С большой скоростью развивается современное общество, появляются новые технологии, внедряющиеся во все сферы жизнедеятельности, которые облегчают жизнь человека, будь то оплата покупок или получение услуг в электронном формате. Все это теперь можно сделать моментально, не выходя из дома, пару раз кликнув на экран смартфона или персонального компьютера. Исключением не стали информационные технологии, играющие важную роль в управлении государством. Одним из важных составляющих этого процесса является предоставление гражданам государственных и муниципальных услуг (далее – ГМУ) в цифровом формате в том числе по средствам создания электронных порталов государственных и муниципальных услуг. Перевод ГМУ в электронный формат – это в первую очередь вопрос удобства и доступности для населения нашей страны.
В Камчатском крае создан и функционирует Портал государственных и муниципальных услуг Камчатского края – это государственная информационная система, обеспечивающая предоставление государственных и муниципальных услуг, а также услуг, указанных в части 3 статьи 1 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», в электронной форме и доступ граждан и организаций к сведениям об услугах, предоставляемых на территории края, размещенным в Реестре государственных и муниципальных услуг региона.
Внедрение современных технологий в деятельность органов власти стало одним из приоритетных направлений информационной политики России. Бесспорно, их применение может значительно увеличить эффективность и качество обслуживания населения, гарантировать открытость государственной власти и предоставить возможность общественного контроля над работой правительственного аппарата. Однако для достижения максимальных результатов необходим комплексный подход к данному вопросу.
Подробный анализ портала «Госуслуги 41» помог определить как положительные, так и отрицательные аспекты в его функционировании.
В ходе проведения научного исследования было осуществлено анкетирование жителей Камчатки, с помощью которого удалось оценить степень информированности жителей края о функционировании регионального портала. В ходе анкетирования было опрошено 30 человек: из них 10 человек проживают в удаленном от административного центра – г. Петропавловска-Камчатского – районе. Участие приняли граждане разных возрастных групп: от 14 до 24 лет; от 25 до 34 лет; от 35 до 44 лет; от 45 до 54 лет; от 55 лет и выше. Результаты опроса показали, что из 30 человек: 10 пользуются порталом (33 %), слышали о портале (17 %) и 15 не слышали о нем ранее (50%). Такие показатели указывают на неудачную информационную кампанию, направленную на знакомство граждан с электронным порталом государственных и муниципальных услуг Камчатского края и его функционал.
В ходе анализа удобства, структуры, видов электронных услуг на портале государственных и муниципальных услуг Камчатского края были выявлены следующие недостатки:
- Поисковое окно не обеспечивает пользователя необходимой информацией (ошибки поиска).
- Несмотря на расширенных каталог предоставляемых услуг, многие из них не оказываются в режиме онлайн, то есть носят информационный характер.
- Не разработано мобильное приложение «Госуслуги 41».
- Отсутствие интеллектуального виртуального помощника.
- Отсутствует раздел «кибербезопасность». Нет памяток и другой информации о способах защиты персональных данных от мошеннических действий.
- Ограниченное финансирование региона.
- Плохое информирование жителей края о функционировании регионального портала и предоставляемых на нем услугах.
- Перебои высокоскоростного интернета в отдаленных районах.
- Не предоставлено обучение для пользователей, чтобы они могли максимально эффективно использовать функционал портала.
- Не обеспечен доступ к порталу на языках коренных малочисленных народов севера Камчатского края.
Для совершенствования работы электронного портала «Госуслуги 41» с учетом выявленных недостатков предлагаются следующие пути решений, направленные на увеличение числа пользователей, повышение уровня удовлетворенности работой портала, а также качеством предоставляемых услуг:
- Оптимизация поискового окна на портале играет важную роль в обеспечении удобства пользователей и эффективного доступа к необходимой информации. Важно проработать точность и релевантность поисковых результатов, например, с помощью алгоритмов ранжирования. Предлагается интегрировать возможность автокомплита для предложения вариантов запросов уже после ввода нескольких букв. Дополнительно предлагается разработать такой механизм, способную распознавать синонимы и исправлять опечатки в запросах пользователей, что поможет увеличить точность поисковых запросов.
- Провести тестирование предлагаемых услуг для проверки их эффективности, удобства использования, соответствия потребностям пользователей. По результатам тестирования определить перечень услуг, которые чаще используются гражданами, но так и не переведены в электронный формат предоставления. Произвести работу по переводу этих госуслуг в режим «онлайн».
- С учётом активного использования мобильных устройств создание мобильных приложений для доступа граждан к госуслугам является важным инструментом в совершенствовании электронных региональных порталов. Функционирование мобильных приложений способствует повышению доступности и удовлетворенности пользователей. Необходимо разработать приложение «Госуслуги 41», которое будет доступно для скачивания в AppStore и Google Play Market. Для того чтобы улучшить взаимодействие пользователей с приложением регионального портала, необходимо предусмотреть следующие моменты: адаптивный дизайн пользовательского интерфейса, простота навигации, интуитивно понятные элементы управления.
- Внедрение чат-бота на региональный портал позволит пользователям получать быстрые и точные ответы на свои вопросы, а также просто и удобно подавать заявки и документы. Чат-бот может быть использован для автоматического общения с пользователями или поддержки при заполнении форм заявлений. Появление виртуального помощника значительно упростит процесс взаимодействия граждан с ведомствами, делая его более удобным и эффективным.
- Для того, чтобы решить выявленный недостаток – плохое информирование жителей Камчатского края о функционировании регионального портала и предоставляемых на нем услугах, – предлагается провести информационную компанию об электронной платформе «Госуслуги 41», включающую в себя размещение информации на официальных веб-сайтах и социальных сетях, создание брошюр и рекламных материалов, которые можно разместить на билбордах вдоль главных дорог Камчатского края, а также использовать рекламные ролики в региональных средствах массовой информации. Такая компания поможет привлечь внимание жителей края к порталу и повысить их уровень информированности.
- Обучение пользователей – это важный этап, который позволит повысить эффективность работы регионального портала и ускорить процесс взаимодействия между пользователем и электронной платформой. Для того чтобы обучение было максимально полезным, необходимо применить различные методики и подходы: создать наглядные презентации, описания или видеоролики, в которых будет доступно описана функциональность портала и принципы его работы.
- Предлагается дублировать портал «Госуслуги 41» на ительменский, корякский, эвенский, чукотский, алеутский языки, что повысит доступность госуслуг среди КМНС Камчатского края, интерес к изучению местных языков и уровень популяризации культуры и сохранения традиций коренных малочисленных народов Севера края. Внедрение местных языков в региональный портал позволит КМНС, которые могут испытывать затруднения при использовании электронной платформы на официальному языке, использовать его на своем родном языке, что сделает процесс получения государственных услуг более удобным и доступным. Важно уделить внимание качеству перевода информации, чтобы гарантировать корректное понимание малочисленными народами предоставляемой информации.
- Для информирования пользователей о способах защиты от утечки их персональных данных необходимо предусмотреть специальный раздел на портале, который может называться «Кибербезопасность», где будут предоставлены рекомендации и памятки по обеспечению безопасности при работе с электронной платформой. Появление на региональном портале информации о безопасном пользовании сети «Интернет» поможет жителям края разобраться, как устанавливать надежные пароли, как избегать подозрительных ссылок и как обнаруживать потенциальные угрозы. Дополнительно предлагается предусмотреть бегущую строку на главной странице портала «Госуслуги 41», которая будет напоминать пользователям о важности соблюдения правил, обеспечивающих безопасность их аккаунтов, а также при желании граждане смогут, нажав на бегущую строку, перейти в раздел и ознакомиться с информацией о способах защиты персональных данных. Предложенные инструменты увеличат доверие пользователей к государственным и муниципальным электронным платформам.
Таким образом, в результате исследования регионального портала ГМУ в целях определения удобства пользования, качества и количества предоставляемых услуг, а также доступности опубликованной информации выявлен ряд недостатков в функционировании электронной платформы. Были предложены механизмы, направленные на совершенствование портала государственных и муниципальных услуг Камчатского края. Было определено, что повышение эффективности портала «Госуслуги 41» основывается на широкомасштабном использовании информационно-коммуникационных технологий, которые предполагают комплекс инструментов для повышения качества и доступности предоставляемых ГМУ, а также удобства пользования региональным порталом обеспечения открытости принимаемых управленческих решений, снижения коррупционных рисков и др.