Автор(-ы):
Мезенина Наталия Владимировна
22 декабря 2023
Секция
Педагогика и психология
Ключевые слова
Аннотация статьи
Текст статьи
В настоящее время изучение английского языка тесно связано с коммуникативным подходом, который придает особое значение развитию функциональной грамотности. Впервые термин «функциональная грамотность» был употреблен в Тегеране на Всемирном конгрессе министров просвещения в 1965 году. Но тогда под функциональной грамотностью подразумевалась совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни. За последние 40 лет функциональная грамотность приобрела большую значимость в обучении учащихся, превзошедшую базовую грамотность. Сейчас это термин означает способность учащихся применять предметные знания и базовые навыки для решения повседневных задач, умение комплексно решать проблемы разной степени сложности в ситуациях, выходящих за рамки учебного пространства.
Основные компоненты функциональной грамотности:
Функциональная грамотность играет важную роль в развитии коммуникативных навыков на занятиях по английскому языку. Она помогает учащимся освоить язык в контексте его реального использования. Сочетание функциональной грамотности с другими аспектами языкового обучения, такими как грамматика и лексика, позволяет учащимся стать уверенными и компетентными пользователями английского языка [1].
Функциональная грамотность в области изучения иностранного языка относится к умению применять языковые навыки в конкретной ситуации с учетом целей коммуникации. Это включает умение уметь свободно общаться, читать и писать на иностранном языке. Применять полученные на уроках знания, умения и навыки в рамках взаимодействия с социумом: заполнить резюме или анкету, открыть счет в банке, спросить дорогу в незнакомом городе и т.д.
Функциональная грамотность на уроках иностранного языка – это умение практически применить полученные знания:
Цель функциональной грамотности заключается в том, чтобы помочь учащимся преодолеть коммуникативные барьеры, развить уверенность в использовании языка и достичь высокого уровня коммуникативной компетенции на английском языке.
Цель функциональной грамотности включает следующие аспекты:
Способы формирования функциональной грамотности на уроках английского языка:
Пример: Ролевая игра «Заказ еды в ресторане»:
Составление и описание диаграмм, графиков, таблиц, расписания, прогноза погоды, составление диалогов, связанных с обменом валюты, покупкой предметов в магазине позволяет формировать математическую и финансовую грамотность на уроках английского языка.
Пример: Составление презентации о путешествии:
Работа в парах и группах на уроках английского языка способствует активному общению между обучающимися. Это помогает развивать навыки слушания и говорения, а также стимулирует обмен информацией и идеями, что является важным для достижения функциональной грамотности.
Формирование коммуникативных навыков требует использования разнообразных методов, таких как коммуникативные задания, реальные материалы, проектная работа и работа в группах и парах. Применение этих методов помогает ученикам применять язык на практике, осознавать его функциональность и развивать уверенность в общении на английском языке. Предоставляя обучающимся возможность практиковать язык в различных коммуникативных ситуациях, мы помогаем им развить необходимые навыки для успешного общения на английском языке.
Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка имеет огромное значение не только для умения использовать иностранный язык в различных областях деятельности, но и для личностного развития учащегося, его дальнейшего самосовершенствования и желания узнавать новое.
Список литературы
Поделиться
Мезенина Н. В. Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках английского языка // Развитие социально-гуманитарного знания: новые направления и перспективы : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 28 дек. 2023г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2023. С. 103-106. URL: https://apni.ru/article/7931-formirovanie-funktsionalnoj-gramotnosti-obuch