Оценка результативности и эффективности профессиональной служебной деятельности государственных служащих в органах государственной власти субъекта Российской Федерации – это совокупность мероприятий, проводимых в целях определения уровня соответствия государственных служащих определенным в их должностных регламентах требованиям к уровню профессионального развития. Кроме того, проведение такой оценки позволяет определить степень эффективности исполнения такими государственными служащими возложенных на них должностных обязанностей по занимаемой должности государственной службы. Такая оценка организуется и проводится в государственных органах власти, в том числе и в ряде субъектов Российской Федерации. Это государственные органы субъектов Российской Федерации. Например, это исполнительные органы власти субъектов Российской Федерации. К ним могут быть отнесены:
- высший исполнительный орган государственной власти субъектов Российской Федерации. В большинстве субъектов Российской Федерации к нему относят Правительство.
- региональные министерства, службы и агентства, составляющие структуру высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации и др.
Процесс оценивания результативности и эффективности профессиональной служебной деятельности государственных служащих в органах государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется за счет регламентирования различного рода методик. К ним могут быть отнесены:
1. Оценка гражданами эффективности деятельности руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, а также территориальных органов государственных внебюджетных фондов.
Как понятно из названия, суть данной методики оценивания результативности и эффективности профессиональной служебной деятельности государственных служащих в органах государственной власти субъекта Российской Федерации заключается в том, что такой процесс оценивания применим по отношению к деятельности руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, а также территориальных органов государственных внебюджетных фондов. Причем оценивание данных служащих возможно, только по определенным критериям. От значения критериев и зависит итог оценки. Разновидности таких критериев определены в положениях Постановления Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2012 года № 1284. К ним могут быть непосредственно отнесены:
- время предоставления оцениваемых услуг;
- время ожидания в очереди при получении оцениваемых услуг;
- вежливость и компетентность сотрудника, взаимодействующего с заявителем при предоставлении оцениваемых услуг и т.д. [2].
Сам по себе процесс оценивания по представленной выше методике проводится и осуществляется за счет проведения опросов населения. Основной итог опросов – сложить представление населения об эффективности и результативности деятельности государственных служащих. Опрос проводится по заранее подготовленной анкете, а вопросы составляются таким образом, чтобы граждане не могли дать односложных ответов.
2. Всесторонняя оценка профессиональной служебной деятельности государственного гражданского служащего.
Данная методика оценивания результативности и эффективности профессиональной служебной деятельности государственных служащих в органах государственной власти субъекта Российской Федерации была разработана Министерством труда Российской Федерации. Она является общей, а значит, применяется во всех субъектах Российской Федерации. Суть данной методики заключается в том, что по итогам деятельности государственных служащих они получают оценку от «А» (очень высокий уровень) до «Д» (неудовлетворительный уровень). Для получения ими высшей оценки необходимо продемонстрировать:
- высокий уровень освоения профессиональных компетенций;
- высокий уровень профессионального развития;
- положительные результаты прохождения аттестации и квалификационного экзамена и др. [3].
В остальных случаях, чем ниже уровень соответствия государственного служащего предъявляемым требованиям к его профессиональной служебной деятельности, тем меньшая оценка будет выставлена.
3. Оценка эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и деятельности исполнительных органов субъектов Российской Федерации.
Данная методика исследуемой оценки применима для всех субъектов Российской Федерации и была разработана Президентом Российской Федерации. Она предполагает под собой проведение оценивания по следующим показателям:
- доверие к власти;
- качество городской среды;
- уровень образования и др. [1].
Представленные выше показатели, а конкретно их итоговые отчетные значения, позволяют определить уровень профессиональной служебной деятельности конкретного высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и исполнительных органов региона. Чем благоприятнее и выше их значения, чем выше оценивается эффективность и результативность деятельности государственных служащих.
В целом, может быть заключено, что представленные выше методики оценивания результативности и эффективности профессиональной служебной деятельности государственных служащих в органах государственной власти субъекта Российской Федерации являются достаточно наглядными и имеют полноценное свое правовое регулирование действия. Однако, одна из явных проблем заключается в том, что все они являются общими, т.е. применимыми во всех субъектах Российской Федерации. Тем самым не выделяется региональный опыт проведения исследуемого оценивания. В этой связи предлагается регионам разработать собственные методики проведения оценивания результативности и эффективности профессиональной служебной деятельности государственных служащих в органах государственной власти. Причем они обязательно должны иметь свое правовое регулирование. Достаточно одного основного регионального нормативного правового акта, в котором бы раскрывалось содержание и суть предлагаемой оценки, особенности ее организации и проведения.