Главная
АИ #52 (182)
Статьи журнала АИ #52 (182)
Активизация речевого общения детей младшего школьного возраста с ОНР

Активизация речевого общения детей младшего школьного возраста с ОНР

Научный руководитель

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

младший школьный возраст
ребенок
фонематическое восприятие
экспериментальная группа
общение
развитие

Аннотация статьи

Статья посвящена анализу проблемы активизация речевого общения детей младшего школьного возраста с ОНР. Определены критерии речевого развития, предложена программа активизации речевого развития.

Текст статьи

Речевое общение – одно из таких видов деятельности человека, без которого сложно представить нашу жизнь в обществе. Общение является главным условием развития мышления и речи с детства. Благодаря ему устанавливаются первые отношения с окружающими. Если ребенок испытывает трудности или имеет ограниченную способность выражать мысли и чувства словами при общении, это приводит к дисгармонии в его интеллектуальном и умственном развитии.

Грибова О. Е., Бессонова Т. П. отмечают, что развитие у детей лексически богатой, грамматически правильной и фонетически четкой речи – одна из главных задач в системе обучения ребенка в образовательных учреждениях. Язык – это система средств общения людей друг с другом и способов выражения мысли. Речь – это процесс практического освоения человеком языка в целях общения с другими людьми [3, 7].

Сировицкая Е.А., Коровина А.А., Селюкова Т.В. под общим недоразвитием речи в логопедии понимаются форма нарушения речи, при которой нарушается формирование всех речевых компонентов. Понятие «общее недоразвитие речи» (далее ОНР), предполагает возникновение симптомов неподготовленности (или задержки развития) всех компонентов речевой системы (ее фонетической и фонематической стороны, лексического состава, грамматического строя) [14].

Волкова Л.С., Ермолович З.Г., Жильцова С.Л., Земцова М.И., Костючек Н.С., Крылова Н.А. отмечают, что замедленность формирования речи, особенно в начальный период ее развития, что связывается с недостаточно активным взаимодействием с окружающим в процессе предметно-практических действий. Значительную роль играет нарушение общения ребенка с микросоциальной средой, которое представляет собой процесс развития взаимодействия между людьми, объединенный мотивами деятельности. Петровский А.В. говорит о том, что «в едином процессе общения можно условно выделить три стороны: коммуникативную (передача и обмен информации), интерактивную (взаимодеийствие) и, наконец, перцептивную (взаимовосприятие)» [1, 8].

Актуальность исследования обусловлена тем, что общение является необходимым фактором развития личности ребенка, поэтому при формировании способов речевого и неречевого общения у детей с общим недоразвитие речи важно установить, каким образом данное нарушение влияет на их общение со сверстниками, взрослыми, предметным и животным миром.

Выбранный для исследования возрастной рубеж – младший школьный возраст – является сензитивным периодом развития сложных коммуникативных связей детей, умений общаться не только с отдельными детьми, но и с коллективом сверстников, с взрослыми, в соответствии нормами и правилами социально одобряемого поведения и ожиданий общества [9].

Именно в младшем школьном возрасте закладываются основные формы поведения и общения, складывается детский коллектив, законы существования которого требуют более развитой системы коммуникативных навыков. Речевое нарушение затрудняет развитие коммуникативной и учебной деятельности детей этого возраста.

В исследовании мы опираемся на положения отечественных психологов Выготского Л. С., Лубовского В. И. о том, что формирование разных средств общения и их использование в различных видах человеческой деятельности у детей происходит по законам онтогенеза. Следовательно, развитие речи детей с ОНР следует проводить с позиций антропологического принципа и принципа онтогенеза [2].

Цель исследования: изучение особенностей активизации развития общения, выбор методов и создание программы активизации речевого общения детей младшего школьного возраста с ОНР.

В ходе теоретического исследования мы пришли к ряду выводов:

1. Общее недоразвитие речи – нарушение формирования всех сторон речи (звуковой, лексико-грамматической, семантической) при различных сложных речевых расстройствах у детей с нормальным интеллектом и полноценным слухом. Термин ОНР появился в 50х-60х годах XX века. Ввела в употребление основоположник дошкольной логопедии в СССР Р.Е. Левина.

2. В структуре речевого дефекта при ОНР отмечается нарушение всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне (понятность речи; низкая речевая активность; недостаточность в сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферах.)

3. ОНР имеют типичные проявления:

  • позднее начало речи: первые слова появляются к 3-4, в крайних случаях и к 7 годам;
  • речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена;
  • экспрессивная речь отстаёт от импрессивной, то есть ребёнок, понимая речь, обращённую к нему, не может сам правильно выразить свои мысли;
  • речь детей с ОНР малопонятна (I, II уровня развития речи по Р.Е. Левиной) [1, 9, 8].

4. В ходе теоретического исследования мы пришли к выводам о том, что основными показателями активизации речевого общения у детей младшего школьного возраста с ОНР будет являться уровень сформированности звукопроизношения; развития импрессивной речи; развития экспрессивной речи и словарного запаса.

5. Все дети с ОНР, нуждаются в обогащении опыта социального и учебного взаимодействия со своими нормально развивающимися сверстниками, но каждому ребенку необходимо подобрать доступную и полезную для его развития модель интегрированного обучения, сохранив во всех случаях необходимую специализированную психолого-педагогическую помощь.

В исследования приняли участие всего 30 человек, детей младшего школьного возраста, в том числе:

  • экспериментальная группа 15 человек, детей младшего школьного возраста, в том числе – 7 девочек (43 %) и 8 мальчиков (53%). Все дети зачислены в ОУ на основании рекомендаций ПМПК. У всех детей имеется ОНР III-IV.
  • контрольная группа 15 человек, детей младшего школьного возраста, в том числе – 8 девочек (53%) и 7 мальчиков (43 %), не имеющих речевых нарушений.

Критерии ОНР для детей младшего школьного возраста, включенных в экспериментальное исследование:

  1. Состояние артикуляционного аппарата.
  2. Состояние звукопроизношения.
  3. Состояние фонематического восприятия.
  4. Состояние импрессивной речи.
  5. Понимание грамматических форм.
  6. Состояние экспрессивной речи.
  7. Состояние словарного запаса.

В рамках исследования применялись следующие методы и методики.

  1. Метод наблюдения за детьми младшего школьного возраста во время их общения с взрослыми и детьми.
  2. Методика «Потребность в общении» Ю. М. Орлова.
  3. Комплексное логопедическое обследование по методике О.Б. Иншаковой.
  4. Методика «Назови слова» Р.С. Немов.
  5. Методика «Расскажи по картинке» Р.С. Немов.

По результатам диагностики было выяснено, что больше половины испытуемых детей младшего школьного возраста с ОНР участников экспериментальной группы испытывают потребность в общении (38 %). При этом важно отметить, что (28 %) недостаточно удовлетворены своим общением со сверстниками, возможно, это показывает на нехватку такого рода общения или наличия стеснительности и неуверенности в себе. Так, у 34% испытуемых наблюдается проявления застенчивости, неуверенности в себе, тревожности. Причем тревожность проявляется не только, когда человек одинок (11 %), но и когда находится среди людей (12 %), что может быть проявлением отчужденности детей младшего школьного возраста участников экспериментальной группы.

В контрольной группе отмечено, что больше половины испытуемых детей младшего школьного возраста с ОНР участников экспериментальной группы испытывают потребность в общении (68 %). При этом важно отметить, что (32 %) недостаточно удовлетворены своим общением со сверстниками, возможно, это показывает на нехватку такого рода общения или наличия стеснительности и неуверенности в себе.

Формирующий этап нашего общего исследования заключался в прове­дении работы с детьми младшего школьного возраста c ОНР, направленной на развитие коммуникативных навыков. Нами была разработана программа развития коммуникативных навыков младших школьников с общим недораз­витием речи.

Задачи программы:

  • способствовать развитию речевой деятельности детей с ОНР;
  • способствовать формированию благоприятной эмоциональной сферы детей;
  • помочь детям в формировании навыков вербальной и невербальной коммуникации;
  • развить навыки установления контакта, отношений в разных ситуациях;
  • расширить возможности использования навыков общения;
  • поддерживать у детей интерес к занятиям и материалу, что позволит добиться значительного эффекта.

Особенностью программы, явилось то, что при составлении программы, мы использовали основные идеи, определяющие комплексный характер работы с детьми с ОНР по развитию коммуникативных навыков:

  • обеспечение развивающего характера занятий;
  • максимальное выявление и использование резерва развития детей;
  • обеспечение достижения успеха на каждом занятии как важнейшего средства стимуляции деятельности детей;
  • использование разнообразных и вариативных дидактических материалов, приемов работы;
  • использование различных видов работы – продуктивная и игровая деятельность, позволяющих ненавязчивым, опосредованным образом осуществить работу в интересной и увлекательной форме.

В процессе реализации программы необходимо уделять внимание влиянию различных факторов среды на развитие коммуникативных навыков младших школьников с общим недоразвитием речи.

Основные этапы программы развития коммуникативных навыков младших школьников с общим недоразвитием речи при работе над игрой-драматизацией:

  • выбирается пьеса или инсценировка и обсуждается с детьми;
  • пьеса делится на ряд эпизодов и пересказывается детьми;
  • осуществляется деятельность над рядом эпизодов в таких фор­мах, как этюды, импровизация;
  • поиск музыкально-пластических решений для каждого эпизода, постановка танцевального номера;
  • работа с текстом пьесы, с текстом эпизодов;
  • разрабатывается выразительность речевой деятельности, подлин­ность в поведения на сцене;
  • репетируются отдельные картины в разном составе с рядом дета­лей костюма и реквизитов;
  • репетируется вся пьеса в целом в составе с рядом деталей костюма, реквизитов и декорациями.

Формы и методы работы: творческая игра, использование сказок, рассказов, музыкальных произведений, дискуссии, театральные постановки.

Продолжительность программы: 15 встреч по 20 минут.

Ожидаемы результаты:

  • расширение объема знаний о процессе общения;
  • активизация эмоциональность детей;
  • повышение навыков конструктивного общения;
  • развитие коммуникативных навыков общения детей с ОНР.

В рамках работы будут проведены 3 игры-драматизации, направленные на развитие коммуникативных навыков младших школьников («Цветик-Семицветик», «Красная шапочка», «Три поросенка»).

Анализ результатов диагностики на контрольном этапе показал, что существуют значимые корреляционные связи между следующими показателями: состояние артикуляционного аппарата прямо коррелирует с состоянием звукопроизношения. Чем лучше развита подвижность органов артикуляции, тем лучше становится звукопроизношение.

В свою очередь состояние звукопроизношения прямо коррелирует с состоянием фонематического восприятия. Если звукопроизношение у ребенка в норме, все звуки речи он выговаривает четко, то и слышит он их правильно, фонематическое восприятие не будет нарушено. И наоборот, чем лучше развит у ребенка фонематический слух, тем лучше у него будет звукопроизношение. Если речь окружающих чистая и внятная, то и собственная речь ребенка будет формироваться без патологий, конечно же при отсутствии у него дизартрических расстройств.

Состояние фонематического восприятия в свою очередь прямо коррелирует с пониманием грамматических форм. Чем лучше развит фонематический слух у ребенка, тем легче ему уловить даже незначительные грамматические изменения в словах, которые, в свою очередь, могут значительно исказить суть слова или высказывания.

Характер речевых нарушений, сильно проявляющийся у детей младшего школьного возраста с ОНР, часто свидетельствует о том, что эти нарушения являются следствием раннего речевого недоразвития. Наличие множественных системных нарушений речи и факторов, обусловливающих их развитие, говорит о том, что качественное совершенствование речи этих детей вне условий коррекционного воздействия затруднено. Оно может быть обеспечено главным образом за счет специально организованной системы логопедической работы. Возникающая на фоне ОНР недостаточность вызывает затруднения в общении у детей младшего школьного возраста. Преодоление этих трудностей возможно при создании необходимых психолого-педагогических условий, обеспечивающих наилучший контакт детей с ОНР со сверстником и взрослым, и создает возможность более полного, эмоционального и красочного восприятия и отражения окружающего мира.

Таким образом, гипотеза, нашла свое подтверждение в нашем исследовании. Действительно, у детей младшего школьного возраста ОНР существуют специфические особенности развития общения, которые подлежат коррекции в специальном образовательном процессе с учетом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей таких детей.

Список литературы

  1. Логопедия: Учебник для студентов дефектол.фак.пед.вузов / под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. М.: ВЛАДОС, 2005, 228 с.
  2. Малофеев Н.Н., Шматко Н.Д. Базовые модели интегрированного обучения // Дефектология. – 2008. – № 1. – С. 71-78.
  3. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р. Е. Левиной. М., 2008, 158 с.
  4. Особенность формирования навыка общения у дошкольников с общим недоразвитием речи / Е. А. Сировицкая, А. А. Коровина, Т. В. Селюкова [и др.]. – Текст: непосредственный // Педагогическое мастерство: материалы XVII Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2021 г.). – Казань: Молодой ученый, 2021. – С. 8-14. – URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/407/16759/ (дата обращения: 27.11.2023).
  5. Парамонова Л.Г. Книга для развития речи, СПб.: БИНОМ, 2014, 154 с.
  6. Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение нарушения речи у детей. – СПб.: Союз, 2011, 174 с.
  7. Понятийно-терминологический словарь логопеда // Под ред. В.И. Селиверстова, М., 2007, 112 с.
  8. Сазонова С.Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи / С.Н. Сазонова. М.: Академия, 2005, 119 с.
  9. Филичева Т.Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации / Т. Б. Филичева, Т.В. Туманова, Г.В. Чиркина. М.: Дрофа, 2009, 110 с.

Поделиться

1049

Оганжанова А. А. Активизация речевого общения детей младшего школьного возраста с ОНР // Актуальные исследования. 2023. №52 (182). Ч.III.С. 62-66. URL: https://apni.ru/article/7951-aktivizatsiya-rechevogo-obshcheniya-detej

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#51 (233)

Прием материалов

14 декабря - 20 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

25 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января