Главная
АИ #52 (182)
Статьи журнала АИ #52 (182)
К вопросу о роли антикоррупционная политики

К вопросу о роли антикоррупционная политики

Автор(-ы):

Юсупов Шахид Магарбиевич

25 декабря 2023

Секция

Юриспруденция

Ключевые слова

коррупция
антикоррупционная политика
государственная служба

Аннотация статьи

В статье рассматриваются некоторые вопросы негативного влияния коррупции. Одним из средств борьбы с коррупцией является антикоррупционная политика.

Текст статьи

Коррупции в настоящее время уделяется повышенное внимание, поскольку все чаще государственные служащие злоупотребляют своим положением в корыстных целях.

Коррупция представляет собой сложное системное явление, которое непрерывно развивается и приспосабливается под усложняющиеся условия своего существования, в том числе под различные по своей направленности антикоррупционные меры. Известно, что системные проблемы, порождаемые коррупционными проявлениями, требуют системных решений. При этом усиление антикоррупционной деятельности в направлении предупреждения коррупции в публичном секторе не принесет качественных изменений без целенаправленного воздействия на организации, представляющие собой резервы коррупционной активности [1].

Понимание определения «коррупция» на современном этапе развития общества во многом основано на общих представлениях о том, как выглядит коррупция, которая, как правило, подразумевает злоупотребление чиновниками своей властью в корыстных целях. В этой связи требует дополнительного изучения вопрос определения коррупции, как в научном смысле, так и в нормах законодателя, поскольку последний постоянно совершенствует действующие нормы, исходя из изменений общественных отношений [2].

Очевидно, что коррупция самым негативным образом сказывается на развитии экономики и социальной инфраструктуры, разъедая в первую очередь органы государственной власти и управления. Вследствие коррумпированности значительной части государственных и муниципальных служащих граждане, по сути, вытесняются из сферы бесплатных обязательных услуг в области здравоохранения, образования, социального обеспечения: бесплатные публичные образовательные, социальные, а также административные услуги становятся для них платными.

Коррупция позволяет нарушителям уходить от юридической ответственности за совершенные противоправные деяния – это порождает безнаказанность и способствует падению престижа судебных и правоохранительных органов, а также в целом государственной власти в глазах населения, что в итоге порождает опаснейшее явление – правовой нигилизм.

Разрастанию коррупции и, в частности, ее наиболее общественно опасной формы проявления – взяточничества способствуют самые разнообразные факторы как объективного, так и субъективного характера. В настоящее время в мире нет ни одного государства, в котором бы совершенно отсутствовала коррупция. Однако во многих индустриально развитых зарубежных государствах создана действенная система пресечения коррупции, сформирована атмосфера нетерпимости общества в целом к этому опасному социальному явлению [3].

Серьезно влияет на уровень коррупции и морально-психологическая атмосфера в обществе. Многие из государственных служащих рано или поздно сталкиваются с обстоятельствами, в которых они впервые должны делать выбор: принимать или не принимать коррупционное решение. Среди наиболее распространенных мотивов – компенсация за ощущаемый чиновником ущерб, связанный с прохождением службы, – подталкиваемый отсутствием заранее сформированных психологических установок легитимного поведения при исполнении должностных обязанностей.

Отсутствие реальной борьбы с условиями и факторами, порождающими коррупцию в системе государственной службы, приводит к ее распространению как по горизонтали, так и по вертикали. Коррупция в таких условиях стремится захватить не только экономику, но и политику, в результате чего стране и обществу наносится невосполнимый ущерб, эффективность рыночной экономики резко снижается, а существующие демократические институты разрушаются; усугубляется экономическое и политическое неравенство населения, увеличивается бедность, растет социальная напряженность [4].

Эффективным средством противодействия коррупции может стать эффективная антикоррупционная политика.

Антикоррупционная политика в настоящее время представляет собой совокупность организационных, политических, социально-психологических отношений, связанных с реализацией принципа законности в сфере предоставления государственных услуг гражданам и юридическим лицам. Важнейшим вопросом в русле противодействия коррупции является формирование в обществе (а не только в системе власти) нетерпимости к коррупционному поведению. Нетерпимость к коррупционному поведению в социуме достигается повышением уровня культуры и правосознания граждан и в этом качестве может являться положительным следствием применения комплексных мер социально-правового воспитания и просвещения. В разработке и применении этих мер должны участвовать не только органы власти, образовательные и культурные учреждения, но и общественные объединения, средства массовой информации. Очевидно, что с рецидивной коррупцией бюрократии необходимо бороться всеми мерами в рамках закона.

Механизм реализации антикоррупционной политики – это общеюридическая проблема. Подчеркнем, в деле противодействия коррупции должны быть задействованы все ключевые меры, однако необходимо отметить, что основу реализации механизма антикоррупционной политики образуют правовые средства, которые должны использоваться в деле предупреждения и пресечения коррупции. Данный тезис обусловлен тем, что именно нормами права определяется правовое положение органов публичного управления, а также статус их служащих, определяется и устанавливается антикоррупционная политика. Нормами права также определяется режим предоставления публичных услуг физическим и юридическим лицам. Федеральный закон «О противодействии коррупции» содержит в себе достаточно важные административные предписания, которые касаются противодействия коррупции в системе государственной и муниципальной службы. Как отмечается в литературе, в настоящее время необходимо отлаживать механизм реализации как в целом Закона «О противодействии коррупции», так и отдельных его предписаний, особенно тех, которые ранее не существовали в отечественном законодательстве [3].

Эффективность реализации антикоррупционной политики зависит от целого ряда причин правового, организационного, технического и политического характера, но в первую очередь от четкого определения понятия коррупции, от выявления ее специфических признаков, которые имеют место в сфере публичного управления.

Необходимо отметить, что нормы всех отраслей права должны быть задействованы в деле противодействия коррупции, однако стоит подчеркнуть, что основными правовыми средствами, которые должны использоваться в деле предупреждения и пресечения коррупции в органах власти и управления, должны быть именно административно-правовые средства. Данный тезис обусловлен тем, что именно нормами административного права определяется правовое положение органов публичного управления, а также статус их служащих. Нормами административного права также определяется режим предоставления публичных услуг физическим и юридическим лицам. Федеральный закон «О противодействии коррупции» содержит в себе достаточно важные административные нормы, которые касаются противодействия коррупции в системе государственной и муниципальной службы. В настоящее время необходимо выстраивать механизм реализации как в целом Закона «О противодействии коррупции, особенно тех, которые ранее не существовали в отечественном законодательстве», так и отдельных нормативных актов, направленных на противодействие коррупции.

С целью проведения государственной политики в сфере противодействия коррупции, необходимо в том числе: совершенствование отраслевого законодательства РФ; усиление контроля за соблюдением законодательства о государственных закупках; оптимизация института проведения независимой антикоррупционной экспертизы проектов федеральных законов; расширение полномочий органов прокуратуры РФ при проведении проверок деклараций о доходах, об имуществе и обязательств имущественного характера, предоставляемых государственными и муниципальными служащими; совершенствование информационной составляющей противодействия коррупции, выражающееся в ведении правового механизма информирования судебными, правоохранительными и иными государственными органами комиссий по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов о фактах нарушения требований к служебному поведению со стороны государственных служащих; оптимизация функционирования комиссий по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов.

Главный вектор антикоррупционных усилий – профилактика коррупции. Конечно, если профилактикой занимается чиновник, берущий взятки и совершающий другие корыстные проступки, реального смысла в профилактике не будет. Сопротивление коррупции в этом случае станет имитацией. Здесь необходимы не превентивные, а иные способы борьбы, применяемые в связи с обнаружением уже состоявшихся фактов противоправного поведения.

Список литературы

  1. Дамм И.А., Кострыкина В.В. Типология организаций в аспекте противодействия коррупции в Российской Федерации // Уголовно-правовые науки. 2023. №2. Т. 17. С. 378.
  2. Самаренкина В.В. К вопросу о понятии и сущности коррупции // Правовой альманах. 2023. №5. С. 39-40.
  3. Евстифеев В.В., Куракин А.В., Марьян А.В. Проблемы противодействия коррупции в системе государственной службы // Административное и муниципальное право. 2010. № 4. С. 33.
  4. Шевелевич А.А. Административно-правовые основы противодействия коррупции в системе государственной службы: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. 12.00.14. – М.,2008. – 24 с.

Поделиться

230

Юсупов Ш. М. К вопросу о роли антикоррупционная политики // Актуальные исследования. 2023. №52 (182). Ч.II.С. 50-52. URL: https://apni.ru/article/7968-k-voprosu-o-roli-antikorruptsionnaya-politiki

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Юриспруденция»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля