В течение последних двух десятилетий выпускники социальных организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находятся в фокусе внимания науки и практики социальной работы. Можно отметить, что актуальность разработки, апробирования и внедрения эффективных методик и технологий, помогающих выпускникам быстро, с наименьшими усилиями и потерями адаптироваться к условиям самостоятельного проживания, не снижается. В настоящее время процессы социальной адаптации становятся практически непрерывными и умение адаптироваться к изменениям приобретает жизненно важное значение. Готовность к переменам становится одним из главных условий жизненного успеха человека.
Выпускники центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, часто сталкиваются с рядом психологических вызовов, которые могут оказать влияние на их развитие, здоровье и благополучие. Воспитание таких детей в условиях государственных учреждений не обеспечивает их полноценного личностного развития и затрудняет процесс их социальной интеграции. Чем в более длительной изоляции ребёнок находится в учреждении, тем сильнее выражены деформации по всех направлениях психического развития. У воспитанников сиротских учреждений не формируются собственные ценности, принципы и ориентиры, а следствием депривации потребности ребенка в родительской любви становится отсутствие у него чувства уверенности. Оказание психологической поддержки и помощи в социальной адаптации этих людей необходимо, чтобы помочь им справиться с возникшими проблемами и успешно интегрироваться в общество.
В России есть несколько категорией детей, проживающих в центрах помощи детям, оставшихся без попечения родителей:
- Дети, оставшиеся без попечения родителей или социальные сироты – это дети, родители которых лишены родительских прав или ограничены в родительских правах, оставили детей в медицинских и иных учреждениях, находятся в местах лишения свободы [3].
- Дети-сироты – лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель [3].
Отметим, что численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по данным Федеральной службы государственной статистики «Росстат» в возрасте до 18 лет, имеющих право на получение мер социальной поддержки за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации за 2022 год, составляет 454,699 человек [4].
Научные исследования и практика таких ученых-исследователей, как И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых показали, что дети-сироты и дети, лишенные родительского попечения, имеют немало нарушений в эмоциональной сфере, самосознании, поведении. Неумение общаться влечет за собой доминирование защитных форм поведения. В дальнейшем данные модели поведения выпускники учреждений переносят в свою дальнейшую самостоятельную жизнь.
Психологические особенности выпускников сиротских учреждений могут включать разнообразные аспекты, отражающие влияние их опыта воспитания в данной среде. Ниже представлены некоторые из наиболее распространенных психологических особенностей выпускников:
1. Проблема доверия и привязанности
Проблема доверия и привязанности у выпускников сиротских учреждений может иметь глубокие психологические корни, обусловленные их опытом воспитания в данной среде. Из-за отсутствия стабильной и надежной семейной поддержки многие выпускники могут испытывать трудности в установлении доверительных отношений. В таком случае необходимы коррекционные мероприятия, направленные на формирование доверительных отношений, они должны носить комплексный характер, предполагающий дискредитацию негативного социального опыта, посредством развития навыков совместной деятельности и способов саморегуляции негативных проявлений в конфликтных ситуациях. Психологу необходимо осуществлять комплексную диагностику по выявлению детей и подростков, имеющих трудности в установлении контактов и межличностных отношений. Диагностические данные необходимы для составления социально-психологического портрета ребенка, для определения путей и форм оказания психологической помощи в соответствии с присущими особенностями общения. В коррекционно-развивающей работе целесообразно использовать различные методы психотерапевтического воздействия: арт-терапию, игротеранию, психодраму, библиотерапию, музыкотерапию, танцевальную терапию. В групповых формах работы психолог может использовать коммуникативные игры, ролевые игры, способствующие углублению осознания сферы общения. Важным направлением в работе с детьми-сиротами является формирование доверительного общения и сокращение психологической дистанции.
2. Низкая самооценка и неуверенность в себе
Большинству выпускников закрытых учреждений присуща низкая самооценка, проявляющаяся в нерешительности, избегании нового, низкой инициативности, в стремлении выбирать такие жизненные задачи и ситуации, которые гарантировали бы им успех. Нередко способом компенсации низкой самооценки становится внешняя агрессия. Неуверенность в своих возможностях формирует у детей пассивность и лень. Таких детей необходимо поощрять за их достижения, помогать увидеть свои сильные стороны и таланты, посвящать время разговорам, слушать и поддерживать их эмоционально. Важно помнить, что каждый ребенок уникален и может требоваться индивидуальный подход. Самооценка развивается со временем, и регулярная поддержка и позитивное окружение могут служить фундаментом для ее укрепления у детей сирот.
3. Затруднения в установлении здоровых отношений
Для формирования здоровых отношений важно иметь положительные примеры в раннем детстве. Отсутствие таких образцов может затруднить развитие этих навыков у выпускников сиротских учреждений. Зачастую они переносят инфантильность и иждивенческую позицию на межличностные, интимные и семейные взаимоотношения. Поиск партнеров осуществляется ими в замкнутой среде интернатных сверстников, созданные семьи (в основном сожительства) неустойчивы и неблагополучны, и лишь десятая часть сирот может создать благополучную семью. Представления о родительско-детских отношениях сформированы очень слабо, распространено одиночное материнство и вторичное сиротство. Часто меняются объекты симпатий, чувства поверхностны и недолговременны, неразвито чувство любви, нет представления о семейных традициях.
Чтобы помочь выпускникам сиротских учреждений в установлении здоровых отношений, необходима эмоциональная поддержка, образование и тренинг в отношении межличностных навыков. Психологическая терапия может быть полезным инструментом для помощи выпускникам сиротских учреждений в преодолении их затруднений и развитии здоровых отношений.
Позиция выпускников интернатных учреждений «ничейного» ребенка перерастает в отчужденную позицию «один против всех» отсутствие опыта самостоятельного проживания и ухода за собой, социальная незащищенность, неготовность общества принять выпускника как достойного члена общества, отсутствие поддержки, иждивенчество, непонимание материальной стороны жизни, сниженный уровень собственной активности, завышенная или заниженная самооценка, неадекватность уровня притязаний, повышенный уровень виктимности, неготовность жить одному как результат – готовность к асоциальным и делинквентным формам поведения.
Для решения данных проблем необходима комплексная поддержка и помощь. Важно предоставить выпускникам сиротских учреждений возможность проходить психологическую реабилитацию и получить специальную поддержку и образование. Также важно обеспечивать условия для их социальной адаптации, помощь в поиске работы, развитии навыков самоуправления и укреплении самооценки.
Кроме того, необходимо проводить работу с обществом и государством по улучшению условий и качества сиротских учреждений, а также созданию сети поддержки для выпускников. Важно, чтобы общество осознавало и признавало их психологические особенности и предоставляло им возможности для возмещения утраченного.