В настоящее время в теории и практике дошкольной коррекционной педагогики и психологии поднимается вопрос о создании психолого-педагогических условий развития связной речи детей дошкольного возраста. Этот интерес далеко не случаен, так как у практических работников дошкольных организаций возникают затруднения, которые определяются как недостаточной изученностью этих условий, так и сложностью самого предмета – онтогенеза языковой способности ребенка дошкольного возраста. Центральным звеном, с помощью которого педагог может решать различные познавательные и творческие задачи, являются образные средства, а именно, использование различных видов мнемотехники. Доказательство этому – многолетние исследования, проведенные под руководством Л.А. Венгера, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. Широкое использование мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит.
По определению С.Л. Рубинштейна, связная речь это та, которая может быть понята на основе ее собственного предметного содержания. В овладении речью, считает Л.С. Выготский, ребенок идет от части к целому: от слова к соединению двух или трех слов, далее - к простой фразе, еще позже - к сложным предложениям. Конечным этапом является связная речь, состоящая из ряда развернутых предложений. Грамматические связи в предложении и связи предложений в тексте есть отражение связей и отношений, существующих в действительности. Создавая текст, ребенок грамматическими средствами моделирует эту действительность.
Использование мнемотехники в последнее время становится достаточно актуальным, потому что ребенок в своём воображении объединяет несколько визуальных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь и в дальнейшем припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы. При обучении связной речи детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми. Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Дети с общим недоразвитием речи нуждаются в создании определенных условий, соответствующих специфике овладения компонентами творческого рассказа в онтогенезе. Использование комплексной и систематической работы по овладению рассказыванием в процессе коррекционно-логопедической работы с детьми с общим недоразвитием речи результативно способствует коррекции речевого недоразвития, обеспечивая взаимосвязь речи и мышления.
По мнению С.Л. Рубинштейна, А.М. Леушиной, Л.В. Эльконина наиболее эффективный метод в обучении рассказыванию детей с общим недоразвитием речи это наглядность. Рассматривание предметов, картинок помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.
В качестве второго вспомогательного фактора – создание плана высказывания, его значимость выделял известный ученый Л.С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания. Один из наиболее эффективных методов наглядности в обучении, является – мнемотехника.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации и развитие речи. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, постепенно переходить к мнемодорожкам, и позже – к мнемотаблицам.
Мнемотехника для дошкольников помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, а также, повысить внимательность. Более того приемы мнемотехники в результате грамотной работы воспитателя приводят к пополнению словарного запаса и формированию связной речи.
Связная речь – это разучивании не просто последовательность зависит слов и предложений, а последовательность связанных друг с другом отдельных мыслей, которые слову выражены точными словами в правильно изложение построенных предложениях.
Монологическая речь – связное, модель логически последовательное замечается высказывание, протекающее проблемой относительно долго во времени, не рассчитанное маленькое на мгновенную реакцию слушателей. Она информацию имеет сложное строение, выражает мысль одного запас человека, которая не известна слушателям. Поэтому высказывание имеет более полную формулировку информации, оно более развернуто.
В процессе обучения связной описательной речи моделирование служит средством планирования высказывания. Оно может использоваться в работе над всеми видами связного монологического высказывания:
- пересказ;
- составление рассказов по картине и серии картинок;
- описательный рассказ;
- творческий рассказ.
Опорные картинки, мнемодорожки, мнемотаблицы, карточки-символы, пиктограммы, помогают детям выстроить логичный, последовательный рассказ, активизировать мыслительную деятельность, а также слуховой, зрительный анализаторы, которые часто выступают как компенсаторные механизмы.
С помощью мнемотаблиц, схем-моделей удаётся достичь следующих результатов:
• Дети учатся составлять рассказы, пересказывать литературные произведения, заучивать стихи. у детей появляется желание пересказывать тексты.
• У детей расширяется круг знаний об окружающем мире.
• Могут строить алгоритм высказывания. Дети учатся правильно оформлять свою мысль в виде предложения.
• У детей увеличивается словарный запас. Дети начинают пользоваться всеми частями речи, хотя пока употребляют их не всегда точно. Дети усваивают обобщающие понятия. Редко заменяют родовые понятия видовыми, словосочетаниями или предложениями. Им становятся доступны некоторые задания на подбор однокоренных слов, синонимов, образование сложных слов.
• Улучшается грамматический строй, дети меньше допускают ошибок в согласовании прилагательных с существительными в роде, числе, падеже, правильно употребляют в активной речи предлоги, реже их пропускают и заменяют.
• Развиваются психические процессы и способности: наблюдательность, логическое и образное мышление, внимание, творческое воображение, память, усидчивость.
• У детей возрастает умственная активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.
• Улучшается мелкая моторика, так как дети сами зарисовывают графические схемы
• Дети учатся перекодировать информацию, т.е. преобразовывать абстрактные символы в образы.
• Дети преодолевают робость, застенчивость, свободно держатся перед аудиторией.
Использование мнемотехники открывает для педагогов огромные возможности для творчества и в образовательной деятельности, и в совместной деятельности взрослого и ребёнка. Даёт возможность детям усваивать сложный материал легко и быстро. Непосредственно образовательная деятельность с использованием мнемотехники всегда проходят интересно не только для детей, но и для педагога.