Каждый человек на протяжении всей жизни время от времени сталкивается со стрессовыми ситуациями. Они возникают из-за нехватки времени, конфликтов на работе и проблем в личной жизни.
Стресс – это состояние эмоционального и физического напряжения, которое возникает в определенных ситуациях, которое невозможно контролировать.
Профессия педагога является на сегодняшний день одной из стрессогенных. Возникновение стресса у педагогов связано с высоким эмоциональным напряжением, социальным напряжением, а также информационными перегрузками в процессе профессиональной деятельности [1, c.25].
Многие из нас осознают и понимают, какой вред нашему организму и душе наносит стресс, а точнее то, что мы не предпринимаем никаких действий по ликвидации негативных ощущений.
Стресс отрицательно влияет на нервную систему. Из-за него могут возникнуть различные заболевания, которые потом придется лечить. Чтобы не было таких ситуаций, необходимо развить стрессоустойчивость человека [1, c.53].
Стрессоустойчивость личности – это качество, которое состоит из психофизиологических компонентов. Ее нужно обязательно воспитывать, чтобы в будущем избежать проблем не только с окружающей средой, но и сохранить собственное здоровье.
На самом деле не так трудно избавить себя от не приятных ощущений, главное – это желание. Это основная проблема! Надо захотеть, причем захотеть на всех уровнях своего «Я». Захотеть так, что бы это желание поселилось и в сознании и в подсознании [2, c.56].
Тренинг (от англ. train – тренироваться) – технология, направленная на развитие у человека различных навыков и умений.
Психологическая игра – это вид деятельности, которая помогает улучшить эмоциональный фон, зарядиться энергией, повысить уровень осознанности, уточнить свои цели и принять необходимые решения в проблемных ситуациях.
Тренинговые упражнения представляют собой специальные методы, направленные на восстановление психологических ресурсов и повышения самочувствия. Они могут включать в себя практики метидации, методы глубокого дыхания, аффирмации, самовнушения, мышечная релаксация и др.
Психологические упражнения и игры не избавят нас от проблем, но помогут расслабиться и отвлечься от несущественных деталей, чтобы позже с новой силой взяться за их решение [2, c.79].
Психологические упражнения (это методы глубокого дыхания, аффирмации, самовнушения, мышечная релаксация, медитация и др.).
Дыхательные упражнения.
Управление дыханием – это эффективное средство влияет на тонус мышц и эмоциональные центры мозга. Медленное и глубокое дыхание (с участием мышц живота) понижает возбудимость нервных центров, способствует мышечному расслаблению, то есть релаксации. Частое (грудное) дыхание, наоборот, обеспечивает высокий уровень активности организма, поддерживает нервно-психическую напряженность. В стрессовых ситуациях дыхание учащается и организму не хватает кислорода. Глубокое дыхание способствует поступлению кислорода в мозг и во все клетки в нужных объемах.
- Упражнение «Воздушный шарик»
Необходимо принять удобную позу, закрыть глаза, дышать глубоко и ровно. Представить себе, что в животе у вас воздушный шарик. Нужно вдыхать медленно, глубоко-глубоко, и чувствовать, как он надувается. Когда почувствуете, что не можете больше его надуть, задержите дыхание и не спеша сосчитайте про себя до пяти, после чего медленно и спокойно выдыхайте. Шарик сдувается... А потом - надувается вновь... Сделайте так пять-шесть раз, потом медленно откройте глаза и спокойно посидите одну-две минуты.
Смысл упражнения: эффективная техника снятия напряжения, включающая как дыхательное упражнение, так и элемент медитации. Когда чувствуешь, что сильно испугался или теряешь контроль над собой из-за раздражения, достаточно подышать подобным образом две-три минуты, и станет гораздо легче.
- Упражнение «Семь свечей»
Сядьте удобно, закройте глаза, расслабьтесь. Вы дышите глубоко и ровно... Представьте себе, что на расстоянии примерно метра от вас стоят семь горящих свечей... Сделайте медленный, максимально глубокий вдох. И вообразите, что вам нужно задуть одну из этих свечей. Как можно сильнее подуйте в ее направлении, полностью выдохнув воздух. Пламя начинает дрожать, свеча гаснет... Вы вновь делаете медленный глубокий вдох, а потом задуваете следующую свечу. И так все семь свечей ...
Смысл упражнения: простая и эффективная техника релаксации, сочетающая концентрацию на воображаемом объекте и дыхательное упражнение.
Мышечные упражнения (релаксация)
Мышечная релаксация основывается на простом физиологическом факте: после напряжения любой мышцы начинается период ее автоматического расслабления.
- Упражнение «Лимон»
Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Сядьте удобно, руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.
- Упражнение «Сосулька»
Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления. Необходимо встать, закрыть глаза, руки поднять вверх. Представить, что вы – сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе на 1–2 минуты. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния. Это упражнение можно выполнять лежа на полу.
Психологические игры
Это деятельности, которая помогает улучшить эмоциональный фон, зарядиться энергией, повысить уровень осознанности, уточнить свои цели и принять необходимые решения в проблемных ситуациях.
В процессе игры мы видим себя как бы со стороны и это помогает заметить свои привычные модели поведения, эмоции, установить причинно-следственные связи. По длительности игры бывают от нескольких минут до часа. Участвовать могут от 1 человека (индивидуальная игра) до 5, а иногда и больше участников.
Игровое упражнение «Одно из … трех»
Цель: помочь педагогам лучше понять себя и своих коллег.
Необходимо обозначить три места. Например, цветными карточками. Каждая карточка будет обозначать место для сбора первой, второй и третьей групп. В ходе игры членам команды каждый раз надо решить для себя вопрос, к какой из трех групп они относятся. Свое место они определяют в зависимости от трех вариантов ответа на поставленный вопрос: если им подходит 1-ый вариант ответа, игроки занимают место группы № 1, 2-ой ответ – группа № 2, 3-ий – группа № 3.
Педагог-психолог предлагает серию вопросов, с помощью которых можно определить особенности личности. Надо вдуматься в смысл образа, определить, какой из предложенных вариантов участникам ближе всего, и, в соответствии со своим выбором, занять место на игровой площадке. После каждого вопроса участники обдумывают ответ и делятся на три группы. Когда выбор сделан, игроки комментируют свое решение. Например: вопросы:
Кто Вы? …
- Ребенок? Зрелый человек? Пенсионер? (подразумевается не реальный возраст игрока, а образ – душевный возраст)
- Бальное платье? Офисный костюм? Спортивный костюм?
- Спальня? Кухня? Рабочий кабинет?
- Палатка? Крепость? Уютный дом?
- Обвиняемый? Адвокат? Прокурор?
- Табличка с надписью: «Посторонним вход воспрещен!»? «Скоро вернусь…»? «Добро пожаловать!»?
- «С радостью!»? «Надо подумать…»? «Через мой труп!»?
- Прошедшее? Настоящее? Будущее?
Игра «Дотронуться до …»
Цель: создание благоприятной атмосферы, снятие напряжения.
Инструкция. Участники хаотично двигаются по залу. Затем ведущий просит всех дотронуться до какого-либо предмета, например определенного цвета в одежде или украшениях участников. Фраза, произносимая ведущим, звучит так:
«Прошу дотронуться до…: – пуговицы; – белого цвета; – правой коленки; – левого уха; – бус; – часов; – мобильного телефона; – молнии; – левого мизинца». Участникам, после слов ведущего необходимо найти названный предмет (деталь предмета) не на себе, а на другом игроке. После того, как все участники выполнили задание, они вновь продолжают движение по залу.
Систематическое использование психологических игр и упражнений с воспитателями в качестве средства профилактики эмоционального переутомления представляется очень важным, так как эмоциональные перегрузки негативно влияют не только на самих педагогов и на их деятельность, но и на тех, кто находится рядом с ними. А психологически комфортное самочувствие педагогов оказывает непосредственное положительное влияние на атмосферу всего дошкольного учреждения [3, c.36].