Автор(-ы):
Медведева Елена Николаевна
Баринова Наталья Владимировна
Доронина Светлана Иосифовна
Кошелькова Ирина Викторовна
22 декабря 2023
Секция
Педагогика
Ключевые слова
Аннотация статьи
Как известно, на сегодняшний день, успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими навыками письма. Так, в данной статье более подробно будут рассмотрены методы и приемы предупреждения дисграфии (дислексии) у старших дошкольников с нарушениями речи.
Текст статьи
В основе изучения нарушений письма и чтения у старших дошкольников с нарушениями речи лежат положения, Т.Б. Филичевой, А.Н. Корнева, Р.И. Лалаевой, Р.Е. Левиной, Л.Г. Парамоновой и др., которые внесли большой вклад по проблеме исследования организации коррекционной работы с обучающимися старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.
Согласно научным положениям Ю.И. Моровой, Л.Г. Парамоновой, Н.Г. Свободиной, Л.Ф. Спировой и др., коррекционно-логопедическая работа «Научно-практический электронный журнал Аллея Науки» №11(86) 2023 Alley-science.ru со старшими дошкольниками с нарушениями речи включает в себя несколько направлений. Это предупреждение возможных вторичных нарушений речи, профилактика речевых нарушений до момента их возникновения, преодоление уже имеющихся нарушений речи и письма у обучающихся старшего дошкольного возраста, а также совершенствование речи и письма при отсутствии нарушений и др.
Анализируя труды отечественных, зарубежных и современных исследователей (А. Алмазовой, Т.В. Ахутиной, Е.П. Бараковой, О.А. Величенковой, Л.С. Волковой, Н.П. Карпенко, А.Н. Корнева, Р.И. Лалаевой, Р.Е. Левиной, А.Р. Лурия, Г.Г. Мисаренко, А.В. Пузыревой, И.Н. Садовниковой, А.Л. Сиротюка, Л.Ф. Спировой, М.Е. Хватцева и др.), отметим, что при разработке и проведении работы по предупреждению дисграфии и дислексии у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи, за основу были положены следующие принципы:
Так, на основе вышесказанного, можно выделить следующий ряд основных задач по профилактике дисграфии и дислексии у детей с нарушениями речи:
Таким образом, проанализировав научно-методическую литературу в области логопедии, а также исследования отечественных, зарубежных и современных исследователей, следует сделать вывод, что актуальность логопедической работы по предупреждению дисграфии и дислексии у дошкольников с нарушениями речи состоит в наиболее ранней, целенаправленной коррекции речевого и психического развития дошкольников, а также обеспечении готовности детей к обучению грамоте и школьной адаптации в целом и предупреждении вторичных отклонений в развитии аномального ребенка.
Итак, учитывая, что у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи комплексно нарушено формирование всех компонентов речевой системы, а именно: нарушения звукопроизношения; нарушение звуко-слоговой структуры слов; нарушение фонематических процессов; нарушение языкового анализа и синтеза; несформированность монологической связной речи; нарушения лексико-грамматического строя речи; нарушения зрительного гнозиса; нарушения оптико-пространственного праксиса; нарушения памяти, внимания, моторной функции, мышления). В связи с вышесказанным, отметим, что логопедическая работа по предупреждению дисграфии и дислексии у старших дошкольников в условиях детского сада должна быть направлена на формирование как речевых, так и не речевых психических функций, и процессов, обуславливающих нормальный процесс овладения письмом.
Список литературы
Поделиться
Медведева Е. Н., Баринова Н. В., Доронина С. И., Кошелькова И. В. Предупреждение дисграфии (дислексии) у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи // Актуальные исследования. 2023. №51 (181). Ч.IV.С. 59-61. URL: https://apni.ru/article/7936-preduprezhdenie-disgrafii-disleksii-u-starshi