Главная
Конференции
Личность, экономика, культура в современном цифровом мире: проблемы и потенциальные возможности
Разработка электронного учебного курса по дисциплине «Аэробика» в образовательно...

Разработка электронного учебного курса по дисциплине «Аэробика» в образовательной среде Moodle

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

аэробика
структура
содержание
электронный учебный курс

Аннотация статьи

В статье представлена разработка электронного учебного курса по дисциплине «Аэробика» для студентов 3 курса института физической культуры и спорта (ИФКиС). Приводятся содержание и структура обучающих модулей. Курс построен в соответствии с ФГОС 3 + и сформирован в электронной образовательной среде MOODLE.

Текст статьи

Развитие информационных технологий обеспечило массовый доступ студентов к сетевым компьютерным технологиям. Это привело к необходимости внедрения этих средств в организацию учебного процесса. Одним из перспективных направлений развития обучения в этой сфере является использование так называемых систем управления обучением (LMS – Learning Management System) [4, с.70]. Использование Moodle может послужить альтернативным источником информации для сглаживания эффекта неравномерности академической активности студентов в течение семестра. Учебная дисциплина разбивается на небольшие этапы, соответствующие балльно-рейтинговой системе, и работа студента оценивается в конце каждого срока (модуля) [6]. Необходимость внедрения дистанционного обучения (ДО) в образовательный процесс обусловлена тем, что студенты испытывают сложность при изучении дисциплин в связи с дефицитом времени из-за частых отъездов на тренировочные сборы и соревнования.

Особо следует выделить Приказ Минобрнауки России № 816 от 23.08.2017 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». В данном нормативном акте изложены требования к организации реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий [5].

Цель данной работы заключается в обосновании использования курса по дисциплине «Аэробика» как эффективного электронного образовательного ресурса для оптимизации учебной деятельности студентов очного отделения ИФКиС. В связи с вышеизложенным данная тема не оставляет сомнений в своей актуальности.

Дисциплина «Аэробика» входит в вариативную часть ОП прикладного бакалавриата и адресована студентам 3 курса ИФКиС ФГБОУ ВО «УдГУ» в соответствии с требованиями ФГОС 3+ по направлению подготовки 44.03.05. – «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)».

Аэробика, возникнув как вид оздоровительной физической культуры, связанный с длительным выполнением естественных физических упражнений циклического характера с аэробным источником энергообеспечения, начала развиваться в новом направлении в конце прошлого века, используя в качестве основы разнообразные движения, объединенные музыкальными композициями. Это дало возможность придать занятиям привлекательную эмоциональную окраску, а также, кроме воздействия на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, развивать координационные способности и избирательно прорабатывать различные группы мышц. Демократизация отечественной системы физического воспитания позволила перейти от применения только традиционных средств к новым, позволяющим эффективно решать основные задачи школьной физической культуры.

В организации процесса обучения студентов по курсу «Аэробика» в ДО Moodle. приняли участие 19 студентов ИФКиС, изучалось их мнение «О переходе на обучение с использованием дистанционных образовательных технологий». После регистрации в системе, установленной на сервере Удмуртского государственного университета (https://distedu.ru/), студентов записывают на курс, и они проходят первое анкетирование, вопросы для которых предложены на сайте УдГУ [2].

Первый вопрос анкеты направлен на выявление дисциплин на своем курсе ИФКиС, уже переведенных на дистанционную форму, а также количество студентов, применяющих дистанционные образовательные технологии (ДОТ) в своей профессиональной деятельности. Более половины дисциплин переведены на ДОТ и 100 % студентов активно изучают дисциплины и применяют информационные технологии в учебном процессе.

На вопрос анкеты: «Какие платформы (сайты) используют Ваши преподаватели для проведения занятий в дистанционной форме? 94,7 % назвали социальную сеть в Контакте; личный кабинет студента в ИИАС - 52%; электронная почта составила около 89,4%; система электронного обучения УдГУ (https://distedu.ru/), в том числе Moodle - 42%. Все студенты для обучения используют следующие интернет-ресурсы: Google, Skype, Zoom, Youtube.

На вопрос: «Вы бы предпочли сдавать зачеты и экзамены в дистанционной форме?» ответили положительно 79 % респондентов, четверо воздержались от ответа.

На вопрос «Ваши предложения для преподавателей по повышению эффективности дистанционного обучения?» затруднились ответить 36,8 % респондентов; 63 % назвали целесообразность внедрения дистанционных образовательных технологий и возможность непосредственного доступа к различным электронным образовательным ресурсам (научным видеоконференциям, образовательным сайтам, электронным информационным ресурсам и библиотекам).

В следующем вопросе «Какие проблемы у Вас возникали при дистанционном обучении»? результатам ответов 8 человек на первое место поставили технические трудности, отсутствие связи или Интернета; шестеро – организационные, более половины студентов столкнулись со сложностями отправления, разработанных дидактических и практических видеоматериалов.

Таким образом, анализ результатов анкетирования показывает, что большинство студентов поддерживают внедрение в учебный процесс дистанционных образовательных технологий и готовы к обучению по дисциплине «Аэробика».

После анкетирования студенты знакомятся с лекционным материалом, выполняют практические задания и оформляют конспекты. Выполненные работы бакалавры отправляют преподавателю на проверку прикрепленными файлами, а преподаватель оценивает работу, вносит коррективы, указав на недостатки в комментариях, или возвращает ее на доработку. Анализ результатов применения в учебном процессе практических заданий позволяет отметить следующее:

  • использование практических заданий в системе дистанционного обучения не всегда способствует получению прочных знаний по сравнению с теми, которые они получают в процессе традиционной самостоятельной работы;
  • самостоятельное выполнение студентами разных по виду и дидактической цели заданий способствует повышению их самостоятельности, развитию познавательных и творческих способностей;
  • систематическая работа студентов с заданиями формирует устойчивые навыки самостоятельной работы, что приводит к сокращению времени на выполнение стандартных заданий и позволяет увеличить время на выполнение работ творческого характера [1].

На аудиторных занятиях преподаватель консультирует студентов по тем вопросам, с которыми они не могли справиться самостоятельно, и принимает выполненные работы. Существенное внимание обращается на индивидуальные и групповые дискуссии, а также анализ результатов деятельности – созданных студентами в системе Moodle элементов и ресурсов. В ходе самостоятельной работы студенты знакомятся с глоссарием и предложенной литературой, работают в среде Moodle, выполняют индивидуальные задания к практическим работам, прорабатывают контрольные вопросы.

На последнем занятии студенты пройдут дифференцированный, экзаменационный тест. Оценка результатов тестирования состоит в выставлении баллов за ответы на последовательно задаваемые вопросы. Оценивание учебной деятельности студентов осуществляется по балльно‑рейтинговой шкале (100‑балльная шкала). Промежуточная аттестация – экзамен – проводится в конце изучаемой дисциплины в форме итогового теста по всем разделам (модулям) дисциплины. К экзамену допускаются студенты, набравшие не менее 21 балла по результатам текущего и рубежного контролей, при условии обязательного выполнения всех работ, предусмотренных учебным планом. Студент, набравший на протяжении обучения электронного учебного курса по дисциплине «Аэробика» необходимое количество баллов (более 61), имеет возможность получить оценку «автоматически, либо сдавать экзамен с целью повышения своего рейтинга по дисциплине.

В соответствии с описанной структурой дистанционного курса для студентов института физической культуры и спорта в учебной научно-исследовательской лаборатории аудиовизуальных средств и компьютеризации обучения по спортивным педагогическим дисциплинам кафедры ТиМФКГиБЖ под руководством д.п.н., профессора Петрова П.К. был разработан электронный учебный курс по дисциплине «Аэробика», включающий в себя:

  1. Организационно‑методические материалы: анкета – направлена на выявление исходных знаний студентов по курсу; аннотация дисциплины, рабочая программа – позволяет студентам получить полное представление о данном курсе: тематике модулей, видах учебной деятельности; формах и сроках отчетности; формы контроля и критерии оценки; глоссарий – содержит справочные материалы по курсу, список сокращений и аббревиатур.
  2. Теоретические (учебные) материалы: лекции с элементами деятельности; презентации; публикации (статьи и учебные пособия); адреса веб‑сайтов в сети Интернет с информацией, необходимой для обучения.
  3. Практические задания: в виде конспектов по аэробике и видео заданий (базовых шагов, методики проведения комплексов аэробики) с возможностью загрузки файлов на сервер.
  4. Контрольные вопросы и задания: содержат вопросы для самоконтроля, основные и проблемные вопросы; итоговое (дифференцированное) экзаменационное тестирование.

По мнению Кравченко Г.В., «…такая структура курса позволяет использовать его во время аудиторных занятий и для самостоятельной работы студентов» [1, с.28].

Учебный курс «Аэробика» размещен на сайте УДГУ в разделе дистанционного обучения по адресу: http://distedu.ru/course/view.php?id=763. Электронный учебный курс «Аэробика» состоит из 10 глав. В каждой главе рассматриваются одна или более двух тем. Начинается обучение с введения, описывается актуальность, приводится глоссарий. Вводное занятие со студентами включает описание общей программы обучения (аннотация, рабочая программа, ФОС, методические рекомендации к аттестации), далее следуют учебные обучающие модули и контролирующие. Каждое занятие иллюстрировано рисунками и графиками, красочными фотографиями, видеоматериалами. По мнению П.К. Петрова, «…большое значение видеосюжеты приобретают при подготовке тестовых заданий по темам и для итогового контроля» [3, с.14]. При разработке курса были созданы более 10 обучающих дидактических материалов с использованием видеофрагментов. Рассматривается классификация видов аэробики и её характеристика, как одной из современных спортивно-педагогических дисциплин, дается краткая история её развития, освещаются базовые шаги, используемая терминология, методы и методические приемы обучения упражнениям. Также студент сможет найти для себя методические рекомендации по проведению урока аэробики, методику составления документов планирования, вопросы по организации и проведению соревнований, критерии оценки качества выполнения танцевальных композиций. После каждого занятия приводится перечень вопросов, на которые студентам предстоит ответить самостоятельно.

Таким образом, подводя итоги, можно резюмировать, что был создан электронный учебный курс по дисциплине «Аэробика» для студентов 3 курса ИФКиС.

Список литературы

  1. Кравченко Г. В., Лаврентьев Г. В. Построение дистанционного курса и организация обучения студентов высшей школы в системе Moodle // Педагогика и психология DOI 10.14258/izvasu(2013)2.2-04 https://cyberleninka.ru/article/n/postroenie-distantsionnogo-kursa-i-organizatsiya-obucheniya-studentov-vysshey-shkoly-v-sisteme-moodle/viewer (дата обращения 05.05.20)
  2. О переходе на обучения с использованием дистанционных образовательных технологий / Анкета. https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSeDfhFmpRUUHHaOUf7VpSI2od6QOCssaNVPXhWxn3TExdRuw/formResponse (дата обращения 13.05.20).
  3. Петров, П.К. Особенности создания и использования дистанционных курсов по спортивно-педагогическим дисциплинам в системе электронного обучения / П.К. Петров // Теория и практика физ. культуры. - 2018. - № 12. - С. 12-14.
  4. Писарев А.В. Возможности образовательной платформы MOODLE // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 6. 2011–2012. Вып. 13. С. 70-73.
  5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ".
  6. Федяинова Н.В. Опыт разработки курса повышения квалификации «Организация проектной деятельности в начальной школе с использованием ИКТ» в системе дистанционного обучения «Moodle» / Н. В. Федяинова, И.С.Хирьянова; Омский гос. пед. ун-т. – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: http://ido.tsu.ru/other_res/pdf/1 (33) 2009 (21-28).pdf.

Поделиться

3189

Щенникова И. С., Щенникова А. Г., Максимова С. С. Разработка электронного учебного курса по дисциплине «Аэробика» в образовательной среде Moodle // Личность, экономика, культура в современном цифровом мире: проблемы и потенциальные возможности : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 23 мая 2020г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2020. С. 93-97. URL: https://apni.ru/article/792-razrabotka-elektronnogo-uchebnogo-kursa

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря