Главная
Конференции
Развитие социально-гуманитарного знания: новые направления и перспективы
Интеграция познавательной и двигательной деятельности младших школьников в ходе ...

Интеграция познавательной и двигательной деятельности младших школьников в ходе урока как средство решения оздоровительных задач

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

интеграция
младший школьник
динамический урок
двигательная активность
здоровьесберегающие технологии

Аннотация статьи

В статье рассматриваются пути интеграции познавательной и двигательной деятельности на уроках, где дети обычно малоподвижны. Описываются организационно-педагогические условия динамического урока в начальной школе. Приведены примеры использования дидактических заданий для учащихся с элементами динамики.

Текст статьи

Интеграция познавательной и двигательной активности младших школьников на уроках, на которых дети обычно малоподвижны (математика, окружающий мир, русский язык и др.), способствует эффективному решению как образовательных, так и оздоровительных задач. Учёными (А.Н. Леонтьевым, А.Р. Лурия, А.А. Смирновым и др.) установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и развитием их мышления. Существует закономерность: чем ребенок лучше управляет телом, тем быстрее усваивает теоретические знания. Мозг лучше функционирует во время двигательной активности, следовательно, движение – необходимая часть эффективности процесса обучения. Исследования учёных убедительно доказывают, что сидение младшего школьника на стуле на протяжении более 15 минут без перерыва, снижает концентрацию внимания. Интеграция познавательной и двигательной активности расширяет кровеносные сосуды, что улучшает работу мозга, повышает работоспособность. Умственное и двигательное развитие – взаимосвязанные процессы. Это подтверждается изречением Конфуция: «То, что я слышу, я забываю. То, что я вижу, я помню. То, что я делаю, я знаю».

Несмотря на постоянный интерес учёных к проблеме сохранения здоровья подрастающего поколения, в практике современных школ отсутствует развернутая система выработки практических умений конструирования учащимися психического и физического состояния своего здоровья, позволяющего успешно справляться с постоянно возрастающими школьными нагрузками и статическим положением тела на уроке. Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий позволяет эффективно решать основные проблемы школы (учебные перегрузки, стрессы, неправильную организацию физической активности учащихся, нерациональное питание, недостаточное сотрудничество с родителями учащихся по вопросам здоровья детей) [1]. Существует мнение, что все технологии, которые реализуются в образовательном учреждении, являются здоровьесберегающими, так как в школе нет и не может быть никакой технологии, которая негативно влияла на физическое или психическое состояние ребенка [2]. Если все же ребенок чувствует себя некомфортно в школе, то проблема состоит не в технологии, а в содержании обучения или личности учителя. Среди здоровьесберегающих технологий учебно-воспитательного процесса, прежде всего, следует назвать «обучение в движении», как одну из самых новых и перспективных технологий, которая позволяет совместить физическое и умственное воспитание [2]. Одним из видов здоровьесберегающих образовательных технологий, который определяет структуру учебного процесса, способствует предотвращению переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний, – являются организационно-педагогические технологии. Пути реализации данных технологий в учебном процессе начальной школы различны. Это могут быть: физкультурные паузы и динамические перемены, организация здоровьесберегающей среды классной комнаты, составление рационального школьного расписания, а также динамические уроки. В переводе с английского «динамический» (dynamic) – активный, действующий, энергичный, движущийся. Понятие «динамический урок» пока непривычно для учителя начальной школы. Хотя всем уже хорошо знакомы «динамические перемены», которые обычно проводят после третьего урока на свежем воздухе или в спортивном зале. Динамические перемены включают подвижные занятия: танцы, игры, спортивные состязания. Однако они не могут до конца восполнить дефицит движений у младших школьников. Ведь многие дети даже дома продолжают сидеть у экрана компьютера или телевизора. Поэтому, на наш взгляд, требуется пересмотр структуры урока в начальной школе, изменение традиционных представлений учителей о «спокойном» поведении детей во время урока. Требованием времени становится отказ от «статического урока», на котором учащиеся вынуждены в течение 30-45 минут сидеть за партами, практически не меняя позы. Ему на смену должен прийти «динамический урок», на котором различные движения и физические упражнения будут гармонично вплетены в учебно-воспитательный процесс. Динамический урок требует соблюдения ряда организационно-педагогических условий: разработка и использование дидактических заданий для учащихся с элементами динамики (учебные задания чередуют с физическими упражнениями); пополнение арсенала движений учащихся на уроке; периодическая смена в течение урока положения тела учащихся; периодическая смена местоположения учителя и доски (наглядных пособий) по отношению к учащимся. Рассмотрим более подробно пример использования дидактических заданий для учащихся с элементами динамики. Учитель предлагает детям выполнить три учебных задания, например, по математике решить примеры, задачу, выполнить схему. На динамическом уроке после выполнения каждого письменного задания ученик должен встать у парты и выполнить физические упражнения, которые указаны с помощью слов или символов в конце учебного задания. При этом по ходу выполнения заданий количество упражнений увеличивается: после выполнения второго задания – уже два приседания и два наклона, после третьего – три приседания и три наклона, а в конце сильный ученик, опередивший всех, может получить дополнительное письменное задание от учителя. Кроме приседаний и наклонов, учащиеся могут выполнять упражнения сидя на стуле. Например, сидя на стуле взять в руки книгу, поднять книгу над головой прямыми руками и сохранить это положение 3-5 секунд, голову при этом слегка запрокинуть назад, ступни поставить на носочки, опустить книгу на стол. Упражнение можно выполнять от 3 до 5 раз.

Целый ряд элементарных полезных упражнений можно выполнить в положении стоя у парты. Например, основная стойка, в руках по книге. Скрестить книги 2 раза перед грудью, а затем, сделав двукратный лёгкий удар, вынести их вверх – косо. Скрещивая руки, произвести выдох, вынося руки вверх – вдох.

Такая «динамическая зарядка» в ходе выполнения серьёзных учебных заданий должна отвечать ряду требований. Во-первых, она должна быть бесшумной (следует избегать топанья, прыжков, хлопков в ладоши, громкой ходьбы, бега на месте), чтобы не отвлекать остальных детей, которые ещё выполняют учебную работу в тетради. Во-вторых, упражнения не должны быть утомительными и продолжительными, так как это может надолго отвлечь ребёнка от выполнения основной учебной работы.

Младшие школьники работают на уроке сидя и наклонившись, что плохо отражается на дыхании. Оно становится поверхностным и неполным, что влечёт следующие последствия: ожирение, впалость груди, узкость плеч, отдышку, нарушения в системе кровообращения. Чередование дыхательной гимнастики с выполнением учебных заданий на динамическом уроке предупреждает указанные выше заболевания и деформации тела. Дыхательные упражнения достаточно включать в учебный процесс 3-4 раза в неделю. Упражнения на дыхание можно выполнять сидя или стоя. Рекомендуется – стоя. Младшим школьникам следует пояснить, что вдох производится через нос, а выдох через полуоткрытый рот. Дышать нужно ритмично, равномерно, без мышечного напряжения. Для большей наглядности при организации дыхательных упражнений карточки дидактических заданий могут сопровождаться символами: ↑ – вдох, ↓ – выдох, Π – задержка дыхания, 3″ – дозировка каждой фазы дыхания в секундах. Секунды отсчитываются про себя. Вдыхание производится в несколько этапов, толчками, а выдыхание – плавно без толчков. Проделывают упражнение дважды в день 5 -6 раз. На второй неделе дыхательное упражнение усложняют: ↑5″ Π3″ ↓6″. На третьей неделе: ↑8″ Π5″ ↓5″. На четвёртой неделе: ↑5″ Π5″ ↓8″. Эти упражнения являются важными профилактическими средствами против умственного утомления и переутомления, мышечной гипотрофии, гипокинезии и различных дефектов тела, связанных с плохой осанкой. Они улучшают устойчивость процессов в коре мозга, закаляют и повышают защитные силы организма против вредных влияний окружающей среды.

Совмещение учебных заданий с физическими упражнениями позволяет учителю осуществлять дифференцированный подход к учащимся. Дети начинают работать на уроке в едином темпе, так как выполнение динамических упражнений «затягивает» работу отличников и даёт медлительным ученикам дополнительное время на решение учебных заданий, особенно если приседать или наклоняться они будут быстрее. Учителю по началу выполнения детьми динамических упражнений легко проследить, кто из учащихся быстрее остальных выполняет учебную работу, а кто – сильно отстаёт и ему требуется педагогическая поддержка. Кроме того, появление элемента состязательности на уроке (стремление учащихся быстрее продемонстрировать всем с помощью физических упражнений, что они уже справились с учебными заданиями), стимулирует детей к более активной учебной работе. На наш взгляд, дидактические задания с элементами динамики следует включать и в содержание школьных учебников.

Нельзя оставить без внимания пополнение арсенала движений учащихся на уроке. Можно элементарные привычные движения на уроке сделать более динамичными. Например, ввести традиции: не выходить, а выбегать к доске, закончив работу у доски, – потягиваться, делая вдохи и выдохи и др. Введение таких незначительных движений упражнений, сосредотачивает внимание детей, им необходимо запомнить и пользоваться целым арсеналом символов динамических элементов, обозначающих разнообразные физические или дыхательные упражнения. Важным организационно-педагогическим условием является периодическая смена положения тела учащихся в течение урока. Каждый урок имеет определённую структуру, в которой можно выделить несколько этапов. Динамический урок требует от учителя, чтобы на каждом новом этапе учащиеся сменили свою позу за столом, своё местоположение в классе, из состояния покоя перешли в состояние движения. Для этого можно использовать приём «волны». Так, например, если во время опроса домашнего задания учащиеся привычно сидели за партами, то во время актуализации знаний, подготавливающей к изучению нового материала, детям можно предложить встать полукругом возле учителя и побеседовать стоя. Затем, на следующем этапе, они могут опять сесть за парты, для того чтобы что-то записать, а закрепление материала – снова выполнять стоя. Периодическая смена местоположения учителя и доски по отношению к учащимся предполагает использование некоторых приёмов. Например, приём «полного оборота» учащихся можно применить, повесив таблицу или учебную картину на задней стене класса. И тогда, в нужный момент, учитель быстро проходит к задней стене класса и просит детей обернуться. Далее несколько минут, знакомясь с новым материалом, дети будут вынуждены, находиться в позе полуоборота, пока учитель проведёт беседу. Польза от такого, приёма очевидна: поворот туловища – снимает напряжение в мышцах и повышает внимание, а удаление предметов от глаз детей, сидящих на первой парте и приближение к ученикам последних парт – тренирует их зрение.

Проведение динамических уроков будет более эффективным, если специально оборудовать классную комнату. Можно сказать, что она должна превратиться в «тренажёрный зал». Например, на столах у учащихся прикрепить тренажёры для разминки пальцев рук, а под столами – массажные коврики для стопы или мини-велотренажёры. Ведь беседовать с учителем по проблеме урока можно и на воображаемой «велопрогулке». Необходимо также повесить несколько досок (или крючков для учебных таблиц) на заднюю и боковые стены класса, расположить в пространстве классной комнаты ориентиры и траектории, по которым дети будут «бегать» глазами.

Обучение младших школьников в движении – сообразно их природе, и поэтому рассмотренные пути реализации организационно-педагогических здоровьесберегающих технологий в учебном процессе начальной школы, могут не только сохранить, но и укрепить здоровье учащихся.

Малая подвижность у младших школьников может приводить к более выраженным нарушениям функций, чем у взрослых людей, к снижению не только физической, но и умственной работоспособности. Гиподинамия противоречит биологическим законам развития человека. Организм человека — это «двигатель», так как более 80 % массы тела составляют скелет и мышцы, основной функцией тела человека является движение. Следовательно, без интеграции познавательной и двигательной активности на уроках невозможно сохранить крепкое здоровье и работоспособность младших школьников.

Список литературы

  1. Бусловская, Л. К. Здоровьесберегающие технологии в начальном образовании: учеб-но-методическое пособие / Л. К. Бусловская, А. Ю. Ковтуненко, Ю. П. Рыжкова. – Белгород: ИПК НИУ «БелГУ», 2011. – 136 с.
  2. Шабадинова, С. Л. Развитие здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе в начальной школе / С. Л. Шабадинова, А. С. Гемеджи // Сборник статей VII Международной научно-практической конференции. – 2020. – С. 76-78.

Поделиться

543

Головко Е. В. Интеграция познавательной и двигательной деятельности младших школьников в ходе урока как средство решения оздоровительных задач // Развитие социально-гуманитарного знания: новые направления и перспективы : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 28 декабря 2023г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2023. С. 86-91. URL: https://apni.ru/article/7935-integratsiya-poznavatelnoj-i-dvigatelnoj

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#42 (224)

Прием материалов

12 октября - 18 октября

осталось 4 дня

Размещение PDF-версии журнала

23 октября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

5 ноября