Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках английского языка

В данной статье мы рассмотрим важность функциональной грамотности на уроках английского языка и способы ее развития. Функциональная грамотность является неотъемлемой частью обучения языку и направлена на развитие навыков эффективного использования языка в реальных коммуникативных ситуациях.

Аннотация статьи
функциональная грамотность
обучающийся
английский язык
Ключевые слова

В настоящее время изучение английского языка тесно связано с коммуникативным подходом, который придает особое значение развитию функциональной грамотности. Впервые термин «функциональная грамотность» был употреблен в Тегеране на Всемирном конгрессе министров просвещения в 1965 году. Но тогда под функциональной грамотностью подразумевалась совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни. За последние 40 лет функциональная грамотность приобрела большую значимость в обучении учащихся, превзошедшую базовую грамотность. Сейчас это термин означает способность учащихся применять предметные знания и базовые навыки для решения повседневных задач, умение комплексно решать проблемы разной степени сложности в ситуациях, выходящих за рамки учебного пространства.

Основные компоненты функциональной грамотности:

  • читательская грамотность,
  • креативное мышление,
  • глобальные компетенции,
  • финансовая грамотность,
  • естественно-научная грамотность,
  • математическая грамотность.

Функциональная грамотность играет важную роль в развитии коммуникативных навыков на занятиях по английскому языку. Она помогает учащимся освоить язык в контексте его реального использования. Сочетание функциональной грамотности с другими аспектами языкового обучения, такими как грамматика и лексика, позволяет учащимся стать уверенными и компетентными пользователями английского языка [1].

Функциональная грамотность в области изучения иностранного языка относится к умению применять языковые навыки в конкретной ситуации с учетом целей коммуникации. Это включает умение уметь свободно общаться, читать и писать на иностранном языке. Применять полученные на уроках знания, умения и навыки в рамках взаимодействия с социумом: заполнить резюме или анкету, открыть счет в банке, спросить дорогу в незнакомом городе и т.д.

Функциональная грамотность на уроках иностранного языка – это умение практически применить полученные знания:

  • умение извлекать информацию из различных источников: схемы метро, рейтинговые таблицы, объявления, расписания движения транспорта, буклеты туристических агентство, поиск информации о фильмах, книгах, музыке, выбор товаров в Интернете.
  • умение анализировать графики, диаграммы и составлять высказывания на основе информации.

Цель функциональной грамотности заключается в том, чтобы помочь учащимся преодолеть коммуникативные барьеры, развить уверенность в использовании языка и достичь высокого уровня коммуникативной компетенции на английском языке.

Цель функциональной грамотности включает следующие аспекты:

  • Развитие коммуникативной компетенции: функциональная грамотность помогает обучающимся развивать навыки устной коммуникации.
  • Развитие навыков слушания и понимания на слух: обучающиеся развивают умение понимать и воспринимать речь на слух, в том числе аутентичную речь, различные акценты и образцы речи, а также улучшают свою способность слушать и понимать информацию в различных ситуациях.
  • Развитие навыков чтения и письма: обучающиеся развивают умение читать и понимать разнообразные тексты на английском языке, а также писать сообщения, эссе, отчеты и другие письменные формы выражения.
  • Развитие контекстуального понимания: функциональная грамотность помогает обучающимся осознать, что использование языка всегда зависит от контекста и целей коммуникации. Они изучают, как выбирать подходящие языковые формы в соответствии с ситуацией, аудиторией, целями и особыми условиями общения.

Способы формирования функциональной грамотности на уроках английского языка:

  • Игровые и коммуникативные активности: диалогические задания, обсуждения, ролевые и сюжетные, ситуативные игры, кейсы. Важно, чтобы задания были ориентированы на практическое использование языка в реальных ситуациях.

Пример: Ролевая игра «Заказ еды в ресторане»:

  • Разделите учеников на пары или группы.
  • Дайте каждой паре или группе роль официанта и клиента.
  • Предоставьте меню с различными блюдами и напитками.
  • Клиенты должны сделать заказ, используя фразы для заказа, уточнения и выражения предпочтений.
  • Официанты должны корректно принять заказ, задавая вопросы, уточняя детали и предлагая рекомендации.
  • После завершения ролевой игры можно провести обсуждение, чтобы обменяться мнениями о процессе, а также анализировать использованные функциональные языковые выражения.

Составление и описание диаграмм, графиков, таблиц, расписания, прогноза погоды, составление диалогов, связанных с обменом валюты, покупкой предметов в магазине позволяет формировать математическую и финансовую грамотность на уроках английского языка.

  • Аутентичные материалы: использование реальных текстов, подкастов на современные темы, работа с сериалами, песнями, мультфильмами, чтобы учащиеся могли практиковать язык на основе реальных, живых материалов.
  • Проектная деятельность: обучающимся реализуют через проектную деятельность реальные задачи и проекты, тем самым применяют свои навыки в практическом контексте. Проекты могут быть связаны с созданием презентаций, видеороликов, письменных сообщений и других форм продуктивной деятельности.

Пример: Составление презентации о путешествии:

  1. Попросите учеников подготовить небольшую презентацию о вымышленном или реальном путешествии.
  2. Предоставьте им временные рамки и определенную тему для презентации, например, «Мои впечатления от посещения отдельной страны».
  3. При составлении презентации студенты должны использовать функциональные языковые фразы для описания мест, рассказывания о своих впечатлениях и эмоциях, представления путешественных советов и т.д.
  4. После презентаций можно провести обсуждение и задать вопросы другим студентам, чтобы способствовать активному общению.

Работа в парах и группах на уроках английского языка способствует активному общению между обучающимися. Это помогает развивать навыки слушания и говорения, а также стимулирует обмен информацией и идеями, что является важным для достижения функциональной грамотности.

Формирование коммуникативных навыков требует использования разнообразных методов, таких как коммуникативные задания, реальные материалы, проектная работа и работа в группах и парах. Применение этих методов помогает ученикам применять язык на практике, осознавать его функциональность и развивать уверенность в общении на английском языке. Предоставляя обучающимся возможность практиковать язык в различных коммуникативных ситуациях, мы помогаем им развить необходимые навыки для успешного общения на английском языке.

Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка имеет огромное значение не только для умения использовать иностранный язык в различных областях деятельности, но и для личностного развития учащегося, его дальнейшего самосовершенствования и желания узнавать новое.

Текст статьи
  1. Безукладников К.Э., Карпушина Е.Е., Нельзина Е.Н. Требования к организации представления услуг по раннему обучению иностранному языку в условиях общеобразовательной школы : науч.-метод. материалы. Пермь, 2007.
  2. Веряев А.А., Нечунаева М.Н., Татарникова Г.В. Функциональная грамотность учащихся: представления, критический анализ, измерение // Известия Алтайского государственного университета. 2013. Т. 2, № 2 3. Прохорова А.А. Исследование лингвоцифровой компетенции в контексте общей функциональной грамотности // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Проблемы языкознания и педагогики. 2022. № 2.
  3. Смокотин В.М., Сорокоумова С.Н. Цели, задачи, принципы и содержание индивидуальных иноязычных образовательных траекторий с учетом латентных характеристик студентов // Язык и культура. 2019. № 47.
Список литературы