Главная
АИ #52 (182)
Статьи журнала АИ #52 (182)
Развитие речи в процессе игровой деятельности у детей дошкольного возраста

Развитие речи в процессе игровой деятельности у детей дошкольного возраста

Автор(-ы):

Кадулина Анна Александровна

24 декабря 2023

Секция

Педагогика

Ключевые слова

дошкольный возраст
дети с общим недоразвитием речи
игра
речь
речевое развитие
старший дошкольный возраст
игровая деятельность

Аннотация статьи

В статье рассматриваются значения различных игр и игровых приемов в процессе развития речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, их социализации и интеграции в социум, а также приведены результаты экспериментальной работы по развитию речевой деятельности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе игровой деятельности.

Текст статьи

Дошкольный возраст является важным и решающим периодом формирования личности ребёнка, когда развиваются мышление, речь, внимание, память, восприятие, эмоции, воля, произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая инициативность, проявляются коммуникативно-речевые способности и интерес к общению.

В трудах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, К. Гросса, Л.А. Венгера, И.А. Головченко, Н.Л. Белопольской отмечено, что дети все меньше играют коллективно, многие неспособны играть самостоятельно, фантазировать, общаться в игре, в связи, с чем ухудшается процесс развития речи дошкольников.

В данном исследование мы определили цель – выявить роль игры в речевом развитии детей дошкольного возраста, разработать и апробировать программу развития речи у детей дошкольного возраста в игровой деятельности.

Мы предположили, что использование игровой деятельности в работе с детьми дошкольного возраста способствует развитию речи в части правильного произношения, развития грамматики; пополнения лексического запаса слов; развития связной речи;

И.Н. Бойко, А.К. Маркова, К.Д. Ушинский, Л.И. Гончарова, В.Ф. Шорстова, С.Н. Забородский считают, что развитие речи детей дошкольного возраста является одной из наиболее важных и сложных проблем отечественной педагогики и психологии, так как дает представление не только об общих закономерностях развития ребенка, но и об особенностях становления личности дошкольника. Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве [9].

В соответствии с ФГОС ДО – речевое развитие детей дошкольного возраста включает овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте, мышление, память, внимание [1].

Современные исследования В.С. Лапшиной, Т.А. Ильина, Е.А. Сергеева показывают, что общее состояние связной речи детей значительно ухудшилось. Пересказ, как одно из форм развития речи, доступен только при наводящих вопросах. Дети испытывают трудности при составлении рассказов по картинкам, наблюдается склонность к элементарному перечислению отдельных изображенных свойств и предметов. Наблюдается проблема выстраивания логической цепочки, построения сюжетной линии у, неправильная речь у детей может вызывать проблемы в будущем, например, в письме, чтении и общении. Одной из причин такого ухудшения связной речи может быть недостаточное общение с родителями и сверстниками [3, 10].

В соответствии с концепцией «речевого онтогенеза» А.А. Леонтьева [5], дошкольный период длится от 3-7 лет. Речь ребенка характеризуется общей смягченностью, что, как правило, влияет на произношение шипящих (обычно заменяются на свистящие) и сонорных звуков.

В среднем дошкольном возрасте большинство детей овладевает произношением шипящих звуков. Общая смягченность речи наблюдается реже, лишь у немногих детей. Для данного возраста очень характерна неустойчивость произношения.

К старшему возрасту большинство детей говорит правильно, но все же нередко наблюдаются трудности в отношении шипящих звуков и звука [Р].

В течение периода от 3 до 7 лет у ребенка в значительной мере развивается навык слухового контроля над собственным произношением, умение исправлять его в некоторых возможных случаях. Исследователь Г.А. Урунтаева говорит о том, что в старшем дошкольном возрасте завершается процесс фонематического развития. Складываются тонкие и дифференцированные образы слов и отдельных звуков. Развивается способность к самоконтролю, что помогает критически относиться ребенку к своему произношению [7].

Развитие лексики у ребенка происходит постепенно через речевое общение и знакомство с окружающим миром. Словарь можно разделить на пассивный (импрессивная лексика) и активный (экспрессивная лексика). В норме пассивный словарь преобладает. Дети учатся говорить, слушать и понимать речь через речевое общение с окружающим миром.

В период дошкольного детства наблюдаются значительные качественные и количественные изменения словаря. Стремительно растет запас слов, осваивается их смысловая сторона, формируется умение применять слова к определенным условиям общения.

В работах А.Н. Гвоздева [2] выделяют несколько этапов формирования грамматического строя речи. Этап дошкольного детства, по мнению ученого, является периодом дальнейшего усвоения морфологической системы, к 3 годам у детей оказываются сформированными все основные грамматические категории. В дальнейшем ребенок систематизирует грамматические формы по типам склонения и спряжения, усваивает многие единичные формы, исключения.

В период с 2 до 4,5-5 лет важно выделить этап детского словотворчества, который по мнению Г.А. Урунтаевой является симптомом овладения языком [7].

К концу дошкольного периода ребенок в основном овладевает всей сложной системой практической грамматики (синтаксис, морфология, процессы словообразования и словоизменения). Этот уровень практического владения языком является очень высоким, что позволяет ребенку в школьном возрасте перейти к осознанию грамматических закономерностей при изучении русского языка.

Связная речь, подчеркивал Ф.А. Сохин [6], обнаруживает все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя. По самостоятельным высказываниям детей можно первично оценить их уровень речевого развития.

У трехлетнего ребенка начинают формироваться навыки связной речи: он уже умеет соединять слова в предложения и использовать разные падежные формы и союзы. Ребенок начинает использовать прилагательные, обогащая свою речь. Кроме того, этот возраст характеризуется появлением диалогической формы речи, когда ребенок может поддерживать и развивать беседу.

На пятом году жизни фразовая речь ребенка усложняется. Они начинают использовать фразы, состоящие из 5-6 слов. Появляются предлоги и союзы, которые помогают строить сложные предложения. Дети улучшают свои навыки в запоминании и передаче содержания стихов, сказок, а также картинок. Этот этап в развитии речи является важным, так как отражает рост лексического багажа и грамматических навыков ребенка. Появление регулирующей и планирующей функции речи способствует развитию навыков связной речи и созданию развернутых высказываний. Это важно для коммуникации и обучения, так как позволяет структурировать мысли и передавать информацию более четко и последовательно. Развитие этих навыков важно для успешного общения и обучения.

С 5-6 лет ребенок начинает интенсивно овладевать монологической речью. На этом этапе они активно начинают использовать монологическую речь, способные описывать и повествовать. Они уже овладели звуковым строем языка и усвоили основные грамматические правила. Их высказывания становятся похожими на короткие рассказы. Ребенок накапливает сложные слова с разными лексическими и фонетическими характеристиками. Высказывания характеризуются использованием большого количества слов, требующих согласования.

В старшем дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра. Она преобразовывается, совершенствуется, усложняется. В возрастной период 6-7 лет игра обеспечивает развитие всех психических процессов дошкольника, в том числе и речи, развитие личности в целом, помогает детям дошкольного возраста улучшить свои коммуникативные навыки и развить речь в разных аспектах. Игра – это эмоциональная деятельность, влияющая как на уровень интеллектуального развития, так и на умственную активность ребенка, его творческие возможности. У ребёнка дошкольного возраста в процессе развития игровых действий происходит отделение слов от действий, речь постепенно начинает выступать как самостоятельная деятельность внутри игры.

В ходе теоретического исследования мы пришли к выводу, что речевое развитие детей рассматривается, как развитие умений понимать и пользоваться языком.

Развитие речи детей дошкольного возраста является одной из наиболее важных и сложных проблем отечественной педагогики и психологии, так как дает представление не только об общих закономерностях развития ребенка, но и об особенностях становления личности дошкольника. Развитие речи ребенка дошкольного возраста – сложный процесс, которые требует усилий, как со стороны семьи, так и воспитателей. Речь детей 6-7-летнего возраста преимущественно развивается через игру, которая стимулирует речевую активность, позволяет детям практиковаться в использовании новых слов, развивает словарный запас и грамматические навыки.

Целью эмпирического исследования стало выявление роли игры в речевом развитии детей дошкольного возраста.

При подборе и обосновании комплекса методик мы опирались на психолого-диагностические принципы, разработанные в отечественной специальной психологии и коррекционной педагогике Лурия А.Р., Лалаевой Р. И., Мальцев Е.В., Переслени Л.И., Мастюковой Е.М.

Мы применяли методику:

  1. Обследования устной речи ребёнка автора Т.А. Фотековой [8].
  2. «Диагностики уровня сформированности игровых навыков» Р.Р. Калининой [4].

Обследование по методике Т.А. Фотековой «Диагностика устной речи» включало в себя:

  1. Исследование состояния уровня моторной реализации.
  2. Исследование навыков языкового анализа (определение количества слов в предложении, слогов в слове, звуков в слове).
  3. Исследование грамматического строя речи.
  4. Исследование словаря и навыков словообразования.
  5. Исследование понимания логико-грамматических отношений.
  6. Исследование связной речи.

Методика «Диагностика уровня сформированности игровых навыков» Р.Р. Калининой.

Наблюдение проводилось за игрой, возникшей спонтанно, по собственной инициативе детей.

Анализ игровой деятельности осуществлялся по 7 критериям:

  1. Распределение ролей;
  2. Основное содержание игры;
  3. Ролевое поведение;
  4. Игровые действия;
  5. Использование атрибутики и предметов-заместителей;
  6. Использование ролевой речи;
  7. Выполнение правил.

В результате изучения анамнестических данных из всех испытуемых нами были сформированы две группы: экспериментальная группа (далее ЭГ) – дети с речевыми нарушениями (8 человек) и контрольная группа (далее КГ) – дети с условной нормой развития для сопоставительного анализа (8 человек).

Таким образом, в ЭГ вошли: 2 ребенка с общим недоразвитием речи II уровня, 2 детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, 4 ребенка имеют однотипный логопедический диагноз – общее недоразвитие речи III уровня.

По данным результатов обследования по методике Т.А. Фотековой получены следующие результаты:

  • 25% детей экспериментальной группы имеют 2 уровень успешности развития устной речи;
  • 75% детей экспериментальной группы имеют 3 уровень успешности развития устной речи;
  • 100% детей контрольной группы имеют развитие устной речи в пределах нормы.

Подводя итоги обследованию устной речи испытуемых в экспериментальной группе, необходимо отметить, что у большинства обследованных нами детей были выявлены отставания наращивания как отдельных компонентов устной речи, в частности таких, как звукопроизношение, фонематические процессы, лексика и грамматика, так и в связной речи в целом. Наибольшие трудности у испытуемых, имеющих II и III уровень речевого развития, проявляются в формировании грамматических категорий, так как стойкие аграмматизмы – это основная проблема детей данного уровня.

Диагностика уровня сформированности игровых навыков была проведена с помощью методики Р.Р. КалининойС детьми старшего дошкольного возраста была организована ролевая игра. Ролевая игра на тему: «День Рождения зайчика Степана». Использовалась детская кухня (с игрушечным кухонным гарнитуром, игрушечной едой, детским столом и стульями). Мы задавали начало игры: «Ребята, давайте мы с вами поиграем в День Рождения. У зайчика Степана сегодня День Рождения. Что это за праздник и как он обычно проходит? А сейчас мы начнём игру».

По итогам обследования игровой деятельности испытуемых мы можем сделать следующие выводы:

У большинства детей из экспериментальной группы (62,5%) низкий уровень сформированности игровых навыков, средний уровень сформированности игровых навыков только у 37,5% из этой группы.

У контрольной группы, только у 12,5% детей низкий уровень сформированности игровых навыков, у большинства детей из этой группы (75%) уровень сформированности игровых навыков соответствуют возрастной норме.

Значимая разница между экспериментальными группами отмечается при исследовании критерия «Использования ролевой речи». В ЭГ на 62,5% больше детей, которые не соответствуют норме, по сравнению с КГ. Так как дети ЭГ чаще имеют лишь ролевое обращение к играющим по названию роли, реже, но используют речь неразвёрнутого характера с периодическим переходом на прямое обращение. Большинство детей КГ используют развёрнутую речь на протяжении всей игры. Больше на 75% детей ЭГ отстают от КГ по использованию атрибутики и предметов-заместителей. Дети ЭГ имеют либо самостоятельное прямое использование атрибутики, либо используют атрибутивные предметы, в том числе в качестве заместителей, но на предметное оформление игры уходит большая часть времени и не используются многофункциональные предметы. Большинство детей КГ соответствуют возрастной норме по развитию данного критерия, у них наблюдается использование многофункциональных предметов и при необходимости изготовление небольшого количества ключевых атрибутивных предметов, предметное оформление игры занимает минимальное время.

Таким образом, большинство детей ЭГ имеют нарушения практически всех критериев игровой деятельности и нуждаются в их развитии.

Проанализированные данные легли в основу разработки игр и упражнений по развитию речи у детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности, что будет способствовать развитию правильного произношения, грамматики, пополнения лексического запаса слов и развитию связной речи.

На первом этапе было проведено индивидуальное логопедическое занятие (для 16 детей), на котором, в процессе игровой деятельности отрабатывался речевой материал.

Затем были проведены 2 подгрупповых занятия по развитию речи, на котором отрабатывался изученный на индивидуальном занятии материал, а также были использованы новые задания.

Далее проведены 2 игровые обучающая ситуации, для формирования игровых навыков детей в рамках лексической темы «Все профессии нужны, все профессии важны».

В завершении для подгрупп были проведены 2 игры-квеста на соответствующую тему, где также в процессе игровых заданий отрабатывался речевой материал. После проведения всех занятий, детям предоставлялась свободная игра на соответствующую тему.

Во время реализации коррекционного комплекса мы применяли логопедические технологии на основе игрового материала, который способствовал развитию мотивации не только к успешному преодолению речевого дефекта, но и речевой деятельности и её коммуникативных качеств. Все варианты работы с детьми проводились по одной лексической теме: «Все профессии нужны, все профессии важны».

По итогам реализации коррекционной работы мы вновь провели диагностику и получили следующие результаты: 75% участников ЭГ перешли с 3 уровня успешности на 4 уровень успешности, 25% детей ЭГ перешли со 2 уровня успешности на 3 уровень успешности. Это свидетельствует о том, что улучшились грамматические, лексические, фонематические навыки детей, а также звукопроизношение и мыслительные операции. Следовательно, мы отмечаем, что качественное усвоение речевого материала происходит более успешно в процессе игровой деятельности, при этом важно использовать разнообразный игровой материал.

Разнообразие применяемых игровых технологий позволяет подобрать коррекционные методики с учётом возраста ребёнка, его личностных особенностей и особенностей нарушенной речи. Коррекционная работа, проводимая при помощи игровых методов, позволяет скорректировать нарушения устной речи: звукопроизношения, грамматической структуры, лексического запаса слов, связной речи, дыхания и голоса, мелкой и крупной моторики.

В эмпирическом исследовании мы пришли к выводу, что использование игровой деятельности в работе с детьми дошкольного возраста способствует развитию речи в части: правильного произношения, развития грамматики; пополнения лексического запаса слов; развития связной речи. В ходе исследования мы также отметили, что в случае если организация игровой деятельности будет дополнена ролевыми сюжетами, игровыми действиями, новыми лексическими единицами и речевыми эталонами, то развитие речи детей дошкольного возраста будет более эффективным.

Список литературы

  1. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 (с изменениями на 8 ноября 2022 года) // Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013 г.
  2. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. – СПб.: Детство-Пресс; М.: Творческий центр Сфера, 2007. – 470 с.
  3. Ильина Т. А. Речевое развитие в соответствии с ФГОС дошкольного образования / Т. А. Ильина, Е. А. Сергеева // Молодой ученый. – 2019. – № 5 (243). – С. 175-177.
  4. Калинина Р. Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду / Р.Р. Калинина. – СПб.: Речь, 2003. – 144 с.
  5. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т. I. – М.: Педагогика, 1983. – 392 с.
  6. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников: учеб.-метод. пособие / Ф. А. Сохин. – М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та, 2005. – 223 с.
  7. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: ИНФРА-М, 2022. – 372 с.
  8. Фотекова Т. А. Тестовая методика диагностики устной речи у младших школьников – М.: Аркти, 2000. – 55 с.
  9. Гончарова Л. И., Шорстова В. Ф., Забородская С. Н. Влияние сказки на развитие речи детей дошкольного возраста // Вестник науки. – 2021. – №5 (38). [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-skazki-na-razvitie-rechi-detey-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения 08.11.2023).
  10. Лапшина В. С. Проблемы в развитии речи детей дошкольного возраста // Символ науки. – 2017. – №6. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-v-razvitii-rechi-detey-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения 09.11.2023).

Поделиться

654

Кадулина А. А. Развитие речи в процессе игровой деятельности у детей дошкольного возраста // Актуальные исследования. 2023. №52 (182). Ч.III.С. 48-53. URL: https://apni.ru/article/7962-razvitie-rechi-v-protsesse-igrovoj-deyatel

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля