В основе изучения нарушений письма и чтения у старших дошкольников с нарушениями речи лежат положения, Т.Б. Филичевой, А.Н. Корнева, Р.И. Лалаевой, Р.Е. Левиной, Л.Г. Парамоновой и др., которые внесли большой вклад по проблеме исследования организации коррекционной работы с обучающимися старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.
Согласно научным положениям Ю.И. Моровой, Л.Г. Парамоновой, Н.Г. Свободиной, Л.Ф. Спировой и др., коррекционно-логопедическая работа «Научно-практический электронный журнал Аллея Науки» №11(86) 2023 Alley-science.ru со старшими дошкольниками с нарушениями речи включает в себя несколько направлений. Это предупреждение возможных вторичных нарушений речи, профилактика речевых нарушений до момента их возникновения, преодоление уже имеющихся нарушений речи и письма у обучающихся старшего дошкольного возраста, а также совершенствование речи и письма при отсутствии нарушений и др.
Анализируя труды отечественных, зарубежных и современных исследователей (А. Алмазовой, Т.В. Ахутиной, Е.П. Бараковой, О.А. Величенковой, Л.С. Волковой, Н.П. Карпенко, А.Н. Корнева, Р.И. Лалаевой, Р.Е. Левиной, А.Р. Лурия, Г.Г. Мисаренко, А.В. Пузыревой, И.Н. Садовниковой, А.Л. Сиротюка, Л.Ф. Спировой, М.Е. Хватцева и др.), отметим, что при разработке и проведении работы по предупреждению дисграфии и дислексии у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи, за основу были положены следующие принципы:
- Принцип комплексности. Данный принцип реализовывается путем осуществления коррекционной работы, направленной на весь комплекс речевых и не речевых симптомов.
- Принцип системности. Данный принцип предполагает воздействие на речь как на единую систему речи.
- Онтогенетический принцип. Сущность данного принципа обуславливается последовательностью логопедической работы, которая определяется появлением тех или иных форм в гипотезе исследования.
- Патогенетический принцип. В основе данного принципа лежит сущность всех нарушений, связанных с какой-то психической функцией. По мнению А.Б.Ольхина, одним из условий нормального протекания процесса овладения письмом является сформированность комплекса речевых и не речевых психических функций, и процессов. Автор отмечает, что профилактическая работа должна строиться с учетом выявленных индивидуально-психологических особенностей, присущих дошкольникам перед поступлением в школу.
Так, на основе вышесказанного, можно выделить следующий ряд основных задач по профилактике дисграфии и дислексии у детей с нарушениями речи:
- Формирование звукопроизношения, уточнение артикуляции звуков.
- Развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза слов, фонематических представлений.
- Расширение словарного запаса, обогащение активного словаря.
- Развитие мышления, памяти, слухового и зрительного внимания.
- Формирование связной речи: необходимо научить детей разным видам пересказа (подробному, выборочному, краткому), оставлению рассказа по серии картинок, по одной сюжетной картинке, по предложенному плану, по заданному началу или концу и т.п.
- Совершенствование пространственно-временных ориентировок на себе, на листе бумаги, развитие способностей к запоминанию, автоматизации и воспроизведения серий, включающих несколько различных движений.
- Развитие мелкой моторики рук с использованием массажа и самомассажа пальцев, игр пальчиками, обводки, штриховки, работы с ножницами, пластилином и др.
- Развитие тактильных ощущений: посредством дермалексии проводят профилактическую работу по предупреждению дислексии.
- Подготовка к обучению грамоте: знакомство с основными понятиями (предложения, слово, слог, буква, звук), составление схем и т.д.
Таким образом, проанализировав научно-методическую литературу в области логопедии, а также исследования отечественных, зарубежных и современных исследователей, следует сделать вывод, что актуальность логопедической работы по предупреждению дисграфии и дислексии у дошкольников с нарушениями речи состоит в наиболее ранней, целенаправленной коррекции речевого и психического развития дошкольников, а также обеспечении готовности детей к обучению грамоте и школьной адаптации в целом и предупреждении вторичных отклонений в развитии аномального ребенка.
Итак, учитывая, что у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи комплексно нарушено формирование всех компонентов речевой системы, а именно: нарушения звукопроизношения; нарушение звуко-слоговой структуры слов; нарушение фонематических процессов; нарушение языкового анализа и синтеза; несформированность монологической связной речи; нарушения лексико-грамматического строя речи; нарушения зрительного гнозиса; нарушения оптико-пространственного праксиса; нарушения памяти, внимания, моторной функции, мышления). В связи с вышесказанным, отметим, что логопедическая работа по предупреждению дисграфии и дислексии у старших дошкольников в условиях детского сада должна быть направлена на формирование как речевых, так и не речевых психических функций, и процессов, обуславливающих нормальный процесс овладения письмом.