Работа музыкального руководителя по развитию вокально‐певческих навыков дошкольников в современных условиях осуществляется по системе из трех основных направлений, таких как: 1) тесное взаимодействие с педагогами детского сада путем проведения консультаций, мастер‐классов, семинаров‐практикумов, дискуссий, консультаций с родителями дошкольников, совместных развлечений, проведений тематических концертов и различных музыкальных кружков; 2) систематическая работа с воспитанниками посредством проведения занятий, индивидуальной работы, осуществление театральной деятельности; 3) работа по программе дополнительного образования, в т. ч. в рамках организации кружковой работы.
Всем известно, что в основном певческие возможности дошкольников невелики. И все же, начиная с подпевания, дошколята с каждым разом все ярче выражают свои чувства, постепенно овладевая певческими вокальными навыками: четкой дикцией, правильным звукообразованием и дыханием, чистым интонированием. К ним приходят и хоровые навыки: стройность и слитность звучания по времени, стилю и характеру.
Говоря о правильном дыхании, являющимся важнейшим механизмом в певческом процессе, нужно отметить, что, владея техникой певческого дыхания (существуют упражнения для развития быстрого и бесшумного дыхания), дошкольник интуитивно подстраивается под особенности текста конкретной песни. Цитируя В.В. Емельянова, скажу о том, что «Длина певческого выдоха не столько связана с количеством воздуха в легких, а больше зависит от работы гортани и формы рупора».
Немаловажным при развитии вокально‐певческих данных детей являются приёмы развития слуха, направленные на формирование слухового и вокально‐слухового восприятия и представления певческих навыков. Мероприятия по постановке детского певческого голоса нужно начинать еще в младшем дошкольном возрасте, соблюдая осторожность и постепенно. Ведь на первом этапе им доступно лишь подпевание, воспроизведение звукоподражание (кошачье мяуканье, лай собачки и др.).
Затем, при развитии певческого аппарата, применяются элементы артикуляционной гимнастики, которые можно и нужно формировать у детей в первую очередь. Для этого успешно применяются упражнения для развития голоса и слуха (по адаптированной системе В. В. Емельянова, которые включают в себя голосовые игры и фонопедические упражнения, для тренировки автоматического перевода гортани из одного режима работы в другой. Обучение должно быть мягким и естественным, позволяющим преодолевать межрегистровый голосовой порог и расширять голосовой диапазон, что достигается путем распевания на слоги.
Очень важно при обучении использовать звуковысотные жесты (высокое, среднее, низкое положение руки). Движением рук показываем обучаемым то, как выше или ниже, или на одном нужно интонировать звуки.
Важно акцентировать внимание обучаемых и самого педагога на оптимальной организации всего певческого аппарата, которая достигается соблюдением правильной осанки в пении: корпус и плечи чуть откинуты назад и без напряжения как бы опираются на поясничные позвонки, что создает условия для свободной работы гортани.
Заметим, что основными приемами развития голоса, относящимися к звукообразованию, ритмическому ансамблю и выразительности исполнения являются хорошая дикция, четкое произношение, ритмический ансамбль темпа: от медленного, до быстрого. Это достигается ритмодекломацией (одновременной речевой игрой, предполагающей творческую свободу в интонационно ритмическом исполнении текста, а также упражнениях для исполнения, соинтонирования музыки).
Речевые упражнения важны, так как музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым (основой музыкального слуха). Базой для таких упражнений служит детский фольклор: считалки, потешки, прибаутки, ролевые игры, стишки.
Продолжая тему, остановлюсь на традиционно звучащих жестах (притопах ногами, шлепках по бедрам, хлопках в ладоши и щелчках пальцами). Дошколята без труда придумывают различные варианты таких жестов, что активизирует их творческую деятельность.
В совокупности по итогам работы по данной методике можно отметить повышение интереса детей к певческой деятельности, усовершенствование ими специальных вокальных навыков (певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции); координацию деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полетностью и т. п.). Дети обретают навыки следования дирижерским указаниям; умело используют слуховые навыки (навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального звучания).
Конечно, для достижения озвученного результата, потребуется много внимания и времени, поэтому в перспективе нужно продолжать совершенствование вокальных навыков в процессе осваивания песенного материала. Необходимо совершенствовать выразительность исполнения за счет мимики, тембра голоса, динамических оттенков, фразировки, чистоты интонации, дикции, темпа и др. навыков, добиваться художественного и технического единство исполнения произведения, выявлять и развивать творческий потенциал дошкольников, расширять формы взаимодействия с семьями воспитанников в вопросах музыкального образования.