Главная
АИ #52 (182)
Статьи журнала АИ #52 (182)
Формирование навыка чтения на уроках обучения грамоте в первом классе

Формирование навыка чтения на уроках обучения грамоте в первом классе

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

чтение
начальная школа
техника чтения
способы чтения
скорость чтения
понимание текста
литературное чтение
развитие навыков
роль учителя

Аннотация статьи

Данная научная статья рассматривает роль и важность формирования навыка чтения у детей начальных классов. Обсуждаются компоненты техники чтения, влияющие на понимание текста, в том числе способы чтения, скорость и понимание текста. Автор подчеркивает важность обучения чтению целыми словами и группами слов, а также значимость литературного чтения в контексте развития речевых, интеллектуальных и эмоциональных навыков учащихся.

Текст статьи

Одна из основных задач учителя начальных классов – научить хорошо читать. Как указывает Климанова Л. Ф.: «Главной же задачей начальной школы является формирование у детей полноценного навыка чтения, без которого будет затруднено обучение по всем другим предметам, умения вчитываться в текст и извлекать из него необходимую информацию, интереса к книге и художественному произведению как искусству слова».

Техническая сторона чтения, техника чтения, охватывает все другие компоненты навыка чтения – способ чтения, правильность, выразительность, скорость или темп чтения. Каждый из этих компонентов, как и их совокупность, подчинен смысловой стороне, пониманию, служит ее более полному выражению.

Важнейшим компонентом, составляющим технику чтения и более других воздействующим на иные ее стороны, является способ чтения. Из пяти основных способов чтения: плавное слоговое; плавное слоговое с целостным прочтением отдельных слов; чтение целыми словами и группами слов являются продуктивными. Их надо обстоятельно отрабатывать и побуждать детей к скорейшему, но естественному переходу от плавного слогового к чтению целыми словами и группами слов, т.е. к самому продуктивному способу чтения.

Темп (скорость) чтения находится в прямой зависимости от способа чтения и, естественно, понимания. Существуют ориентировочные показатели по темпу чтения: 1 класс – не менее 25–30 слов в минуту.

Поступая в первый класс, дети отличаются разноуровневой подготовкой к школе: одни читают по слогам, другие - бегло, а третьи - не читают совсем. Телевидение, компьютеризация не способствуют мотивации чтения художественной литературы.

Программа по литературному чтению на уровне начального общего образования составлена на основе требований к результатам освоения программы начального общего образования ФГОС НОО, а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания. Литературное чтение – один из ведущих учебных предметов уровня начального общего образования, который обеспечивает, наряду с достижением предметных результатов, становление базового умения, необходимого для успешного изучения других предметов и дальнейшего обучения, читательской грамотности и закладывает основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития обучающихся

К концу первого класса дети должны читать целыми словами со скоростью чтения, позволяющей понимать художественный текст; выразительно читать произведение по ролям, передавать настроение героя; свое отношение; наблюдать, как меняется настроение поэта; читать с выражением стихотворное произведение, выделяя голосом важные мысли и слова; наблюдать, как писатели подбирают слова, чтобы точно отражать характер героя; рассказывать о герое, понимать, в чем смысл его поступков.

Знания и умения, полученные учащимися на уроках, применяются ими в процессе коллективного чтения-рассматривания детских книг на специальных занятиях внеклассным чтением.

После курса обучения грамоте начинается раздельное изучение литературного чтения и русского языка.

В структуре обучения чтению и письму традиционно выделяются три этапа:

  • подготовительный (добукварный), который   делится на две ступени: безбуквенную и изучение пяти букв, обозначающих гласные звуки;
  • основной (букварный): изучение согласных звуков и обозначающих их букв, букв Е, Ё, Ю, Я, имеющих двойную функцию, а также букв Ъ и Ь;
  • повторительно-обобщающий (послебукварный) – закрепляющий полученные лингвистические сведения и навыки чтения и письма.

Научить читать детей, конечно же, трудно. Но ещё труднее научить их полюбить чтение.  B последнее время тема формирования у учащихся интереса к чтению и книге стала звучать все чаще. Педагоги, психологи и родители снова заговорили о том, чтобы вернуть интерес ребенка к самостоятельному чтению книг. Практика жизни показывает, что не только телевидение и Интернет конкурируют с книгой и не только в этом причина отсутствия интереса к чтению у детей младшего школьного возраста. Причины лежат глубже. Дело в том, что чтение – это труд, к которому чаще всего младшие школьники не готовы. Анализ, рассуждения, рефлексия не являются областью интересов младших школьников, поэтому необходимо к чтению книг приучать тактично, без нажима, как бы исподволь, зачастую в игровой форме.

Для того, что навык чтения (правильность, беглость, сознательность и выразительность.) был сформирован, необходимо так же помнить о том, что:

  1. упражнения в чтении должны быть каждодневными;
  2. отбор текстов для чтения не должен быть случайным, а должен производиться с учетом психологических особенностей детей и литературных особенностей текстов;
  3. учителем должна вестись систематическая работа по предупреждению ошибочного чтения;
  4. учителем должна быть использована в работе целесообразная система исправления допущенных при чтении ошибок;
  5. специально должно быть организовано обучение чтению про себя, предполагающее несколько ступеней: чтение шепотом, беззвучное артикулирование читаемого, «тихое чтение» (в плане внутренней речи), собственно чтение про себя.

Список литературы

  1. Емец А.А., Коваленко О.Н., Коченгина М.В. Как помочь младшему школьнику по чтению. Издательство Просвещение, 2011г.
  2. Чирик-Степанова О.В., Бугаёва Т.А. Инновационные технологии на уроках в начальной школе.
  3. Литвинова, А. В. Особенности формирования навыка чтения младших школьников. Молодой ученый. – 2015.

Поделиться

1074

Пригорнева Т. А. Формирование навыка чтения на уроках обучения грамоте в первом классе // Актуальные исследования. 2023. №52 (182). Ч.III.С. 77-78. URL: https://apni.ru/article/7985-formirovanie-navika-chteniya-na-urokakh-obuch

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января