Главная
АИ #52 (182)
Статьи журнала АИ #52 (182)
Логопедическая работа по развитию голоса и коррекции его нарушений у детей с вро...

Логопедическая работа по развитию голоса и коррекции его нарушений у детей с врожденными расщелинами губы и неба

Научный руководитель

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

расщелины губы и нёба
ринолалия
уранопластика
массаж лица. массаж губы
мимическая гимнастика

Аннотация статьи

В статье проведен анализ логопедической работа по развитию голоса и коррекции его нарушений у детей с врожденными расщелинами губы и неба, выделены этапа логопедической работы по устранению назализации.

 

Текст статьи

А.А. Радкевич, В.Г. Галонский, А.А. Гантимуров, М.Ю. Юшков отмечают, что расщелины губы и нёба провоцируют тяжёлое речевое нарушение – ринолалию, которое представляет собой нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата [4, с. 65-67].

Врождённые расщелины губы и нёба являются одними из самых распространенных пороков развития, занимая 3–4 место в структуре врождённых патологий человека. Всемирная организация здравоохранения отмечает высокий уровень частоты рождения детей с врожденной расщелиной губы и нёба в мире – 0,6–1,6 случаев на 1000 живорожденных. В России показатель заболеваемости колеблется от 3,5 до 5 тыс., в год [7]. По статистическим данным имеется тенденция к увеличению данного показателя, вследствие повышения воздействия токсических веществ на организм в результате развития промышленной и химической индустрии.

При ринолалии расщелина губы и нёбного свода является фактором, который влечёт за собой ряд других патологических изменений и функций голоса и артикуляционного аппарата, которые усугубляют речевой дефект. Из этого можно сделать вывод, что проблема логопедической работы по развитию голоса и коррекции его нарушений у детей с врожденными расщелинами губы и неба одной из наиболее актуальных.

Открытая ринолалия, обусловленная врождёнными расщелинами губы и нёба, является предметом изучения для логопедии, психологии и целого ряда медицинских наук. Данная патология по мнению А.В. Богородицккой, М.Е. Сарафанова, Е.Ю. Радциг, А.Г. Притыко приводит к отсутствию изоляции ротовой и носовой полостей, что влечет за собой появление функциональных нарушений, осложняющих психофизическое развитие ребёнка с рождения [2, с. 260-261; 3].

Ю.В. Романенко предполагает в коррекционной работе системное, последовательное и комплексное воздействие таких специалистов, как хирургов, ортодонтов, логопедов и педагогов-психологов [4, с. 65-67; 1].

После уранопластики у детей остается патологическая поза языка в ротовой полости, нарушение деятельности мышц мягкого нёба, наблюдается отсутствие костоабдоминального дыхания, что ведёт к расстройству тембра голоса, его просодических характеристик и специфическому нарушению звукопроизношения отмечают О.В. Нелюбина, Т.Я. Мосьпан, А.А. Гусев, Г.А. Оганесян [3, 7].

По мнению Е.А. Ежанова, Е.А. Стребелева логопедическая и психолого-педагогическая работа с детьми с врождёнными расщелинами губы и нёба основана на необходимости понимания специфических черт и проблем данной патологии, что обуславливает социальную направленность изучения данной проблемы. В современном мире человек, имеющий врождённую патологию челюстно-лицевой области, должен рассматриваться не только как объект медицинского воздействия и социально-педагогической помощи, но и как активный субъект социума, создающий условия для самореализации [2, с. 260-261; 3].

Опираясь на принципы логопедического воздействия при открытой органической ринолалии, которые были выделены А.Г. Ипполитовой, проводится логопедическое и психолого-педагогическое обследование детей с данным речевым нарушением. Результаты диагностики позволяют выстроить этапы коррекционной работы и определить ее содержание с помощью практических, наглядных и словесных методов.

С.Л. Таптапова, Е.С. Алмазова, Е.В. Лаврова занимались развитием голоса при различных его нарушениях.

Ф.A. Pay, E. Ф. Pay, М.Е. Хватцев, Н.И. Сереброва, Л.В. Дмитриев, Л.И. Вансовская, З.Г. Нелюбова, Т.Н. Воронцова, А.С. Балакирева, А.Г. Ипполитова, И.И. Ермакова, Г.В. Чиркина рассматривали вопросы симптоматики, механизмов и структуры дефекта при открытой ринолалии, также ими были разработаны методологические подходы и отдельные направления коррекции звукопроизношения у детей с ринолалией [7].

Изучением методов обследования и коррекции звукопроизношения у детей с открытой органической ринолалией, обусловленной врождёнными расщелинами губы и нёба занимались Ф.A. Pay, E. Ф. Pay, М.Е. Хватцев, Н.И. Сереброва, Л.В. Дмитриев, З.Г. Нелюбова, Т.Н. Воронцова, АГ. Ипполитова, И.И. Ермакова, Г.В. Чиркина, А.С. Балакирева, С.Л. Таптапова, Е.С. Алмазова, Е.В. Лаврова.

Следует отметить, что в настоящее время определение логопедии, как педагогической науки, влечет за собой постановку такой задачи, как всестороннее обучение и воспитание категории детей с врождёнными расщелинами губы и нёба с учетом всех особенностей аномальных проявлений.

Для того чтобы дети с ОВЗ получили качественное образование в образовательной организации должны быть созданы необходимые условия (из закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 – ФЗ (ст. 5, п.5), а так же в Федеральных государственных стандартах дошкольного образования (Требования к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, п.2) проведение логопедом диагностики и коррекции нарушений развития речи, социальной адаптации, организация ранней коррекционной помощи на основе специальных психолого-педагогических подходов.

Анализ психолого-педагогической и логопедической литературы И.Г. Базина, А.В. Лопатин, Э.С. Мкртумян, Е.В. Васильева позволяет выявить возможностью использования психолого-педагогических условий для достижения положительных результатов при коррекции голоса у детей с ринолалией и недостаточным обоснованием данного направления [5, с. 65-83].

Выявленные противоречия позволяют выдвинуть в качестве актуальной проблему исследования: какова логопедическая работа требуется при развитии голоса и коррекции его нарушений у детей с врожденными расщелинами губы и неба ринолали.

Цель исследования: провести анализ влияние логопедической работы на развитие и коррекцию голоса у детей младшего школьного возраста с ринолалией.

Выделяются три общепринятых этапа логопедической работы по устранению назализации:

  1. Оптимизация небно-глоточного затвора, коррекция дыхания, выработка направленной воздушной струи.
  2. Постановка голоса, подготовка органов артикуляции к постановке звуков.
  3. Координация навыков правильного фонационного дыхания, голосоведения и произношения.

В первую очередь А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева рекомендуют упражнения для выработки навыка диафрагмально-реберного дыхания, так как этот тип дыхания позволяет увеличивать силу легких, регулировать скорость выдоха, фонировать в грудном регистре, в результате чего выдох удлиняется и носовой оттенок уменьшается. Постановке фонационного дыхания предшествуют упражнения для выработки воздушной струи, без которой невозможен ни ротовой выдох, ни артикуляция речевых фонем.

Подводя итоги проведенного теоретического исследования, мы можем утверждать, что:

Ринолалия – это нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. Анатомические дефекты вызывают расстройство дыхания, фонации, речи и слуха, при этом значительно страдает и фонационное дыхание. Оно становится учащенным и поверхностным из-за значительной утечки воздуха в нос. Голос у таких детей тихий, сдавленный, с ярко выраженным носовым оттенком.

Патологические особенности строения и деятельности речевого аппарата вызывают разнообразные отклонения в развитии не только звуковой стороны речи. В разной степени страдают различные структурные компоненты речи, а именно темп речи, ритм речи, высота и сила голоса.

Следовательно, только сознательное и активное отношение ребёнка к процессу устранения назализации может являться основным залогом эффективности логопедической работы. Поэтому ежедневная логопедическая работа с детьми-ринолаликами начинается с проведения рациональной психотерапии, путём ежедневных бесед с ребёнком мы вселяем в него уверенность в успехе занятий, а прослушивание магнитофонных записей голосов других детей до и после занятий демонстрирует их реальную пользу.

Т.В. Волосовец, Е.А. Соболева рекомендуют для выработки направленной воздушной струи применять следующие упражнения:

  1. Поплевывание: ребенок зажимает кончик языка зубами, затем старается «выплюнуть» язык. Нужно сосредоточить внимание ребенка на ощущении его губ, одновременно ладошкой малыш контролирует температуру и направление воздушной струи. Первое занятие лучше проводить с зажатыми крыльями носа. У детей младше 4-5 лет – это упражнение хорошо получается при выплевывании крошек (от более крупных к более мелким).
  2. Легкое дутье, полученное от замедленного поплевывания: в этот период с детьми проводятся игры по выработке воздушной струи, которые не увеличивают напряжение лицевой и глоточной мускулатуры. Когда ребенок научится правильно дуть, переходим к дифференциации носового и ротового дыхания [1; 5, с. 67-83].

Коррекция фонационного дыхания предусматривает удлинение речевого выдоха «на опоре». Ощущение «опоры» достигается произвольным контролем за постепенным, параллельным выдоху подъемом диафрагмы и последующим ее расслаблением. Вначале, для усвоения кинестезий, ребенок стоя произносит утрированное звукосочетание «пфф-ф-ф», поднимая диафрагму и затем, завершив произнесение, опуская её. Так можно упражняться в произнесении всех гласных и доступных согласных звуков. Позднее мы переходим к произнесению изолированных слов, спряжению фраз «на опоре», что не только приучает детей выполнять «на опоре» все речевые упражнения, но и помогает как можно раньше ввести этот навык в бытовую речь.

Постановка голоса у детей с незаращениями нёба при значительных укорочениях или неподвижности нёбной занавески проводится в грудном регистре. Н.Б. Геллер при этом применяет следующие упражнения:

  1. Имитация стона в звукосочетаниях «аах», «ээх», «оох» на мягком тёплом выдохе. Ребёнок сидит на стуле расслабившись, опустив подбородок, положив ладонь на грудь для тактильного контроля резонанса [1, 6].
  2. Протяжное произнесение изолированных гласных в том же исходном положении и манере открытого звучания, в последовательности [а], [э], [о], [у], [ы], [и], то есть по мере возрастания напряжённости нёбной занавески. Кончик языка – у зубов, глотка широко открыта, лабиализация ослаблена, воздушная струя тёплая.

Для ослабления носового оттенка у детей, имеющих достаточное нёбно-глоточное смыкание и подвижную нёбную занавеску, возможна постановка голоса в голосовом регистре. Для этого используются следующие упражнения:

  1. «Мычание» – утрированное произнесение звука [м] «в маску» голосом средней громкости, с фиксацией внимания на резонансе полостей и костей носа и черепа. Губы сомкнуты, зубы приоткрыты, глотка расширена.
  2. Короткое произнесение гласных [а],[о],[э],[у],[и],[ы] «на мягкой атаке»/ Рот открыт, язык придвинут к нижним резцам, корень его опущен, глотка широкая. Фиксируем внимание ребёнка на резонансе головы.
  3. Произнесение прямых слогов со звуком [м]. Звук [м] произносим несколько утрированно. Если у ребёнка есть звук [л], выполняем аналогичные упражнения с этим звуком.

Все упражнения Т.В. Волосовец, Е.А. Соболева рекомендуют повторять по три-пять раз подряд, сначала отражённо за логопедом, затем многократно – самостоятельно под контролем воспитателя в течение дня [1; 5, с. 67-83].

В случае отсутствия патологических изменений в голосовом аппарате обычно достаточно нескольких занятий по обучению правильному голосоведению. Как только дети ощутят кинестетически и смогут на слух дифференцировать свойственную им нормальную фонацию, они будут в состоянии самостоятельно выполнять, опираясь на новое умение, все последующие речевые упражнения.

Н.Б. Геллер, при выполнении всех упражнений рекомендует постоянно контролировать звучание голоса «в позиции резонатора» при максимально поднятом нёбе и правильно направленной воздушной струе [1, 6].

Мы предполагаем, что логопедическая работа по развитию голоса и коррекции его нарушений у детей с ринолалией будет связана в первую очередь с развитием интонационной выразительности речи и умением ребенка регулировать: темп речи, ритм речи, высоту и силу голоса, выделять ударный слог в слове, пользоваться логическим ударением.

В экспериментальном исследовании принимали участие 5 детей младшего школьного возраста, с диагнозом ринолалия из них 2 мальчика и 3 девочки. На момент исследования детям от 8 до 9 лет (они посещают 1 и 2 коррекционный классы).

В рамках исследования использовалась методика диагностики интонационной стороны речи Лазаренко О. И. и включала следующие критерии умений: регулировать ритм речи; изменять высоту голоса; изменять силу голоса; выделять ударный слог в слове; пользоваться логическим ударением и сформированность интонационной выразительности речи.

По результатам обследования был сделан вывод о необходимости проведения коррекционной работы, были определены ее основные направления в рамках устранения нарушения тембра голоса на логопедических занятиях.

В соответствии с выявленными нарушениями были подобраны методы и приемы, которые рекомендуется использовать в рамках системы логопедических занятий. При подборе рекомендуемых упражнений учитывались современные и фундаментальные представления коррекционной педагогики о данной проблеме, а также принципы коррекционно-логопедического воздействия, принятые в логопедии.

Цель коррекционной работы – развитие нормализованного тембра голоса у детей младшего школьного возраста с ринолалией.

В рамках проведение коррекционной работы над тембром голоса были поставлены следующие задачи развитие правильного речевого дыхания, посредством дыхательной гимнастики; активизация небной занавески с помощью упражнений, которые вызывают поднятие нёбной занавески и движение ее к задней стенке глотки, а иногда даже и их смычку; устранение назализации.

По мнению Е.С. Алмазовой коррекционную работу с детьми страдающими ринолалией следует начинать с рациональной психотерапии, она заключается ежедневных беседах с ребенком, на которых логопед объясняет важность развития речи, в частности тембра, представляя ему перспективы его развития. Таким образом, логопед, вселяет в него уверенность в успехе занятий.

Далее коррекционную работу мы проводим в соответствии с общепринятой структурой логопедических занятий.

Структура логопедического занятия при ринолалии:

  1. Оргмомент.
  2. Нормализация моторики нижней челюсти.
  3. Массаж твёрдого и мягкого нёба.
  4. Гимнастика для мышц мягкого нёба и мышц задней стенки глотки.
  5. Массаж лица.
  6. Массаж губы (после хейлопластики).
  7. Мимическая гимнастика.
  8. Артикуляционная гимнастика: для губ, для языка с целью распластать язык, продвинуть вперёд, чтобы он был широким.
  9. Дыхательная гимнастика.
  10. Работа над голосом.
  11. Объявление темы.
  12. Коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация, дифференциация).
  13. Домашнее задание и итог логопедического занятия.

В коррекции тембра голоса важную роль играют следующие структурные компоненты логопедического занятия: «гимнастика для мышц мягкого нёба и мышц задней стенки глотки», «массаж твёрдого и мягкого нёба» (при индивидуальных особенностях), «дыхательная гимнастика», «работа над голосом», «нормализация мышц нижней челюсти», «артикуляционная гимнастика». Работа проводилась в первой половине для 3 раза в неделю по 25 минут.

В ходе проведенного исследования мы пришли к выводам о том, что в коррекции тембра голоса важную роль играют следующие структурные компоненты логопедического занятия: «гимнастика для мышц мягкого нёба и мышц задней стенки глотки», «массаж твёрдого и мягкого нёба» (при индивидуальных особенностях), «дыхательная гимнастика», «работа над голосом», «нормализация мышц нижней челюсти», «артикуляционная гимнастика».

Список литературы

  1. Архипова, Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей [Текст] / Е.Ф. Архипова. – М.: АСТ. – 256 с.
  2. Базина, И.Г. Планирование хирургического лечения детей с нёбно­глоточной недостаточностью после уранопластики [Текст] / И.Г. Базина, А.В. Лопатин, Э.С. Мкртумян, Е.В. Васильева // Здоровье и образование в XXI веке. – 201 – №1. – С. 260-261.
  3. Балакирева, А.С. Логопедия. Ринолалия [Текст] / А.С. Балакирева. – М.: Секачев В.Ю., 2012. 208 с.
  4. Богородицкая, А.В. Состояние среднего уха и слуховой функции у пациентов с врождённой расщелиной верхней губы и нёба в различные периоды детства [Текст] / А.В. Богородицкая, М.Е. Сарафанова, Е.Ю. Радциг, А.Г. Притыко // Вестник Российского государственного медицинского университета. – 2015. – №1. – С. 65-67.
  5. Бородулина, З.Ф. Коррекционная работа с детьми с ринолалией [Текст] / З.Ф. Бородулина // Логопед. – 2011. – №4. – С. 67-83.
  6. Вансовская, Л.И. Коррекция психического развития. Некоторые аспекты онтогенеза речи [Текст]: учебно-методическое пособие / Л.И. Вансовская, О.А. Платонова. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2011. – 64 с.
  7. Визель, Т.Г. Логопедические упражнения на каждый день для выработки четкой речи [Текст] / Т.Г. Визель. – М.: Секачев В.Ю., 2011. – 16 с.

Поделиться

1665

Иванова А. П. Логопедическая работа по развитию голоса и коррекции его нарушений у детей с врожденными расщелинами губы и неба // Актуальные исследования. 2023. №52 (182). Ч.III.С. 43-47. URL: https://apni.ru/article/7971-logopedicheskaya-rabota-po-razvitiyu-golosa

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января