Главная
АИ #51 (181)
Статьи журнала АИ #51 (181)
Подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с общим недора...

Подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Автор(-ы):

Олейникова Дарья Николаевна

22 декабря 2023

Научный руководитель

Телешева Светлана Викторовна

Секция

Педагогика

Ключевые слова

общее недоразвитие речи
дети старшего дошкольного возраста
подготовка
обучение грамоте

Аннотация статьи

В статье рассматриваются особенности подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Рассмотрено понятие общее недоразвитие речи и предложен комплекс диагностических методик, а также упражнения для развития компонентов готовности детей к обучению грамоте.

Текст статьи

В последние десятилетия резко обострились экологические и социально-психологические противоречия, связанные с неблагоприятными условиями воспроизводства и развития следующего поколения. Согласно данным Государственного доклада «О положении детей в Российской Федерации за 2021 год» число абсолютно здоровых в психическом отношении детей составляет 30% от общего числа учащихся 1-4-х классов. В 3/4 всех случаев (80%) систематической школьной неуспеваемости ее причиной, по данным НИИ коррекционной педагогики РАО, являются различные состояния интеллектуальной недостаточности. Уровня школьной зрелости в 6-летнем возрасте достигают менее 50% детей, а недоразвитие познавательных способностей выявлено у каждого десятого ребенка школьного возраста.

В этой связи подготовка к обучению грамоте представляет собой очень важный, но в то же самое время и многоступенчатый процесс. В его основе, по мнению А. Г. Ананьева, лежит достаточная речевая готовность. Огромная проблема в формировании познавательной сферы дошкольников и их личностного развития выступает нарушение функционирования речи. Среди распространенных трудностей можно назвать общее недоразвитие речи, влияющее на ее формирование.

Общее недоразвитие речи – это нарушение формирования всех сторон речи (фонематической, лексико-грамматической, семантической) при различных сложных речевых расстройствах у детей с нормальным интеллектом и полноценным слухом. Высокий уровень речевой культуры – неотъемлемая часть интеллигентного человека, получившего образование. Закладка культуры речи происходит в дошкольном возрасте, следовательно, формирование правильной речи у детей дошкольного возраста - задача общественно-социальной значимости [6].

Исследованию проблемы общего недоразвития речи, различных видов, форм и проявлений нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста посвящены исследования Левиной Р. Е., Никашина Н. А., Каше Г. А., Спирова Л. Ф., Жаренковой Г. М., Чевелевой Н. А., Чиркиной Г. В., Филичевой Т. Б.и др.

Г.А. Каше, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко отмечают, что система обучения и воспитания детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи включает коррекцию речевого дефекта и подготовку к полноценному обучению грамоте [1, 2].

Организация целенаправленного комплексного воздействия на детей старшего дошкольного возраста с целью формирования предпосылок к обучению грамоте стала проблемой данного исследования. Увеличивающееся число детей с различными недостатками речевого развития делает проблему их подготовки к обучению грамоте особо актуальной, поскольку нарушения компонентов речи (лексико-грамматической и звуковой стороны, словаря) влекут за собой нарушения чтения и письма (дислексия и дисграфия) и снижают общую способность к благополучному школьному обучению, а также порождают необходимость развития предпосылок к овладению грамотой в дошкольном возрасте [2, 6].

Таким образом, ранее выявление нарушений речи у детей дошкольного возраста, а также поиск эффективных путей воздействия и реализации коррекционных занятий, которые будут, приводить к коррекции общего недоразвития речи, а также подготовка их к обучению грамоте, представляет собой актуальную проблему.

Цель нашего исследования является изучение особенностей подготовки дошкольников с общим недоразвитием речи к овладению грамотой.

Гипотеза исследования: эффективность подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи обусловлена уровнем развития: фонематической системы, мелкой моторики, зрительно-пространственной ориентировки, чувства ритма.

Наше исследование включало ряд этапов: сбор материалов, непосредственно исследование, оформление работы и подготовку работы к защите и содержала теоретическое и эмпирическое исследование.

В ходе теоретического исследования мы выяснили: общее недоразвитие речи – это системное нарушение речевой деятельности, при котором неправильно формируются ее смысловые и звуковые компоненты – фонетика, лексика и грамматика.

Общее недоразвитие речи характеризуется нарушением формирования всех компонентов речевой системы в их единстве (звуковой стороны речи, фонематических процессов, лексики, грамматического строя речи) у детей с нормальным слухом. Логопедическое обследование при общем недоразвитии речи включает изучение состояния звукопроизношения, фонематического восприятия, слоговой структуры слова, лексико-грамматического строя речи, навыков словообразования, связной речи.

Общее недоразвитие речи затрудняет у дошкольников процесс овладения школьными навыками. Ребенок с трудом обучается читать и писать, и в дальнейшем допускает в письменной речи большое количество дисграфических ошибок.

В настоящее время логопедическая помощь оказывается, но она не достаточна, так как количество детей с общим недоразвитием речи продолжает неуклонно расти, что приводит к необходимости реализации диагностических и коррекционных программ, направленных на преодоление детьми трудностей фонематического восприятия, передачи звуковой стороны речи.

Говоря о подготовке к обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи, мы можем сделать следующие выводы:

  1. дети с общим недоразвитием речи испытывают значительные трудности в восприятии звуков;
  2. общее недоразвитие речи приводит к недостаточному осознанию звуковой составляющей слов родной речи, что оказывает негативное воздействие на качество подготовки ребенка к овладению грамотой;
  3. работы с дошкольниками по подготовке их к обучению должна проводиться системно и включать развитие всех сторон речи;
  4. занятия с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи реализуются в рамках специальных программ в логопедических группах.

На основе проведенного теоретического исследования считаем, что основными показателями готовности к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи будут является: состояние звукопроизношения, фонематического восприятия, слоговой структуры слова, лексико-грамматического строя речи, навыков словообразования и связной речи.

Эмпирическое исследование содержало работу по исследованию уровня развития речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР, был разработан комплекс упражнений по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с ОНР и проведена его апробация.

Логопедическое обследование компонентов речевого развития проводилось на основании методических рекомендаций к содержанию и структуре речевой карты Н. М. Трубниковой и содержало диагностику звукопроизношения, слоговой структура слова, фонематического слуха, понимания речи, а также обследование активного словаря, грамматического строя речи и состояние связной речи [6].

Методика обследования сформированности компонентов готовности к овладению грамотой содержала ряд заданий: «рядоговорение», «ритмы», субтест «повторение цифр» и тестовую пробу «Кулак - ребро - ладонь» [5].

Всего было обследовано 17детей, их возраст от 5 лет до 6 лет 5 мес. После обследования состояния речевого развития и заполнения речевых карт, из числа детей, участвующих в эксперименте, 17 детям поставлено заключение общее недоразвитие речи, в том числе III уровень речевого развития имеют 11 человек, IV уровень речевого развития - 6 детей. Общее недоразвитие речи, обусловленное наличием псевдобульбарной дизартрии, у 6 человек – в легкой степени.

Фонетическое недоразвитие (незначительные нарушения звукопроизношения) отмечено у 8 детей, что обусловлено признаками функциональной (5 человек) и механической (3 человека) дислалии.

Оценивая состояние развития отдельных компонентов речи, можно сказать, что наиболее часто отмечено у детей нарушение звукопроизношения 78%, недостаточное развитие связной речи 46%, фонематических процессов 42%, искажение слоговой структуры слова 39%, недостаточная сформированность грамматического строя речи 36%, ограничение активного словарного запаса 29%.

Данные обследования компонентов готовности к овладению грамотой показывают, что все 17 детей набрали 6-9 баллов, что позволяет судить о выявлении у них предпосылок к возникновению трудностей при овладении грамотой.

Коррекционная работа в рамках формирующего эксперимента велась с учетом именно этих компонентов готовности к овладению грамотой.

Р.Е. Левина, Р.И. Лалаева, Г.А. Каше [3] выделяют три этапа коррекционной работы по преодолению нарушений развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста. На каждом этапе для повышения результативности коррекционного воздействия рекомендуется применение определенных игр и игровых приёмов. На первом (подготовительном) этапе происходит развитие неречевого слуха: различение звуков, выделение по месту и способу воспроизведения, по темпу, ритму, силе и высоте звучания. На втором этапе развивается речевой слух, т.е. различение одинаковых звуков, слов и фраз по высоте, силе и тембру голоса, разграничение близких по звуковому составу слов, слогов, фонем. На третьем этапе постепенно развивается навык элементарного звукового анализа и синтеза: определение количества слогов, первого и последнего звука в слове, выделение слова с предложенным звуком, игры со словами-паронимами, различение звуков по их качественным характеристикам, определение места, количества, последовательности звуков в слове, построение моделей и схем слова.

Подготовка к обучению грамоте с детьми подготовительных групп проводилась воспитателями в рамках освоения детьми образовательной области «Речевое развитие» основной общеобразовательной программы дошкольного образования Детского сада № 20 «Ромашка» станицы Урухской», в течение месяца в подготовительной группе, то есть с октября по ноябрь. Была проведена групповая и индивидуальная работа с детьми по совершенствованию звукопроизношения и развитию всех сторон речи. Данная работа осуществлялась учителем логопедом 2 раза в неделю с каждым ребенком по утвержденному расписанию. Структура занятия по подготовке к обучению грамоте традиционна и включает следующие этапы: организационный момент, повторение пройденного, изложение нового материала, его закрепление, обобщение изученного материала и подведение итогов занятия.

Для осуществления коррекционного направления работы были подобраны упражнения по всем четырем обозначенным направлениям. Данные упражнения включались (по одному из каждого блока) в каждое занятие по обучению грамоте в течение обозначенного периода. Выбор упражнений осуществлялся в зависимости от тематики занятий по обучению грамоте, интереса детей, активности их. Некоторые упражнения для закрепления материала проводились повторно во вторую половину дня, во время образовательной деятельности в режимных моментах, в зависимости расписания образовательной деятельности, предусмотренной образовательной программой, а также с учетом требований к образовательной нагрузке, описанных в СанПиН. Общая продолжительность занятий составляет не более 25 минут.

Учитывая результаты диагностики речевых умений детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, нами был разработан комплекс упражнений по подготовке к обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи.

Занятие содержали реализацию упражнений по направлениям:

  • упражнения для развития фонематической системы;
  • упражнения на развитие чувства ритма;
  • упражнения по развитию координации движений, в т.ч. движений различных звеньев руки;
  • упражнения, формирующие пространственные представления.

В работе были использованы дидактические игры с наглядным материалом, речевые игры, а также для закрепления предлагались задания в тетради.

По окончании реализации комплекса коррекционных мероприятий по развитию речи детей и компонентов готовности к обучению грамоте была проведена повторная диагностика с целью оценки эффективности проведенной работы.

Анализ полученных данных показывает, что из 17 детей на этапе контрольного эксперимента недоразвитие компонентов к овладению грамотой отмечено у 6 человек. Наибольшие затруднения у детей вызвало задание «Ритмы», что говорит о недостаточном развитии слухового восприятия, различения, запоминания и воспроизведения ритмической последовательности.

Улучшились показатели при выполнении заданий «Кулак-ребро-ладонь» и «Повторение цифр», что свидетельствует о динамике в развитии переключаемости движений пальцев руки, а также о достаточном развитии слухоречевой памяти детей. В целом дети стали точнее повторять не только простые ряды, но и обратные, что свидетельствует о позитивном развитии оперативной памяти.

Наименее трудным для детей оказалось задания «Рядоговорение», что позволяет судить о положительных изменениях в ориентировке в пространстве, определение пространственных последовательностей.

Индивидуальные трудности у некоторых детей остались. Так, у 1 ребенка остались большие сложности в понимании инструкции и выполнении задания, отмечено недоразвитие фонематического слуха (при сохранном физиологическом), низкая переключаемость движений, слабое умение составлять рассказ по картинкам, в целом развитие ребенка не соответствуют возрасту. Данные повторного обследования показали, что количество детей с общим недоразвитием речи, имеющих предпосылки к нарушению чтения и письма, уменьшилось на 40%, что указывает на эффективность проведенной работы.

Подводя итоги проведенного исследования, мы можем утверждать, что подготовка к овладению грамотой – это комплексный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных компонентов (сформированность временных и пространственных представлений при восприятии и воспроизведении речи, чувство ритма, координация движений пальцев руки, развитая связная речь, развитая фонематическая система), а эффективность подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи связана с уровнем развития: фонематической системы, мелкой моторики, зрительно-пространственной ориентировки, чувства ритма.

Список литературы

  1. Агранович, З. Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей [Текст] / З. Е. Агранович. - СПб.: Детство-Пресс, 2001. - 48 с.
  2. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]: учеб. пособие для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
  3. Варенцова, Н. С. Обучение дошкольников грамоте [Текст] / Н. С. Варенцова. - М.: Мозаика-Синтез, 2009. - 96 с.
  4. Воеводина, Е. С. Развитие операций фонематического анализа и синтеза при подготовке детей дошкольного возраста к обучению грамоте (рекомендации для родителей) [Текст] / Е. С. Воеводина // Школьный логопед. - 2006. - № 6 (15). - С.20-26.
  5. Екжанова, Е. А. Методика исследования готовности детей к школьному обучению [Текст] / Е. А. Екжанова. - СПб.: КАРО, 2007. - 28 с.
  6. Ельцова, О. М. Основные направления и содержание работы по подготовке к обучению грамоте [Текст]: учеб.-метод. пособие / О. М. Ельцова. - СПб.: «Детство-Пресс», 2011. - 320 с.

Поделиться

282

Олейникова Д. Н. Подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Актуальные исследования. 2023. №51 (181). Ч.IV.С. 62-66. URL: https://apni.ru/article/7938-podgotovka-k-obucheniyu-gramote-detej-starshe

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#21 (203)

Прием материалов

18 мая - 24 мая

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

29 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

7 июня