Анализ классификации средств индивидуализации в коммерческом обороте

В данной статье рассматривается проблема, связанная с использованием средств индивидуализации в коммерческом обороте. Раскрывается значение средств индивидуализации, рассматривается их классификация, путем проведения анализа теоретических материалов. Актуальность данной работы обусловлена тем, что в последнее время различные виды средств индивидуализации стали ключом к увеличению прибыли производителей товаров и продавцов. Непосредственно, каждый из видов средств индивидуализации важен в использовании, так как образует общую картину о компании, товаре и продавце, что влияет на мнение покупателя. Целью работы является рассмотрение существующих видов средств индивидуализации в коммерческом обороте, анализ и выделение наиболее значимой их классификации. В результате проведенного исследования был сделан вывод о разнообразии существующих классификаций, значимости каждого вида в реализации товаров и услуг. Выделена наиболее предпочтительная классификация средств индивидуализации и затронут вопрос об отсутствии правового регулирования такого важного средства индивидуализации, как доменное имя.

Аннотация статьи
классификация
гражданское право
товарный знак
фирменное наименование
средство индивидуализации
Ключевые слова

На сегодняшний день средства индивидуализации являются одним из ключевых обозначений продукции в коммерческом обороте. С развитием предпринимательской деятельности, увеличением разнообразия работ, товаров и услуг, главной задачей предпринимателей стало выделение своей продукции среди конкурентов и её защита от недобросовестных лиц. Для решения данной проблемы в значительной степени используются средства индивидуализации.

Средства индивидуализации в законодательстве России не определены чётко. Обобщая изученную информацию по этому вопросу, можно предложить следующее определение средств индивидуализации. Под средствами индивидуализации понимаются обозначения, посредством которых фирмы их услуги, товары и работы выделяются между похожими объектами, а также приобретают определённую уникальность [1].

У данных объектов гражданских прав существует одна особенность – ограничение их использования непосредственно коммерческим оборотом. Определяется это таким образом, что обладатели имущественных прав на всевозможные средства индивидуализации – это граждане, которые занимаются коммерческой деятельностью.

Ниже будут представлены средства индивидуализации, разделённые по типу их обладателя на основании ГК РФ [2]:

  1. Юридических лиц (названия предприятий).
  2. Инструменты идентификации для коммерческой деятельности, которые следует регистрировать в государственных органах (наименования мест происхождения товара).
  3. Отдельных товаров (товарных линеек, брендов и т. п.) или целых фирм либо ИП (товарные знаки, знаки обслуживания).

Также на три группы можно разделить средства индивидуализации в зависимости от объема прав, которыми обладают владельцы этих обозначений:

  1. Распоряжение средствами индивидуализации после их регистрации (передача, продажа).
  2. Не передаваемые другим лицам (названия компаний и места происхождения).
  3. Право на средства индивидуализации отчуждено, может быть, субъектам-членам предприятия.

Особенно важным в торговой сфере является, то, что потребитель может, как правило, различать производителей товаров, а также знать наименования компаний, у которых он собирается купить тот или иной товар, или получить услугу [3].

Далее рассмотрим определённые средства индивидуализации, которые представлены законодательством РФ:

1. Фирменное наименование.

Название фирмы идентифицирует конкретную компанию, продукт или услугу и отличает их от аналогичных брендов в категории.

Настоящее имя, а также сведения об организационно-правовой форме – составляют в свою очередь структуру фирменного наименования [4].

С полным фирменным наименованием также допускается сокращенная форма названия в виде логотипа, различных сокращений и тому подобного.

Существуют определённые ограничения на основании законодательства РФ, которые необходимо учитывать при выборе фирменного названия. Не должно содержать фирменное наименование предприятия:

  • выражения и слова, которые нарушают общественные интересы и противоречат принципам морали и гуманизма;
  • различных обозначений, которые соответствуют наименованиям общественных организаций;
  • сокращений и названий межправительственных организаций, различных международных ассоциаций, государственных органов местного, регионального и федерального назначения;
  • название стран и их сокращений и тех слов, которые являются производными от них. Для данного положения существуют определённые исключения: слова «Россия», «российский», «РФ», наименования субъектов федерации могут входить в состав унитарного государственного предприятия.

Способность потребителя вспомнить название компании оказывает огромное влияние на то, как он воспринимает фирменное название.

С фирменным названием, стоит отметить, может ознакомиться любой гражданин, так как оно вносится в Единый государственный реестр юридических лиц.

2. Коммерческое обозначение.

Для нескольких компаний может использоваться одно коммерческое обозначение. Коммерческое обозначение защищено по умолчанию, а также оно не нуждается в отдельной регистрации, если сравнивать его с иными средствами индивидуализации. Только одно коммерческое обозначение может использовать одна компания.

Ниже будет представлен ряд отличий фирменного наименования и средств индивидуализации:

  1. ИП могут иметь коммерческое обозначение – это и составляет первое отличие.
  2. Переход и отчуждение коммерческих обозначений в собственность других лиц составляет второе отличие.
  3. Коммерческое обозначение имеет различные формы: изобретательную, графическую, словесную и так далее – в этом заключается третье отличие.
  4. Коммерческое обозначение имеет направленность на конечных пользователей. В этом функциональное отличие коммерческого обозначения от фирменного наименования, используемого для работы с контрагентами [5].

3. Товарный знак.

Этот вид средств индивидуализации так же, как и предыдущий, имеет различные формы: трехмерную, графическую, словесную и так далее. Используется товарный знак, прежде всего для того, чтобы указать принадлежность определённого товара конкретному производителю. При помощи товарного знака становится возможным отделение товара от аналогичных товаров иных фирм.

Из всех вышеперечисленных средств индивидуализации именно товарный знак является самым популярным. Необходимо отметить, что при его помощи можно отличить собственную продукцию среди аналогичных товаров, которые имеются у конкурентов. В некоторых случаях товарный знак обозначается, как знак обслуживания. На практике встречается разделение товарных знаков на различные виды. В ГК РФ содержится только один термин «товарный знак».

Типы товарных знаков включают в себя изображения, выступающие в виде абстрактных фигур, пятен, линий, а также трёхмерные объекты – такой тип товарного знака используется при упаковке товаров и т. д.

4. Наименование места происхождения товаров.

Этим видом средств индивидуализации является название географического объекта, ставшего известным благодаря использованию особого и уникального (в силу особенностей производства или по другим причинам) продукта для идентификации [6].

Рассмотрим еще одно средство индивидуализации – доменные имена [7].

Доменное имя или адрес веб-сайта – это символическое обозначение, которое идентифицирует веб-сайт в Интернете. Доменные имена включены в доменные зоны и позволяют пользователям попасть на нужный интернет-сайт или сетевой ресурс. Принимая во внимание все вышесказанное, можно сделать вывод, что в условиях развития рыночной экономики вопросы защиты средств индивидуализации становятся особенно актуальными.

На сегодняшний день значительная часть потребителей обращает внимание не только на характеристики самого товара или услуги, но и на символ, посредством которого строится восприятие о данном товаре или услуге. Это непосредственно влияет на товарооборот, который, в свою очередь, приводит к увеличению недобросовестной конкуренции. Некоторые компании стараются подобрать максимально схожие знаки отличия с более известными фирмами, пользующиеся популярностью среди граждан.

Так, в 2010 году КЖК выпустил майонез под маркой «Майонез», который был схож с маркой «Махеевъ». Оба товара выпускались в упаковке с желтым фоном, красной надписью и с одинаковой прорисовкой буквы «М». Это, в свою очередь, привело к падению продаж «Махеевъ». Экспертиза показала, что упаковки схожи и способны ввести в заблуждение покупателей. После чего, компания КЖК была оштрафована и переименовала свою продукцию.

Такое подражание чужим средствам индивидуализации затрагивает интересы не только правообладателя, который несет имущественные убытки в результате оттока потребителей, но и интересы потребителей, которые, введенные в заблуждение, скупают товар с иными характеристиками.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что значение средств индивидуализации в наше время достаточно велико. Инструменты индивидуализации являются ключевыми составляющими личного бренда компаний, что непосредственно влияет на увеличение узнаваемости и продаж. Они представляют нематериальные объекты, которые имеют внешнюю форму выражения, являются необходимыми для выделения фирм их услуг, товаров и работ из общей массы, при помощи влияния уникальных признаков, присущих только им.

Сегодня место производителя товаров или продавца в рыночной среде во многом зависит от реакции покупателя на средства индивидуализации данного товара или компании. Выбор потребителей может исходить не только от критериев и характеристик самого товара, но и от узнаваемости символов, используемых для их маркировки.

В данной статье мы рассмотрели два способа классификации средств индивидуализации: по типу их обладателя и по объему прав, которыми обладают владельцы этих обозначений. Однако, опираясь на характеристики и особенности различных средств индивидуализации можно выделить более подробную классификацию.

Так, профессор Юлия Сергеевна Харитонова в своих работах выделяет средства индивидуализации, предусмотренные законодательством на те, которые являются объектом исключительных прав и на те, которые не являются объектами исключительных прав. К первой группе относятся фирменные наименования, ко второй наименование места нахождения юридического лица.

Ещё одну классификацию представляет в своей диссертации Бобров Максим Евгеньевич, предложив разделить средства индивидуализации на регистрируемые и нерегистрируемые.

Однако наиболее предпочтительной представляется классификация средств индивидуализации по признаку разделения на регулируемые и не регулируемые законодательством. Средства индивидуализации, регулируемые законодательством – это те, для которых устанавливается правовой режим. То есть, порядок поведения субъектов, предусмотренный нормами права по отношению к определенному объекту окружающего мира, реализуемый через совокупность предоставленных субъектам прав и (или) возложенных на них обязанностей.

Согласно сказанному и анализируя Гражданский кодекс РФ, к регулируемым средствам индивидуализации относятся: местонахождение юридического лица, товарный знак и знаки обслуживания, коммерческое обозначение, наименование места происхождения товара.

К нерегулируемым законодательством средствам индивидуализации стоит отнести доменное имя. Оно упомянуто лишь в двух статьях ГК РФ, но не расписано подробно. Однако оно так же часто используется, и в век развития коммерческой деятельности онлайн является не менее важным средством индивидуализации, от запоминаемости которого зависит количество посещений сайта и дальнейших продаж.

Анализируя виды и критерии классификаций средств индивидуализации, можно отметить их разноплановость и большое количество вариаций. Отсутствует какая-то единая классификация, каждый автор представляет свою, на его взгляд наиболее отражающую сущность средств индивидуализации. Все они различимы по своей сути и правовой охране. Однако в большей степени, как наиболее важный критерий выделяют деление на регулируемые и не регулируемые законодательством средства индивидуализации.

Текст статьи
  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. (в ред. от 22.12.2020 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации 22.12.2020.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ (ред. от 11.06.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022).
  3. Бобков С.А. Коммерческое обозначение как объект исключительных прав // Журнал российского права. 2016. №1. С. 136-144.
  4. Бузанов В.Ю. Интеллектуальная собственность на коммерческое обозначение // Хозяйство и право. – М., 2018. – № 12.
  5. Старженецкий В.В. Защита коммерческих обозначений в арбитражных судах // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. – 2015.
  6. Право интеллектуальной собственности: учебник / А.С. Ворожевич, О.С. Гринь, В.А. Корнеев и др.; под общ. ред. Л.А. Новоселовой. М.: Статут, 2018. Т. 3: Средства индивидуализации.
  7. Калятин В.О. Проблемы правового регулирования доменных имен в гражданском законодательстве // Вестник гражданского права. – 2016.
Список литературы