Главная
АИ #52 (182)
Статьи журнала АИ #52 (182)
Исследование профессиональной идентичности студентов-психологов с инвалидностью

Исследование профессиональной идентичности студентов-психологов с инвалидностью

Научный руководитель

Рубрика

Психология

Ключевые слова

студенты-психологи
инвалидность
профессиональная идентичность
профессиональная деятельность

Аннотация статьи

В статье затронут вопрос об уровне профессиональной идентичности обучающихся факультета психологии с инвалидностью, а также приводится исследование уровня профессиональной идентичности студентов-психологов, имеющих инвалидность.

Текст статьи

Профессиональная идентичность – это процесс формирования и осознания себя в качестве профессионала. Она включает в себя понимание своих профессиональных ценностей, умений и знаний, а также собственных профессиональных целей и амбиций [1, с.13].

Изучение профессиональной идентичности позволяет понять, как люди определяют свою профессиональную направленность, а также как они взаимодействуют с окружающей профессиональной средой. Понимание этого процесса может помочь студентам и работникам понять, что они хотят достичь в своей профессиональной жизни и как они могут достигнуть своих целей [3].

Важно понимать, что процесс становления специалиста – это индивидуальный и непрерывный процесс. Каждый человек имеет свои сильные и слабые стороны, свои уникальные интересы и цели. Часто люди развиваются и меняются в своей профессиональной идентичности на протяжении своей карьеры.

Для решения проблем профессиональной идентичности, важно уделить время и внимание самоанализу и размышлениям о своих ценностях, интересах и целях. Также полезно общаться и консультироваться с другими профессионалами в своей области и обмениваться опытом. Это позволит каждому человеку найти свое место в профессиональном мире и достичь полноценного осознания своей профессиональной идентичности [1, с.13].

Сформированная профессиональная идентичность становится фундаментом для построения карьеры и достижения успеха в выбранной сфере деятельности. Она помогает психологу осознать свои профессиональные ценности, умения и навыки, а также ориентироваться в профессиональной среде. Благодаря этому, психолог может лучше понять свои профессиональные потребности и находить баланс между своими личными целями и требованиями профессии.

Однако процесс формирования профессиональной идентичности не всегда простой. Студенты и начинающие психологи могут испытывать сомнения и тревоги относительно своей собственной профессиональной способности. Важно помнить, что такие периоды сомнений являются естественной частью процесса развития и набора профессионального опыта. Стремление к самосовершенствованию и уверенность в своих способностях могут быть развиты через обучение, профессиональное развитие и опыт работы.

Таким образом, изучение профессиональной идентичности является важным направлением современных психологических исследований. Оно помогает понять, как студенты и психологи находят свое место в профессиональном обществе, а также какие стратегии помогают им развиваться и достигать успеха в своей профессиональной деятельности [3].

Студенты психологических факультетов сталкиваются с особыми вызовами при формировании своей профессиональной идентичности. Они должны не только освоить теоретические знания и практические навыки, но и разработать свое собственное понимание о своей роли и месте в профессиональной общности.

Формирование профессиональной идентичности связано с процессом самоопределения и самотождества. Студенты должны определиться с выбором психологической специальности, а также разработать свое понимание о том, как они хотят видеть себя в этой профессии.

Изучение процесса формирования профессиональной идентичности позволяет выявить различные факторы, которые влияют на этот процесс. Например, личностные особенности, семейное и социальное окружение, образовательная среда и профессиональная практика - все они могут оказывать влияние на формирование и развитие профессиональной идентичности студентов.

Понимание профессиональной идентичности имеет важное значение для будущих работы психологов. Оно позволяет студентам осознать свои профессиональные интересы и цели, развить свои навыки и компетенции, а также определить сферу деятельности, которая лучше всего соответствует их личным предпочтениям и ценностям [2, с.170].

Для диагностики профессиональной идентичности – образа «Я – психолог» мы использовали методику исследования профессиональной идентичности (МИПИ) Л.Б. Шнейдер. В исследовании приняли участие 11 обучающихся факультета психологии.

Представим результаты исследования образа «Я – психолог» с помощью методики исследования профессиональной идентичности (МИПИ) Л.Б. Шнейдер (рис.).

Рис. Исследование образа «Я – психолог»

По данным исследования образа «Я – психолог» с помощью методики исследования профессиональной идентичности (МИПИ) Л.Б. Шнейдер, мы можем заметить одинаковое количество студентов (9%) с завешенным и оптимальным уровнем профессиональной идентичности: первый говорит нам о том, исследуемый испытывает стабильное отрицание своей уникальности или, напротив, ее амбициозное подчеркивание с переходом в стереотипию, а также болезненное неприятие критики в свой адрес, низкая рефлексия; второй говорит, что студент имеет представление о том, что его личность, характер и деятельность способны вызвать в других уважение, симпатию, одобрение и понимание; ощущение ценности собственной личности и одновременно предполагаемая ценность своего «Я» для других.

Очень низкий и низкий уровень также показали одинаковое количество студентов (18%). Очень низкий уровень означает, что у респондентов не имеется прочных целей, ценностей и убеждений и попыток их активно сформировать. Низкий уровень может говорить нам о том, что человек вообще не делал независимых жизненных выборов, идентичность не осознается, скорее это вариант навязанной идентичности.

Оставшаяся большая часть респондентов (46%) имеют средний уровень профессиональной идентичности, то есть это статус идентичности, при котором человек находится в состоянии кризиса идентичности и активно пытается разрешить его, пробуя различные варианты.

Таким образом, изучение профессиональной идентичности студентов психологических факультетов является необходимым компонентом их профессионального становления и повышения эффективности их будущей деятельности. Это позволяет студентам осознать свое место в профессиональной общности и строить свою профессиональную карьеру на основе глубокого понимания себя и своих профессиональных потребностей.

Список литературы

  1. Карымова О.С. Особенности профессиональной идентичности и представлений об идеальном профессионале студентов-психологов // Вестник ОГУ. №11 (211). 2017. С. 13-17.
  2. Коновалова О.В., Пашкевич Т.А. Формирование профессиональной идентичности у студентов, обучающихся по психологическим специальностям // Вестник шадринского государственного педагогического института. № 2 (18). 2013. С. 170-175.
  3. Перченко Е.Л., Апуневич О.А. Формирование профессиональной идентичности у студентов вуза // Вестник Череповецкого государственного университета. 2023. №3 (114).
  4. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность. Москва: МПСИ, 2001. 272 с.

 

Поделиться

775

Чапала Ю. А. Исследование профессиональной идентичности студентов-психологов с инвалидностью // Актуальные исследования. 2023. №52 (182). Ч.II.С. 89-91. URL: https://apni.ru/article/7966-issledovanie-professionalnoj-identichnosti

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января