Решение проблемы сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения невозможно без обновления содержания и технологий физического воспитания. Именно поэтому здоровье и физическое воспитание детей – являются приоритетными направлениями Национальной доктрины образования Российской Федерации. Воспитание – это область педагогики, что позволяет также отнести здоровьесбережение к категории педагогической. Педагогическая направленность здоровьесберегающей деятельности, осуществляемой в рамках образовательного пространства дошкольной организации, выражается в формировании культуры здоровья у всех участников образовательных отношений.
Резервы здоровья человека формируются, развиваются и укрепляются в процессе целенаправленного физического воспитания. Значение физического воспитания детей в период дошкольного детства раскрывается в работах многих ученых (П.Ф. Лесгафт, В.Г. Алямовская, С.О. Филиппова, Э.Я. Степаненкова, Т.И. Осокина и др.). В научных работах большинства, учёных отмечается, что полноценное физическое развитие, разнообразная двигательная деятельность способствуют не только укреплению и сохранению здоровья детей, но и создают благоприятные условия для развития всех познавательных процессов и субъектной позиции ребенка, открывают возможности для позитивной социализации.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО) выделяет ряд принципов, которым должна соответствовать программа дошкольной образовательной организации. Среди них важнейшим является принцип интеграции образовательных областей в соответствии с их спецификой и возможностями. Так, например, содержание образовательной области «Физическая культура» интегрируется с содержанием образовательной области «Здоровье» в части решения общей задачи по охране жизни и укреплению физического и психического здоровья воспитанников. При этом целостный подход к здоровью человека как единству его физического, психологического и социального благополучия предполагает, что образовательные области «Физическая культура» и «Здоровье» взаимодействуют и с другими образовательными областями. В каждой образовательной области в разных видах детской активности у педагога имеется возможность акцентирования внимания детей на правилах сохранения здоровья. Так, например, в ходе наблюдений, проведения исследовательской деятельности, чтения художественной литературы воспитатель должен изыскать возможность рассматривать вопросы культуры здоровья, основ здорового образа жизни, правил здоровьесберегающего поведения, что способствует формированию у ребёнка ценностного отношения к своему здоровью. В ходе интегрированных физкультурных занятий выполнение дошкольниками движений гармонично сочетают с заданиями познавательного, коммуникативного и речевого характера. В современных условиях дошкольные образовательные организации поставлены перед решением новой задачи: необходимо не просто проводить цикл занятий по здоровьесберегающей деятельности, а организовывать единый интегративный процесс взаимодействия воспитателя и воспитанников, в котором будут гармонично объединены различные образовательные области для целостного восприятия окружающего мира.
В Стандарте прописаны требования к результатам освоения программы – целевые ориентиры. Целевых ориентиров воспитанник может достичь, а может, и нет, в силу своих индивидуальных особенностей развития. Поэтому они не могут служить оценкой качества образования. Целевые ориентиры – это лишь социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка.
Эти целевые ориентиры по физическому развитию, обозначенные в ФГОС ДО, являются общими для всего образовательного пространства РФ. Следовательно, можно проводить мониторинг физического развития детей в процессе педагогического наблюдения, но только для внутреннего пользования дошкольной организации. Мониторинг физического развития воспитанников целесообразно проводить в начале и в конце года, чтобы выявить динамику развития детей, выстроить индивидуальную траекторию образовательной работы с каждым ребёнком.
Следует отметить, что важная роль в физическом воспитании дошкольников принадлежит инструкторам по физической культуре. Именно от их умения методически правильно организовать и провести занятия, найти нестандартные подходы к выбору форм и средств их проведения, зависят и интерес дошкольников к занятиям физкультурой, и формирование у них необходимых полезных привычек, двигательных умений и навыков.
Правильная организация физического воспитания требует определенных подходов к осуществлению данного процесса. Такими подходами являются деятельностный, интегративный, индивидуальный, личностный, компетентностный, аксиологический и оптимизационный. Комплексное применение указанных подходов позволяет эффективно решать задачи физического воспитания и развития дошкольников, определенные Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Задачами физкультурно-оздоровительной работы в дошкольной образовательной организации являются:
- Охрана и укрепление здоровья детей.
- Формирование у детей привычки к здоровому образу жизни, содействие полноценному физическому развитию.
- Воспитание у детей потребности в самостоятельной двигательной активности и формирование двигательных умений и навыков.
- Закрепление потребности в разнообразной двигательной активности: развитие стремления сознательно совершенствовать движения, учиться им.
- Укрепление иммунитета детского организма.
Одной из основных задач обновления содержания физического воспитания дошкольников является определение стратегических линий введения инноваций, так как постоянное использование одних и тех же методик работы значительно снижает интерес у детей к занятиям физическими упражнениями и, как следствие, приводит к снижению результативности физкультурных занятий. Таким образом, необходимо активное внедрение в образовательную деятельность дошкольных организаций современных фитнес-технологий и авторских технологий физического воспитания. В последние годы спектр фитнес-технологий, используемых в работе с дошкольниками, заметно расширился: черлидинг, пилатес, степ-аэробика, фитбол-гимнастика, игровой стретчинг. В систему дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности входит обучение детей спортивным играм (городки, настольный теннис, волейбол, гольф, безопасное фехтование, или спочан). В рамках системы дополнительного образования проводятся различные конкурсы, фестивали, турниры и спортивные соревнования.
Учёные и педагоги-практики разрабатывают и внедряют ряд оригинальных инновационных форм физического воспитания дошкольников. Например, инновационный подход к физическому развитию дошкольников «Театр физического воспитания и оздоровления детей раннего и дошкольного возраста» – предложил кандидат педагогических наук Н.Н. Ефименко [1]. В основе его программы стоит идея превратить однообразные занятия по физкультуре в занятия-спектакли, дарящие детям радость и приносящие пользу и оздоровление не только их физическому воспитанию, но и интеллектуальному развитию, формированию межличностных отношений, творческому самовыражению детей. Н.Н. Ефименко разработал и внедрил целый ряд оригинальных инновационных малых форм физического воспитания дошкольников. Прежде всего – это утренняя и дневная «гимнастики пробуждения». Цель гимнастики пробуждения (утренней и дневной) заключается в создании двигательно-игровых условий, способствующих естественному переходу от состояния сна, психофизического покоя («медитации») к состоянию оптимальной психофизической готовности (концентрации) к предстоящей активной деятельности. Кроме того, Н.Н. Ефименко раскрывает новые формы применения музыки в дошкольном учреждении. Так как классическая музыка несет в себе оздоровительно-профилактическую направленность, её следует включать в дошкольном учреждении утром и после дневного сна.
Одной интересной и полезной авторской формой в технологии Н.Н. Ефименко являются забавные физкультуринки. Это – отдельные игровые упражнения с шуточными названиями («Колбаса Ивановна», «Толстопузики», «Длинноножки», «Блинчики на сковородке», «Чумазики»). Упражнения проводятся в «эволюционной последовательности»: с соблюдением золотых формул двигательного развития дошкольников от лежаче-горизонтальных положений к вертикальным. При этом в них отсутствует единый игровой сюжет, а каждое забавное упражнение рассматривается как отдельный, автономный мини-сюжет. Таким образом, опираясь в своей работе на программу Н.Н. Ефименко можно достичь объединения трёх удивительных по своей мощи и красоте направлений: Педагогики, Спорта и Искусства. Все три направления имеют оздоравливающую направленность, преумножают здоровье детей. Доктор педагогических наук Л.Н. Волошина считает необходимым использовать в физическом воспитании дошкольников игровые технологии и предлагает для организации этой работы практический материал, который поможет педагогам построить образовательный процесс по принципу интеграции нескольких образовательных областей («Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Музыка», «Игра», «Труд») [2].
Парциальная программа Л.В. Волошиной «Играйте на здоровье!», в основе которой лежит здоровьесберегающая технология обучения подвижным и спортивным играм дошкольников, полностью соответствует требованиям современного ФГОС ДО [3]. Физическое развитие включает формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни. По мнению автора программы, обучение дошкольников играм с элементами спорта предъявляет ребёнку требования, адекватные его возможностям, и в определённой степени даёт установку опережающего развития и является условием для полноценного гармоничного развития личности каждого ребёнка [3, с. 15].
Таким образом, введение нового ФГОС дошкольного образования изменяет отношение к дошкольному детству, определяя его как самоценный и очень значимый период жизнедеятельности человека, в котором заложены значительные образовательные возможности. Принятый ФГОС ДО ориентирован на достижение нового качества дошкольного образования, в том числе и в области физической культуры дошкольников.