Главная
АИ #51 (181)
Статьи журнала АИ #51 (181)
Свобода массовой информации и ее пределы: тенденции правового регулирования и су...

Свобода массовой информации и ее пределы: тенденции правового регулирования и судебной практики

Рубрика

Юриспруденция

Ключевые слова

средства массовой информации (СМИ)
информация
тенденции правового регулирования СМИ

Аннотация статьи

В данной статье проанализированы основные тенденции правового регулирования средств массовой информации. Свобода печати или свобода средств массовой информации является основополагающим принципом, согласно которому общение и выражение мнений с помощью различных средств массовой информации, включая печатные и электронные средства массовой информации, следует рассматривать как право, подлежащее свободному осуществлению.

Текст статьи

Средства массовой информации, способы (или, реже, единый способ) массовой коммуникации, посредством которых информация, мнения, пропаганда, реклама, произведения искусства, развлечения и другие формы выражения передаются очень большой аудитории [4].

Примечательно, что с конца 20-го века Интернет как средство массовой коммуникации стал предоставлять альтернативные платформы для организаций средств массовой информации, которые когда-то были ограничены ранее созданными технологиями. В настоящее время, например, газеты, периодические издания и книги публикуются в Интернете или с помощью веб-приложений (действительно, некоторые издательские компании вообще отказались от печатных носителей), а также музыкальных записей, телевизионных программ и фильмов, быть доступны на отдельных веб-сайтах или через специальные потоковые сервисы.

Наконец, в нашей стране еще одним распространенным референтом средств массовой информации является группа преимущественно частных корпораций, которые публикуют или транслируют новости и комментарии новостей для общенациональной аудитории.

Основным законом в Российской Федерации является её Конституция, которая была принята общенародным голосованием 12 декабря 1993 года. В ст. 29 говорится, что «каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом».

Однако в Конституции РФ есть ограничения, которые кажутся автоматическими и не требующими осуществления опасных для свободы действий. Большое беспокойство вызывает содержащееся в ст. 13 (3) право отклонять заявку претендента на регистрацию, если органы регистрации полагают, что содержание нового издания будет противоречить законам (например, что оно будет сеять классовую или национальную рознь). Даже те факторы, которые сначала кажутся очевидными, могут впоследствии стать расплывчатыми и привести к злоупотреблениям в использовании права проводить регистрацию. По мере того как структура собственности в СМИ становится все более запутанной, а отношения с иностранными вещательными учреждениями и инвесторами, вкладывающими средства в прессу, все более обыденными, простая структура, казавшаяся адекватной в 1991 году, начинает идти ко дну [6].

Опасения вызывают и законы о противодействии терроризму и экстремизму. Формулировки настолько широки и абстрактны, что позволяют органам власти препятствовать обсуждению в СМИ вопросов, представляющих все более значительный общественный интерес, например, мотивов, побудивших к проведению террористических актов. Эти же положения могут быть применены органами власти для замалчивания мнений различных радикальных политических оппонентов.

Главным действующим законом, регулирующим информационную сферу, является Федеральный закон «О средствах массовой информации в Российской Федерации», принятый в 1991 году. При всех очевидных достоинствах закона он уже не способен полностью отвечать реалиям сегодняшнего дня. Главный недостаток: не отражена предпринимательская сторона печати. Закон был принят в условиях, когда не определился социальный уклад России и проблема «собственник-собственность» не воспринималась так серьёзно, поэтому, когда рассматривали проблемы печати, делали это в отрыве от проблемы собственности.

В этом законе отношения граждан и СМИ определяются через посредство учредителя.

То есть каждый гражданин или предприятие может выступить как учредитель СМИ. В данном случае сочетаются две очень важные свободы: свобода печати и свобода предпринимательства.

О владельцах СМИ, которые появились, как только началась экономическая реформа, в Законе не говорится ничего. Главный редактор не может заставить журналиста писать то, что противоречит его совести. Аналогичного положения в отношении владельца в законе нет. Если давление главного редактора журналист может опротестовать через суд, то давление владельца он опротестовать не может. Для истинной свободы слова было бы важным положение о праве журналиста быть хотя бы относительно независимым от владельца, иметь право сохранять свою точку зрения.

Однако существует внешняя и достаточно полная независимость журналиста. Если СМИ отказывается от услуг талантливого профессионала, который имеет свою точку зрения, газету будут меньше читать, уменьшится тираж и объём рекламы. Это саморегулирование печати в рамках нормально функционирующей рыночной экономики обеспечивает относительную свободу журналисту и известную зависимость издателя от наличия талантливых сотрудников. Но в условиях острой конкуренции не каждый журналист одинаково независим. Кроме того, чтобы быть независимым, журналисту необходимо быть уже известным и признанным [2].

Очевидно, что нынешнее состояние законодательства и правоприменения в сфере СМИ не позволяют в полной мере ни обеспечить права человека на информацию.

В России, как и во всём мире, идёт постепенное становление информационного общества. Общества, в котором в производительных силах и производственных отношениях, в приращении капитала на передний план выходят знания и информация, которые образуют новую форму собственности – личную, идущую на смену частной. В этих условиях информация становится основным и неотъемлемым атрибутом социального управления в целом. В условиях информационного общества неизмеримо возрастает значение массовой информации. «Подлинные социальные факторы теперь принадлежат к коммуникативной империи, – пишет В. В. Желтов. - В мире господства коммуникаций не может быть обладателя власти вне этой империи <...> Современная власть – это сеть. Современная власть основывается на коммуникации». Поэтому значение СМИ в демократическом процессе и демократизации всех сфер жизни неизмеримо возрастает, а ответственность их резко повышается. Очень важно, чтобы на первой стадии развития такого общества информация в нём была открытой, доступной всем гражданам, а это невозможно без свободы слова СМИ.

Свобода печати или свобода средств массовой информации является основополагающим принципом, согласно которому общение и выражение мнений с помощью различных средств массовой информации, включая печатные и электронные средства массовой информации, особенно опубликованные материалы, следует рассматривать как право, подлежащее свободному осуществлению. Такая свобода подразумевает отсутствие вмешательства со стороны чрезмерно агрессивного государства; ее сохранения можно добиваться с помощью конституции или другой правовой защиты и безопасности. Это противоречит платной прессе, где сообществам, полицейским организациям и правительствам платят за их авторские права.

Независимо от правительственной информации, любое правительство может различать, какие материалы являются общедоступными или защищены от разглашения общественности. Государственные материалы защищены по одной из двух причин: классификация информации как конфиденциальной, засекреченной или секретной, или актуальность информации для защиты национальных интересов. Многие правительства также подчиняются "солнечным законам" или законодательству о свободе информации, которые определяют сферу национальных интересов и позволяют гражданам запрашивать доступ к государственной информации.

Всеобщая декларация прав человека Организации Объединенных Наций 1948 года гласит: "Каждый человек имеет право на свободу убеждений и их свободное выражение; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами, независимо от государственных границ" [8].

Эта философия обычно сопровождается законодательством, обеспечивающим различные степени свободы научных исследований (известной как научная свобода), издательской деятельности и прессы. Глубина, до которой эти законы закреплены в правовой системе страны, может доходить до ее конституции. Концепция свободы слова часто подпадает под действие тех же законов, что и свобода печати, тем самым обеспечивая равное отношение к устному и опубликованному выражению мнений. Свобода прессы была официально установлена в Великобритании с истечением срока действия Закона о лицензировании в 1695 году. Швеция была первой страной в мире, которая включила свободу печати в свою конституцию Законом о свободе печати от 1766 года [3].

Свобода печати трактуется не как отсутствие вмешательства со стороны внешних структур, таких как правительство или религиозная организация, а скорее как право авторов публиковать свои произведения другими людьми. Эта идея была подытожена американским журналистом 20-го века Эй Джей Либлингом, который написал: "Свобода прессы гарантирована только тем, у кого она есть". Свобода печати дает типографии или издателю исключительный контроль над тем, что издатель решает опубликовать, включая право отказать в печати чего-либо по любой причине. Если автор не может достичь добровольного соглашения с издателем о выпуске авторской работы, то автор должен обратиться к самиздату.

Каждый год Комитет по защите журналистов составляет исчерпывающий список всех работающих журналистов, убитых в связи с их трудоустройством, включая профили каждого погибшего журналиста в исчерпывающей базе данных, а также ежегодную перепись заключенных журналистов (по состоянию на полночь 1 декабря). В 2017 году было зафиксировано рекордное число заключенных журналистов, достигшее 262. На Турцию, Китай и Египет приходится более половины всех журналистов, находящихся в заключении по всему миру.

Согласно специальному докладу Комитета по защите журналистов за 2019 год, в 2019 году около 25 журналистов были убиты при исполнении служебных обязанностей. Утверждается, что этот показатель является самым низким с 2002 года, когда по меньшей мере 21 журналист был убит во время репортажа с места событий. Между тем, "Репортеры без границ" сообщили о 49 убийствах, что является самым низким показателем с 2003 года, когда было убито почти 36 журналистов. Ведущие наблюдатели за прессой опасаются сохраняющейся опасности для жизни журналистов. Снижение числа убийств журналистов на местах было зафиксировано во время "глобального внимания к проблеме безнаказанности в убийствах журналистов", посвященного убийству саудовского журналиста Джамаля Хашогги в октябре 2018 года и мальтийского блогера Дафны Каруаны Галиции в октябре 2017 года.

Каждый год "Репортеры без границ" составляют субъективный рейтинг стран с точки зрения их свободы прессы. Список Индекса свободы прессы основан на ответах на опросы, разосланные журналистам, являющимся членами организаций-партнеров RWB, а также смежным специалистам, таким как исследователи, юристы и правозащитники. В опросе задаются вопросы о прямых нападениях на журналистов и средства массовой информации и других косвенных источниках давления на свободную прессу, таких как неправительственные группы [7].

В 2022 году восемь стран с наибольшей свободой прессы будут представлены по порядку: Норвегия, Дания, Швеция, Эстония, Финляндия, Ирландия, Португалия и Коста-Рика. Десять стран с наименьшей свободой прессы расположены по порядку: Северная Корея, Эритрея, Иран, Туркменистан, Мьянма, Китай, Вьетнам, Куба, Ирак и Сирия [4].

Главный редактор "Новой газеты" Дмитрий Муратов был удостоен Нобелевской премии мира за 2021 год за "усилия по защите свободы выражения мнений". В марте 2022 года "Новая газета" приостановила свою печатную деятельность после получения второго предупреждения от российского цензурного аппарата Роскомнадзора.

Свобода СМИ подразумевает ответственность СМИ и подотчетность. Если свободные СМИ собираются выполнять свои жизненно важные функции, то общественность нуждается в гарантиях того, что СМИ ищут правду и действуют в интересах общества. Государственное регулирование СМИ направлено на обеспечение того, чтобы СМИ действовали в рамках общественных интересов. Однако многие утверждают, что все или многие правительственные постановления препятствуют свободе СМИ и нарушают право общественности выбирать источники информации и владеть ими. С другой стороны, для контроля корпоративных средств массовой информации, которые доминируют в доступе общественности к информации, могут потребоваться правительственные нормативные акты [2].

Новые формы СМИ, особенно Интернет, создают больше проблем со свободой СМИ. Многие думают, что эти новые, нерегулируемые средства массовой информации демократизируют доступ общественности к средствам массовой информации и расширяют участие в общественных дебатах. Другие опасаются, что нерегулируемые каналы коммуникации, не подлежащие редакционной проверке, увеличат количество ложной информации и потенциально исказят общественное мнение. Кроме того, многие новые формы СМИ носят международный характер и неподконтрольны какому-либо одному политическому обществу.

Современное российское законодательство, экономические условия, уровень развития медиарынка сегодня не могут обеспечить реализацию свободы слова СМИ в полной мере. Однако ключевая проблема заключается даже не в выборе формы существования СМИ и не в зависимости от государства, политических партий, а в болезненном состоянии самого общества, которое люди признают за норму и не верят в свои собственные силы. Возможным выходом из сложившейся ситуации может стать создание общественных СМИ. Стремление ограничить роль СМИ разрушает действия принципа дополнения властей, и журналистика перестаёт исполнять свои обязанности инструмента демократии, насильственно превращается в исполнителя воли официальных властей, их «служанку». А это представляет серьёзную опасность для демократических основ жизни общества, поскольку свидетельствует о движении в сторону «управляемой демократии», нарастании авторитарных тенденций в государстве и угрозе тоталитаризма.

Свобода СМИ, свобода различных видов средств массовой информации и источников коммуникации действовать в политическом и гражданском обществе. Термин "свобода СМИ" распространяет традиционное представление о свободе прессы на электронные средства массовой информации, такие как радио, телевидение и Интернет. Этот термин признает, что средства массовой информации в современных обществах состоят не только из печатных источников.

Свобода СМИ, считается необходимой для демократических обществ. Отдельные лица, как правило, не могут самостоятельно получать достаточную информацию для принятия обоснованных решений по общественным вопросам, поэтому они полагаются на средства массовой информации в предоставлении информации. Кроме того, средства массовой информации являются средством выражения общественного обсуждения и мнения и выполняют функции поиска истины, просвещения общественности и надзора за правительством.

Другими факторами, которые могут снизить эффективность средств массовой информации, являются увеличение числа элитных или частных способов коммуникации, которые ускользают от общественного контроля, снижение грамотности потребителей средств массовой информации и отсутствие доступа к средствам массовой информации для использования общественностью.

Список литературы

  1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ).
  3. Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 13.06.2023) "О средствах массовой информации".
  4. Ориу, М. Основы публичного права: монография / М. Ориу. – Москва: ИНФРА-М, 2021. – 574 с.
  5. Панкеев, И. А. Правовое регулирование СМИ: учебное пособие для студентов вузов / И. А. Панкеев. - Москва: ООО Издательство «Аспект Пресс», 2019. - 376 с.
  6. Солодовниченко, Т. А. Субъективные права и обязанности в частном и публичном праве: монография / Т.А. Солодовниченко. – Москва: ИНФРА-М, 2021. – 111 с.
  7. Толочко, О. Н. Международное публичное право: учебник / О. Н. Толочко. - Минск: Вышэйшая школа, 2023. - 279 с.
  8. Чиркин, В. Е. Юридическое лицо публичного права: монография / В.Е. Чиркин. – Москва: Норма, 2022. – 352 с.

Поделиться

883

Финажина А. Л. Свобода массовой информации и ее пределы: тенденции правового регулирования и судебной практики // Актуальные исследования. 2023. №51 (181). Ч.III.С. 42-46. URL: https://apni.ru/article/7932-svoboda-massovoj-informatsii-i-ee-predeli-ten

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Юриспруденция»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января