Главная
Конференции
Развитие социально-гуманитарного знания: новые направления и перспективы
Мелкая моторика как неотъемлемая часть развития психических функций человека

Мелкая моторика как неотъемлемая часть развития психических функций человека

Автор(-ы):

Миронюк Юлия Леонидовна

Талдыкина Татьяна Андреевна

Апарина Юлия Геннадьевна

23 декабря 2023

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

дети с ОВЗ
мелкая моторика
пальчиковые игры
шнуровка
игры с прищепками
мячиком
пуговицы
штриховка
раскрашивание

Аннотация статьи

Статья разрабатывает проблему совершенствования мелкой моторики у детей с ОВЗ, идет речь о важности и влиянии мелкой моторики на развитие детей, рекомендации педагогам, а также эффективность использования в работе тренировочных упражнений.

Текст статьи

«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают ум ребенка.
Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»
В. А. Сухомлинский

Мелкая моторика – это способность выполнения мелких движений пальцами и руками посредством скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем. Мелкая моторика начинает развиваться с младенческого возраста естественным образом. С возрастом моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют  согласованных движений обеих рук.

Педагоги и психологи, занимающиеся проблемами развития детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), единодушно сходятся во мнении о том, что мелкая моторика очень важна, потому что через неё развивается речь, внимание, мышление, координация, наблюдательность, зрительная и двигательная память. Все эти сферы у данной категории детей нуждаются в коррекции. Характерным у учащихся с нарушением интеллекта является нарушение мелких движений, что проявляется в их слабости, недостаточной координации и взаимозаменяемости. Отставание в физическом развитии проявляется при выполнении действий и заданий, требующих точности, силы, быстроты, пластичности.

У детей с ОВЗ, затрудняющих формирование и развитие двигательных умений и навыков является нарушение моторики, которое отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на развитии речи, социализации личности, развитии познавательной и формировании трудовой деятельности, последующей социальной адаптации. Несовершенство тонкой (мелкой) ручной моторики, недостаточная координация кистей и пальцев рук обнаруживаются в отсутствии или плохой сформированности навыков самообслуживания, например: когда дети надевают и снимают одежду, застегивают и расстегивают пуговицы, крючки, застежки, зашнуровывают и расшнуровывают обувь, завязывают и развязывают ленты, шнурки, пользуются столовыми приборами. Ведь в быту ребенку ежеминутно требуется совершать какие-либо действия мелкой моторики, поэтому мы можем говорить о том, что от ее развития зависит и качество его жизни. Хочется отметить, что подобная работа возможна лишь при условии систематичности и тесного взаимодействия всех участников педагогического процесса, сопровождающих ребенка с особыми образовательными потребностями.

Возможность использования и значение мелкой моторики при организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Мелкая моторика – совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость.

Отечественные физиологи и их исследования доказали, что психическое развитие тесно связано с развитием мелкой моторики. Простые движения рук не только способствуют устранению напряжения самих рук, но и способствуют устранению напряжения губ. Они способны улучшать произношение многих звуков и, следовательно, развивать речь ребенка.

Мелкая моторика представляет собой тонкие движения руки и пальцев человека и является неотъемлемой частью многих видов человеческого поведения: предметов, орудий, труда и развивается в ходе социокультурного развития человека. Развитие мелкой моторики руки имеет большое значение для развития познавательных способностей, тесно связано с развитием речи и становится первым этапом развития умственных способностей детей, затрагивая эти особенности сознания. Таких как: мышление, воображение, речь, наблюдательность, координация, зрительная и моторная память.

В процессе развития ребенка, имеющего ограниченные возможности здоровья, важное место отводится развитию именно мелкой моторики, что влечет за собой улучшение координации движений, развитие памяти и внимания, помогает подготовить руку к письму, также развить тактильную чувствительность и навыки самообслуживания, снять скованность и укрепить мышечный аппарат.

Проводя работу по развитию мелкой моторики, педагогам рекомендуется учитывать следующее:

  1. Задания должны быть подобраны с учетом постепенного усложнения.
  2. На занятиях должен учитываться временной регламент, чтобы не перегружать ребенка.
  3. При подборе заданий и упражнений необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка (настроение, состояние здоровья, его физические и психические возможности, уровень развития).
  4. Занятия должны быть систематическими и регулярными.
  5. Каждое занятие должно быть интересным, напоминать игру.
  6. Замечать любой, даже самый минимальный прогресс ребенка, создавать «ситуацию успеха».
  7. Целью каждого занятия должна быть сформированная положительная мотивация, чтобы упражнения давали положительный результат.

Существует множество занятий, игр и упражнений для развития мелкой моторики. Их можно разделить на следующие группы: обводка, штриховка и раскрашивание; рисование пальчиками; игры с мелкими предметами; шнуровка, рисование, массаж рук.

Игры с мячиком

В коррекционной практике можно использовать мяч (Суд-Джок) – что является прекрасным инструментом. Их выбор достаточно широк: в продаже имеются мячи различного цвета, размера, качества, на любой вкус. Игры с мячом развивают мелкую и общую моторику, ориентировку в пространстве, отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта, побуждают к общению, регулируют силу и точность движения. Помогают нормализовать эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гипервозбудимых детей.

Игры с мячом для развития мелкой моторики:

  • «Крепко мячик мой сожми и по дорожке прокати».
  • «Шарик пальчиком кати и фигуру обведи» – катать массажный шарик по контуру рисунка.
  • «Мячик я кручу, кручу, каждый пальчик научу» – прокатывать мячик по спирали.
  • «Под ладошку мяч кладу и по кругу проведу» – прокатывать мяч по кругу.
  • «Мячик мой не отдыхает, меж ладошками летает» – перекидывание массажного мячика из ладошки в ладошку.
  • «Ловко с мячиком играю, его по пальчикам катаю» – катать мячик по каждому пальцу.

Предложенные игры с мячом позволяют расширить знания, умения и навыки детей, помогают совершенствовать речь, тренируют внимание, память, мышление.

Пальчиковые игры

Пальчиковые игры – это упражнения для пальчиков и ручек, инсценировка с их помощью каких-либо стихотворений, историй, сказок. Пальчиковые игры являются важной частью работы по развитию мелкой моторики рук. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны для детей, а также исключительно полезны для их общего развития.

Для детей для младшего школьного возраста пальчиковые игры со стихами:

«Утречко»

Утро настало, (потягиваются, разводя руки в стороны). Солнышко встало (скрещивают кисти рук, расставив пальцы – «лучики»).

– Эй, братец Федя (ставят на раскрытую ладонь правый кулачок) Разбуди соседей (отогнутым большим пальцем).

Вставай, Большак! (левой рукой дважды легким щелчком касаются большого пальца правой руки).

Вставай, Указка! (повторяют действия с указательным пальцем правой руки, остальные пальцы зажаты в кулак).

Вставай, Середка! (повторяют действия со средним пальцем правой руки).

Вставай, Сиротка! (повторяют действия с безымянным пальцем). И крошка Митрошка! (повторяют действия с мизинцем, правая ладонь полностью раскрыта).

Привет, Ладошка! (левой ладонью хлопают по правой 2 раза).

Игры с крупами

Многие дети с ОВЗ испытывают специфические трудности формирования графических навыков: они неправильно держат карандаш или ручку, не могут плавно прослеживать глазами за движениями своей руки. Для коррекции этих трудностей необходимо, прежде всего, научить ребенка правильному захвату карандаша, для чего требуются специальные коррекционные упражнения. Изначально необходимо развить дифференцированные движения пальцев рук, умения складывать большой палец «в щепотку» и захватывать крупу. Перекладывать её в миску, прослеживая глазами за движениями руки. Для этой цели идеально подойдут упражнения в «сухом бассейне».

Такие занятия способствуют развитию мелкой моторики, чувственного восприятия, закрепление цвета, формы, мышления:

  • массаж ладоней при помощи горошины или фасоли;
  • пересыпание крупы из одной ёмкости в другую (баночки, миски, стаканчики, коробочки);
  • «волшебный мешочек» – угадывание на ощупь (различные предметы);
  • «сухой бассейн» из различных круп и макарон.

Игры с пуговицами

Пуговицы более крупные. Они также подходят для сортировки (по размеру, форме, цвету). Кроме этого, из пуговиц можно выкладывать орнамент, дорожки, линии по заданному рисунку, картинки.

Очень интересное задание – заполнить пуговицами кружочки на рисунке, подбирая их по цвету: «Разноцветные пуговицы», «Дорожки».

Отлично подходят для развития мелкой моторики у детей игры с веревочками и шнурками, нанизыванием бусинок: «Собери бусы», «Следы». Их можно использовать для завязывания и развязывания узелков, плетения косичек или макраме.

Шнуровки – идеальная игрушка для развития речи. Шнурование – незаменимый способ развития мелкой моторики и координации движений, выработки трудолюбия, усидчивости и внимательности.

Виды шнуровок:

  • сюжетная;
  • «незаконченная картинка»;
  • шнуровка на игрушке-основе.

Игры с прищепками

Прищепки – отличный материал в помощи развития мелкой моторики рук и пальцев. Они способствуют скоординировать движения пальцев и зрительно-моторную систему, помогают в развитии точности и ловкости. Игры с обычными бельевыми прищепками учат детей манипулировать с предметами по образцу, проявлять фантазию. Способствуют расширению и активизации словаря ребёнка, а также развитию памяти, мышления, пространственных представлений. Вложите прищепку в руку ребёнку и помогите научиться открывать и закрывать «ротик» у прищепки. Например:

  • перекладывать с одной руки в другую;
  • доставать прищепки из корзинки;
  • прищепками «кусать» поочерёдно ногтевые фаланги;
  • «сушим платочки» (развешивание платочков на верёвочку);
  • «добавлялки» (подбираем недостающие детали для предметов, например, для ежа – иголки, для солнца – лучики, для дома – крышу и так далее);
  • подбирать прищепки по цвету одежды, ткани.

Рисование, раскрашивание, штриховка

Раскрашивание – один из самых легких видов деятельности. Вместе с тем оно продолжает оставаться средством развития согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей руки. Раскрашивать аккуратно, не выходя за контуры изображенных предметов, равномерно нанося нужный цвет. В процессе рисования у детей развиваются не только творчество, но формируются элементарные графические умения, столь необходимые для развития ручной ловкости, освоения письма. Увлекательный способ развития графических навыков ребенка – обведение рисунка по точкам. Эти упражнения направлены на обучение ребенка выполнению плавных линий, без отрыва от бумаги.

Рисование карандашом, мелками, восковыми мелками, кистью, ватой, палочкой, пальчиком, губкой, краской, гуашью.

Рисование и раскрашивание пальцем, фломастером, ручкой, маркером, углём.

Работа по трафарету.

Дорисовывание предметов и деталей.

Рисование по опорным точкам.

Работа с линейками и лекалами (обводить).

Работа в книжках – раскрасках.

Дорисуй клетку тигренку;

Дорисуй пирамидку, каждое второе кольцо заштрихуй;

Дорисуй бабочку и т.д.

Графические игры: «От дома к дому», различные лабиринты, «Снежная королева», «Помоги зайке убежать от лисы» и т. д.

Задания с пластилином

Работа с пластичными материалами способствует появлению ловкости и послушности в пальцах детской руки, развитию воображения. Подобные игры формируют у детей понятия объема, плоскости, формы, пространственного мышления, и, в целом, способствуют проявлению интереса к творческим занятиям. Важно отметить, что на первых занятиях ребенку будет трудно справиться с заданием «слепи фигуру, животное, фрукт» и т.д. Для начала можно предложить ребенку аппликацию с использованием пластилина, где рисунок не закончен. Дети могут отрывать маленькие кусочки пластилина, разминать их в руках, лепить на лист бумаги (соблюдая правило цвета), затем расплющивать их пальцами по листу в нужных местах. Таким образом, пальцы рук будут выполнять мелко-моторные действия, и наряду с этим, будет происходить творческий процесс с быстрым и наглядным результатом работы, которую ребенок может сразу увидеть, пощупать, оценить и получить похвалу.

Перед проведением занятий педагог должен научить детей соблюдению правил в работе с пластилином. Дети должны работать на специально отведенных досках или столах, не разбрасывать пластилин, не ронять его. На занятиях необходимо контролировать процесс работы и соблюдение детьми данных правил.

Таким образом, занятия у детей с ОВЗ способствуют не только развитию мелкой моторики рук, но и развитию творческого воображения, эстетического вкуса; зрительного восприятия, мышления, умения наблюдать, анализировать, запоминать; развитию конструктивных способностей, работая по схеме дети изменяют или дополняют её; обогащению словарного запаса.

Хочется подчеркнуть, что, если для обычного ребенка уровень развития мелкой моторики – это один из важных показателей готовности к школе, формирования устной и письменной речи, то для ребенка с ОВЗ это, прежде всего его социализация. Неразвитая речь затрудняет общение со сверстниками и с взрослыми. Таким детям трудно овладеть навыками самообслуживания и трудовой деятельности. В связи с этим актуальность развития мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья трудно недооценить.

Список литературы

  1. Алышева Т.В., Васенкова Г.В., Воронкова В.В. Олигофренопедагогика: учеб. пособие для вузов. М.: Дрофа, 2009. – 397 с.
  2. Беряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А., Соколова Н. Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. 2-е изд., перераб. И доп.: СПб.: КАРО, 2009. – 272 с.
  3. Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта у дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2001. – 48 с.
  4. Солнцева В.А. 200 упражнений для развития общей и мелкой моторики у дошкольников и младших школьников, АСТ, М.: 2008г.

Поделиться

1711

Миронюк Ю. Л., Талдыкина Т. А., Апарина Ю. Г. Мелкая моторика как неотъемлемая часть развития психических функций человека // Развитие социально-гуманитарного знания: новые направления и перспективы : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 28 дек. 2023г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2023. С. 107-112. URL: https://apni.ru/article/7950-melkaya-motorika-kak-neotemlemaya-chast

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#25 (207)

Прием материалов

15 июня - 21 июня

осталось 5 дней

Размещение PDF-версии журнала

26 июня

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

5 июля