применения многоуровневого личностного опросника «Адаптивность» были получены следующие результаты (рисунок 3, 4).

Рис. 3. Адаптивность личности студентов техникума с ОВЗ

Рис. 4. Адаптивность личности студентов без ОВЗ

Было выявлено, что 30% респондентов с ОВЗ (30 человек) относятся к группе низкой адаптации личности. Лица этой группы обладают признаками явных акцентуаций характера и некоторыми признаками психопатий, а психическое состояние можно охарактеризовать, как пограничное. Возможны нервно-психические срывы.

Лица этой группы обладают низкой нервно-психической устойчивостью, конфликтны, могут допускать асоциальные поступки. Требуют наблюдения психолога.

67% респондентов с ОВЗ (67 человек) и 40% респондентов без ОВЗ (16 человек) были отнесены в группу удовлетворительной адаптации личности. Эти лица, как правило, обладают невысокой эмоциональной устойчивостью.

Возможны асоциальные срывы, проявление агрессии и конфликтности.

Лица этой группы требуют индивидуального подхода, постоянного наблюдения, коррекционных мероприятий.

3% респондентов с ОВЗ (3 человека) и большинство респондентов без ОВЗ (60% – 24 человека) были отнесены к группе высокой и нормальной адаптации. Лица этих групп достаточно легко адаптируются к новым условиям деятельности, быстро входят в новый коллектив, достаточно легко и адекватно ориентируются в ситуации, быстро вырабатывают стратегию своего поведения.

Как правило, не конфликтны, обладают высокой эмоциональной устойчивостью. Большинство лиц этой группы обладают признаками различных акцентуаций, которые в привычных условиях частично компенсированы и могут проявляться при смене деятельности. Поэтому успех адаптации зависит от внешних условий среды.

Статистическая значимость различий выявленных личностных особенностей у студентов с ОВЗ и без ОВЗ была определена с помощью критерия Стьюдента (таблица).

Таблица

Значимые различия личностных особенностей студентов с ОВЗ и без ОВЗ

Ценности

Студенты с ОВЗ (среднее арифметическое)

Студенты без ОВЗ (среднее арифметическое)

T (критерий Стьюдента)

Коэффициент внутриличностной дезадаптации

67,3

32,1

16,92*

Уровень выраженности внутриличностных конфликтов

86,3

52,4

16,29*

Нервно-психическая устойчивость

12,6

40,4

-13,36*

Адаптивность личности

23,7

50,8

-13,02*

* – различия статистически значимы при уровне значимости р≤0,05

Сравнение эмпирически полученных Т-критерия Стьюдента, приведенных в последнем столбце таблицы, с критическим значением (tкр. =1,987), позволяет сделать вывод о том, что существуют статистические значимые различия в таких личностных особенностях, как внутриличностная дезадаптация, выраженность внутриличностных конфликтов, нервно-психическая устойчивость и адаптивность личности в группе студентов с ОВЗ и без ОВЗ. При этом у лиц с ОВЗ преобладает внутриличностная дезадаптация и выраженность внутриличностных конфликтов, в то время как студенты без ОВЗ обладают более высоким уровнем нервно-психической устойчивости и адаптивности личности.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что для студентов с ОВЗ характерны такие личностные особенности, как:

  1. Внутриличностная дезадаптация и ярко выраженные внутриличностные конфликты. Для внутриличностной дезадаптации характерно нарушение в психоэмоциональной сфере человека, сопровождающиеся искаженной оценкой ситуации, рассогласованием целей, средств и результата предпринимаемой деятельности, утратой самоконтроля, неадекватным поведением.
  2. Низкий уровень нервно-психической устойчивости, что свидетельствует о высокой вероятности возникновения у них нервно-психических срывов.
  3. Удовлетворительная адаптация личности, заключающаяся в невысокой эмоциональной устойчивости, возможностях асоциальных срывов, проявлениях агрессии и конфликтности.

Таким образом, для студентов с ОВЗ необходим индивидуальный подход, постоянное наблюдение и коррекционные мероприятия.

Список литературы

  1. Авилов. О. В. Студенты и стресс: влияние направления подготовки / О. В. Авилов, К. Ю. Галиулина // Вестник психофизиологии. – 2021. – № 2. – С. 26–38.
  2. Горобец. Д. В. Студенческая молодежь с ОВЗ как субъект исследования социально-педагогической службы вуза / Д. В. Горобец, Н. Н. Горобец // Социально-педагогическая поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья: теория и практика : Сборник статей по материалам VI Международной научно-практической конференции, Ялта, 19–21 мая 2022 года / Под научной редакцией Ю.В. Богинской. – Симферополь: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Типография «Ариал», 2022. – С. 39–44.
  3. Короленко, А. В. Коррекция психофизического состояния студентов в условиях инклюзивного образования / А. В. Короленко // Сборник научных трудов по итогам VIII всероссийского с международным участием конкурса научных работ обучающихся вузов и ссузов, молодых ученых в области физической культуры, спорта и безопасности жизнедеятельности, посвящённого 145-летию со дня рождения уроженца г. Ельца, первого российского олимпийского медалиста А.П. Петрова, Елец, 23 апреля 2021 года / Под общ. ред. А.А. Шахова. – Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2021. – С. 35–40.

Поделиться

755

Шагдурова В. В. Личностные особенности студентов с ОВЗ // Актуальные исследования. 2023. №51 (181). Ч.IV.С. 80-84. URL: https://apni.ru/article/7916-lichnostnie-osobennosti-studentov-s-ovz

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января