Главная
АИ #52 (182)
Статьи журнала АИ #52 (182)
Роль физической культуры и спорта в развитии личности

Роль физической культуры и спорта в развитии личности

Рубрика

Физическая культура и спорт

Ключевые слова

физическая культура
спорт
личностное развитие
физическое благополучие
психическое здоровье
социальные навыки
целостное развитие

Аннотация статьи

Данная статья анализирует воздействие физической культуры на улучшение благополучия, формирование физических навыков и комплексное развитие личности. Физическая культура рассматривается как ключевой компонент культуры, способствующий раскрытию человеческих потенций с использованием своих методов. Определена важная роль физической культуры в воспитании и саморазвитии, достижимая через правильное физическое образование и занятия спортом.

Текст статьи

Уровень культуры общества сильно зависит от освоения и использования индивидуальных человеческих возможностей. В концепции общечеловеческих культурных ценностей особое внимание уделяется здоровью и физической форме.

Формирование личности происходит в общественной сфере: в работе, обучении, в общении с другими людьми. Физическая культура оказывает влияние на становление личности и социальных взаимоотношений.

Физическая культура представляет собой часть общественной культуры, являясь результатом человеческой деятельности и методом физического совершенствования. Она воздействует на важные аспекты личности и их способности, развиваясь под воздействием воспитания, активности и окружающей среды. Физическая культура удовлетворяет социальные потребности в общении, развлечениях и самовыражении через социально-активную деятельность. Её цель – укрепление здоровья и формирование всесторонне развитой личности.

Значительную роль в формировании личности играет физическая культура. Большинство социальных ситуаций возникают в сфере спортивной деятельности, способствующей развитию жизненного опыта и формированию системы ценностей.

В настоящее время спорт становится неотъемлемой частью развития личности и здорового образа жизни. Общество активно внедряет физическую активность в повседневную жизнь, стремясь укрепить организм, сохранить здоровье и повысить трудоспособность, а также предотвратить хронические заболевания [1]. Вопросы развития физической культуры и спорта всегда остаются актуальными как в нашей стране, так и во всем мире.

Человеческое развитие в истории тесно связано с высокой физической активностью, необходимой для выживания, биологического и общественного прогресса. Становление культуры и формирование личности рассматриваются как сложные процессы, включающие духовные аспекты, знание и углубление физиологической культуры.

Процесс становления и развития культуры, формирование себя в качестве социального существа, считается не только духовной работой человека, но и знанием, и углублением физиологической культуры, его физиологического становления и воспитания. Я считаю, что человек в первую очередь обязан волноваться не о совершенствовании собственного тела, а о развитии и становлении личности, которая в будущем станет осознанно беспокоиться и об улучшении тела. Из этого можно сделать вывод, что занятия спортом развивают гармоничного, многогранного человека, и абсолютно не так важно в каком облике будет представлена данная спортивная работа.

Улучшение персональных природных свойств личности с использованием физической культуры и спорта считается одной из многообещающих и перспективных линий развития людей в ближайшем будущем. Важно отметить, что природные данные и личностные качества равномерно подвергаются влиянию занятий спортом. Общественные мотивации для занятий спортом делают его не только средством улучшения физического состояния, но и важным «инструментом» формирования стержня личности.

Физическая культура рассматривается как независимая сфера культуры, возникшая в ответ на потребности общества в двигательной активности. Её влияние на формирование и развитие личности подчеркивается, особенно в контексте спортивной деятельности, которая приносит жизненный опыт и формирует ценностную систему.

Спорт предстает как «школа» для развития мужества, характера, силы и воли. Различные виды физической активности способствуют развитию характерных черт, таких как самодисциплина, выносливость, инициативность. Физическая активность также влияет на мыслительные процессы, требуя продуманных стратегий и анализа в ходе соревнований.

Спорт может сыграть ключевую роль в развитии людей, сталкивающихся с ментальными проблемами. Известно, что у данной группы населения сложности в установлении контактов с окружающим миром из-за особенностей нейрорегуляторных структур. Физическая активность для людей с особенностями в развитии представляет собой нечто большее, чем просто социальная или спортивная активность. Инклюзивный спорт помогает этим людям не оставаться в одиночестве со своими проблемами. Для них спорт является катализатором, стимулирующим стремление к новым достижениям и подтверждающим, что, преодолевая трудности, они способны к большему, чем вчера, и становятся лучшей версией себя с каждым днем.

Особое значение для человека имеет состояние его самочувствия, которое зависит от биологических и социальных факторов. Практически любое заболевание легче предупредить, чем лечить, и физическая культура и массовый спорт играют важную роль в профилактике многих заболеваний, таких как ожирение, гипертония, депрессия, тревожные расстройства, остеохондроз и др.

Вовлечение всего населения, особенно молодежи, в занятия спортом рассматривается как ключевая цель и фактор всестороннего и гармонического развития личности. Физическая культура и спорт предоставляют возможности для развития не только физических, но и нравственных, эстетических, интеллектуальных и трудовых качеств человека. Занятия спортом положительно влияют на функциональные возможности организма, особенно в детском и юношеском возрасте, когда они способствуют формированию и развитию организма.

Физическая культура и спорт имеют важное значение также в работе с взрослым населением, представляя собой средство оздоровления и защиты от отрицательных последствий научно-технического прогресса, который часто сопровождается снижением двигательной активности в трудовой деятельности и повседневной жизни.

Спорт предоставляет отличные возможности для здорового досуга, отдыха и развлечений. Это особенно заметно в мировом спорте, где главная цель – не только достижение выдающихся спортивных результатов [2].

Функция социальной интеграции и социализации личности в контексте спорта представляет собой сильный мотиватор для участия людей в общественной жизни, сплачивая и объединяя их в группы, организации, союзы и клубы на основе общих интересов. Спорт занимает важное место в международных отношениях, вырастая до глобальных масштабов, а инициативы, такие как «спорт для всех» и Олимпийское движение, становятся масштабными интернациональными явлениями. Сегодня физическая культура и спорт проникают во все сферы человеческой деятельности, являясь общепризнанными ценностями как для общества в целом, так и для каждого отдельного человека.

Спорт является естественным «мостиком», позволяющим соединить биологическое, социальное и духовное развитие человека воедино. Более того, он выступает как первичный и фундаментальный элемент культуры, формирующийся в человеке.

Исследования показывают, что физическая культура имеет значительное воздействие на организм, психику и социальный статус человека. Исторически физическая культура формировалась в ответ на потребности общества в полноценной физической подготовке членов всего общества, необходимой для успешного труда на протяжении всей жизни. Со временем, с развитием систем образования и воспитания, физическая культура стала базисным элементом формирования двигательных навыков и способностей человека.

В наше время физическая культура и спорт представляют собой многогранное, многофункциональное общественное явление. Это разъясняется тем, что представленная сфера деятельности непосредственно касается важнейшей роли, а именно, функции воспитания и последующего становления личности человека, который считается ключевым элементом производительных сил передового общества. Физическое движение осуществляется под непосредственным воздействием социальных отношений, складывающихся меж людьми. Оно проникает не только в область культуры, но и в иные важнейшие стороны жизнедеятельности человека: политику, экономику, быт и т.п. Физической культуре и спорту, как явлению общественной жизни, характерны не только специфические, но и общекультурные, а также воспитательные и оздоровительные функции [3]. По своей природе спорт, несмотря на свойственную ему состязательность, гуманен, поскольку он способствует полноценному развитию личности, помогает раскрывать непознанные ещё способности, возможности и неведомые ранние резервы человеческого организма, закрепляет дух и волю, закладывает и укрепляет нравственные принципы, помогает искоренять в человеке вредные привязанности и пристрастия.

Физическая культура и спорт «принимают» нас такими, какие мы есть и делают нас лучше. Не принципиально увлекаетесь вы профессиональным спортом или занимаетесь для себя, важно то, что вы хотите добиться, какой результат ожидаете и что готовы сделать для осуществления поставленной цели. Здоровый и активный образ жизни важен, нужен и полезен для фигуры, бодрости, здоровья, энергии, дисциплины, умственной деятельности, самооценки, настроения и для сохранения молодости.

Физическая культура и спорт стали неотъемлемой частью здорового образа жизни. Осмысленный распорядок дня, здоровое питание, активность и процедуры по закаливанию направлены на максимальную мобилизацию защитных сил организма, обеспечивая тем самым здоровье и долголетие. Здоровый образ жизни не только укрепляет здоровье, но также способствует гармоничной эволюции личности.

В мире резко возрос интерес к физической культуре как ценности на общественном и индивидуальном уровне, формируя новые тенденции в развитии общественного мнения и мотиваций к изучению и применению ценностей физической культуры. Эти аспекты становятся неотъемлемой частью образования и фундамента высоконравственной личности [4].

В России за последние десятилетия возник и укрепился новый социальный феномен – активный интерес к здоровому образу жизни. Этот интерес выражается в экономической заинтересованности граждан в сохранении и улучшении физического здоровья, рассматриваемого как ключевой элемент благополучия общества.

Список литературы

  1. Алтынцева А. Г. Проблемы и перспективы развития студенческой гребной лиги в России / А. Г. Алтынцева, И. К. Латыпов, С. Н. Павлов, В. А. Гоголин // Наука и спорт: современные тенденции. - 2021. - Т.9.- №3.- С. 49-57.
  2. Баранов В.Н. Основные направления научных исследований в сфере физической культуры и спорта / В.Н. Баранов, Б.Н. Шустин // Актуальные вопросы психологии, педагогики и образования: сб. науч. тр. по итогам III междунар. науч.-практ. конференции. - 2016. - Вып. 3. - С. 88-90
  3. Састамойнен Т.В. Проблема оздоровления человека в XXI веке / Т.В. Састамойнен // Актуальные проблемы здоровья и физической культуры. - 2014. - Nº 1. - C. 11-14.
  4. Теоретические обоснования применения биологически обоснованной системы спортивной тренировки (БОССТ) в подготовке студентов ПовГУФКСИТ / А. Г. Скалозуб, В. А. Гоголин. - Текст: непосредственный // Актуальные проблемы и современные тенденции спортивной подготовки в циклических видах спорта в России и в мире: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной памяти профессора Г.В. Цыганова. - Казань, 2021. - С. 358-361.

Поделиться

7817

Артамонова К. А. Роль физической культуры и спорта в развитии личности // Актуальные исследования. 2023. №52 (182). Ч.III.С. 86-89. URL: https://apni.ru/article/7975-rol-fizicheskoj-kulturi-i-sporta-v-razvitii

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря