Главная
АИ #51 (181)
Статьи журнала АИ #51 (181)
Формирование познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в про...

Формирование познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности

Автор(-ы):

Канищева Наталья Владимировна

Синегубова Юлия Викторовна

Попова Ольга Алексеевна

Павлова Ольга Игоревна

21 декабря 2023

Секция

Педагогика

Ключевые слова

дошкольник
познавательная активность
опытно-экспериментальная деятельность
познавательный интерес

Аннотация статьи

В современном дошкольном образовании отмечается важность формирования у развивающейся личности познавательной активности, самостоятельности и саморегуляции. Старший дошкольный возраст считается критическим этапом для развития познавательных интересов, интеллектуальных способностей и творческого мышления у детей. Стремление к знаниям и их поиск играют ключевую роль в подготовке ребенка к школе.

Текст статьи

В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. На данном этапе развития дошкольного образования возникает необходимость формирования личности, способной к творческому, к сознательному, самостоятельному определению своей деятельности, к саморегулированию. В связи с этим необходимо выстраивать педагогический процесс современного дошкольного образовательного учреждения с учетом развития познавательной активности формирующейся личности, потому что именно в ней содержатся истоки многих проблем: формирование познавательных интересов, развитие самостоятельности, умственных способностей, воспитание инициативности, целенаправленности, творчества.

Необходимость решения проблемы формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста обусловлена тем, что существенной стороной подготовки ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях, проявляющихся в познавательном интересе.

Старший дошкольный возраст является самоценным этапом развития познавательной активности ребенка, под которым понимается не только процесс усвоения знаний, а главным образом, поиск знаний, приобретение их самостоятельно или в совместной с воспитателем деятельностью.

Одним из эффективных средств развития познавательной активности дошкольников является метод экспериментирования.

Экспериментирование – особый способ практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях.

Элементарный опыт – это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д.

Проблема формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста активно разрабатывается ведущими учеными и педагогами-практиками стран мирового сообщества (Ф.Баррон, Дж.Гилфорд, И.Лангарт, А.Маслоу, К.Роджерс, Дж.Родари, Э.Стоуне, Р.Торренс, В.Франкл). Важность дошкольного детства как сенситивного периода в формировании познавательной и творческой активности личности обосновывается в трудах крупнейших отечественных психологов (Л.И.Божович, Л.А.Венгер, Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, А.В.Запорожец, Д.Б.Эльконин).

Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей, они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции.

Детское экспериментирование тесно связано с речевым развитием детей, так как умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи.

Связь детского экспериментирования и изобразительной деятельностью так же двусторонняя. Чем сильнее будут развиты изобразительные способности ребёнка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то же время чем глубже ребёнок изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности.

Также детское экспериментирование связано с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опыта постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры. Всё это придаёт математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.

Проведение опытов и организация экспериментов – одно из эффективных средств развития познавательной активности дошкольников. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, наглядно показать связь между живыми и неживыми в природе.

Совместная деятельность наиболее привлекательная форма организации работы с детьми по опытно-экспериментальной деятельности, так как имеет следующие позитивные моменты:

  • закрепление ранее полученного (усвоенного) материала;
  • продолжение работы по расширению представлений о предметах и явлениях;
  • свобода действий, как для педагога, так и для детей (возможность отойти от намеченного плана);
  • роль педагога носит гибкий характер (ведущий, партнер);
  • в процессе экспериментальной деятельности дети получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (почему, как, зачем, а что будет, если), почувствовать себя учеными, исследователями, первооткрывателями. Очень важно в процессе работы задействовать все органы чувств (не только видеть и слышать, но и нюхать, трогать, и даже пробовать на вкус (если это возможно и безопасно)).

Организовывать работу с детьми необходимо так, чтобы они были не просто слушателями, наблюдателями в проводимых мероприятиях, а полноправными их участниками. Таким образом, обеспечивается личностно-ориентированное взаимодействие с детьми.

Проведению каждого опыта предшествует проблемная ситуация или проблемная задача, которая мотивирует детей на поиск ответа. Однако трудность должна быть доступной, преодолимой для ребенка, опираться на непосредственно жизненный опыт детей.

Затем дети предлагают свои варианты решения проблемной ситуации, делятся на подгруппы и пары, выбирают необходимое оборудования и выполняют опыт (эксперимент), фиксируют его результаты, формулируются выводы.

Следовательно, познавательно-исследовательскую деятельность, которая является одной из ведущих деятельностей детей дошкольного возраста, необходимо активно внедрять в образовательный процесс. Развиваясь как деятельность, направленная на познание и преобразование объектов окружающей действительности, детское экспериментирование способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка.

Список литературы

  1. Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Растения [текст]: детская энциклопедия / А. И. Иванова –М.: ТЦ «Сфера», 2004.
  2. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду [текст]: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 56 с.
  3. Тугушева Г.П., Чистякова А.В. Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика, 2001. – № 1.
  4. Дыбина О. В Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. – М.: ТЦ «Сфера», 2005.

Поделиться

61

Канищева Н. В., Синегубова Ю. В., Попова О. А., Павлова О. И. Формирование познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности // Актуальные исследования. 2023. №51 (181). Ч.IV.С. 42-44. URL: https://apni.ru/article/7923-formirovanie-poznavatelnoj-aktivnosti-detej

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#21 (203)

Прием материалов

18 мая - 24 мая

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

29 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

7 июня