Одной из основ конституционного строя составляет местное самоуправление, которое признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации. Местное самоуправление – одно из проявлений народовластия, предполагающее самостоятельное решение населением (непосредственно или через создаваемые им органы) достаточно широкого круга проблем преимущественно местного характера. Они напрямую связаны с жизненными интересами людей, повседневными заботами жителей городских и сельских поселений. В настоящее время существуют пробелы в системе муниципального управления, они описываются во множестве публикаций, но в реальности к их устранению не приступи.
Исследованию в области совершенствования системы муниципального управления посвящено множество научных трудов: Багян Г.А. и Лукащук В.И., которые выделяли основные проблемы, связанные с коррупцией, непрофессионализмом служащих и недоработкой нормативно-правовой базы [1], Васильева Е.И. и Гусельникова О.Ю. говорили о проблемах связанных с низким уровнем участием населения в вопросах местного самоуправления [2], Зелинская М.В., которая рассматривает как вопросы современной системы муниципального управления [3], Наумов С.Ю., Ведяева С.Е., Гребенникова А.А., которые рассматривают основы муниципального управления [3].
Проанализировав научные публикации, можно подчеркнуть, что мнения публицистов значительно разняться и выделяемые проблемы практически не совпадают. Кто-то видит проблему лишь в некомпетентности служащих, а кто-то считает, что абсолютно вся созданная десятилетиями система муниципального управления не годится для использования в нашей стране.
В результате анализа можно выделить основные проблемы системы муниципального управления:
- если рассматривать малые города, проблемы с жилищным фондом, на протяжении последних десятилетий жилые дома не строятся, из этого малое количество домов, которое с каждым годом сокращается, так как старые дома сносятся;
- не разграничены полномочия в ОМСУ в полном объеме, из чего сложность в решении поступающих проблем;
- прохождение обучения и повышение квалификации сотрудниками затруднено, нет поддержки от ОМСУ;
- не налажена связь ОМСУ с предпринимателями (в последние годы просматривается положительная динамика в развитии малого и среднего предпринимательства).
Местное самоуправление должно осуществляться в интересах граждан и для повышения эффективности экономического развития территории. Именно население в большей степени видит работу местных органов, в том числе недостатки в их деятельности.
Методами данной работы являются анализ научных публикаций и нормативно-правовой базы, наблюдение за эффективностью экономического развития регионов и сравнение с европейскими странами. А также учтено мнение граждан различных регионов, что немало важно, ведь от работы органов местного самоуправления зависит уровень безработицы, средний доход на душу населения в регионе и удовлетворенность граждан.
В результате исследования выявлено множество пробелов в системе муниципального управления, в том числе на основании научных трудов, где описаны проблемы и пути решения системы управления. Необходимо повысить значимость органов местного самоуправления. Самая насущная проблема в том, что органы местного самоуправления не уполномочены в решении многих вопросов. Полномочия, которые, по сути, должны быть на контроле органов местного самоуправления, распределены по подведомственным учреждениям. Так же полномочия ОМСУ в некоторой степени несопоставимы с их материальными возможностями, поэтому возникают проблемы с осуществлением поставленных планов, из этого выходит, что органы местного самоуправления выполняют их не в полной мере, либо «перекладывают» на подведомственные учреждения, либо они не выполняются.
Что касается проблемы с некомпетентностью муниципальных служащих, работники один раз в два года проходят аттестацию у руководства, как показывает практика – это неэффективно. На мой взгляд должно быть повышение квалификации раз в 5 лет, обучение в полном объеме и прохождение аттестации на профессиональную пригодность у независимого руководства, либо по итогам обучения.
Еще одна проблема – не налажена связь с предпринимателями. С 2016 года реестр субъектов малого и среднего предпринимательства велся в органах местного самоуправления – в Администрации, на данном этапе полномочия переданы в федеральную налоговую службу. До 2016 года в малой степени была налажена связь с предпринимателями в части взаимопомощи и поддержки проведения каких-либо мероприятий. На данный момент связь налажена лишь в проведении Дня российского предпринимательства, в части участия в мероприятии.
Муниципальное управление играет ключевую роль в системе экономического развития территории. В современном мире все развивается стремительно, но органы муниципального управления не успевают за тенденцией развития в части экономической эффективности и технологической обеспеченности. В нормативно-правовую базу вносятся незначительные поправки, но они не меняют структуру местного самоуправления. Ознакомившись с научными статьями на тему совершенствования системы муниципального управления можно сделать вывод, что все сходятся на том, что необходимо вносить правки в систему муниципального управления. Проблемные вопросы необходимо решать и работать над тем, чтобы структура развивалась постоянно и опиралась на опыт европейских стран.