Одна из основных задач учителя начальных классов – научить хорошо читать. Как указывает Климанова Л. Ф.: «Главной же задачей начальной школы является формирование у детей полноценного навыка чтения, без которого будет затруднено обучение по всем другим предметам, умения вчитываться в текст и извлекать из него необходимую информацию, интереса к книге и художественному произведению как искусству слова».
Техническая сторона чтения, техника чтения, охватывает все другие компоненты навыка чтения – способ чтения, правильность, выразительность, скорость или темп чтения. Каждый из этих компонентов, как и их совокупность, подчинен смысловой стороне, пониманию, служит ее более полному выражению.
Важнейшим компонентом, составляющим технику чтения и более других воздействующим на иные ее стороны, является способ чтения. Из пяти основных способов чтения: плавное слоговое; плавное слоговое с целостным прочтением отдельных слов; чтение целыми словами и группами слов являются продуктивными. Их надо обстоятельно отрабатывать и побуждать детей к скорейшему, но естественному переходу от плавного слогового к чтению целыми словами и группами слов, т.е. к самому продуктивному способу чтения.
Темп (скорость) чтения находится в прямой зависимости от способа чтения и, естественно, понимания. Существуют ориентировочные показатели по темпу чтения: 1 класс – не менее 25–30 слов в минуту.
Поступая в первый класс, дети отличаются разноуровневой подготовкой к школе: одни читают по слогам, другие - бегло, а третьи - не читают совсем. Телевидение, компьютеризация не способствуют мотивации чтения художественной литературы.
Программа по литературному чтению на уровне начального общего образования составлена на основе требований к результатам освоения программы начального общего образования ФГОС НОО, а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания. Литературное чтение – один из ведущих учебных предметов уровня начального общего образования, который обеспечивает, наряду с достижением предметных результатов, становление базового умения, необходимого для успешного изучения других предметов и дальнейшего обучения, читательской грамотности и закладывает основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития обучающихся
К концу первого класса дети должны читать целыми словами со скоростью чтения, позволяющей понимать художественный текст; выразительно читать произведение по ролям, передавать настроение героя; свое отношение; наблюдать, как меняется настроение поэта; читать с выражением стихотворное произведение, выделяя голосом важные мысли и слова; наблюдать, как писатели подбирают слова, чтобы точно отражать характер героя; рассказывать о герое, понимать, в чем смысл его поступков.
Знания и умения, полученные учащимися на уроках, применяются ими в процессе коллективного чтения-рассматривания детских книг на специальных занятиях внеклассным чтением.
После курса обучения грамоте начинается раздельное изучение литературного чтения и русского языка.
В структуре обучения чтению и письму традиционно выделяются три этапа:
- подготовительный (добукварный), который делится на две ступени: безбуквенную и изучение пяти букв, обозначающих гласные звуки;
- основной (букварный): изучение согласных звуков и обозначающих их букв, букв Е, Ё, Ю, Я, имеющих двойную функцию, а также букв Ъ и Ь;
- повторительно-обобщающий (послебукварный) – закрепляющий полученные лингвистические сведения и навыки чтения и письма.
Научить читать детей, конечно же, трудно. Но ещё труднее научить их полюбить чтение. B последнее время тема формирования у учащихся интереса к чтению и книге стала звучать все чаще. Педагоги, психологи и родители снова заговорили о том, чтобы вернуть интерес ребенка к самостоятельному чтению книг. Практика жизни показывает, что не только телевидение и Интернет конкурируют с книгой и не только в этом причина отсутствия интереса к чтению у детей младшего школьного возраста. Причины лежат глубже. Дело в том, что чтение – это труд, к которому чаще всего младшие школьники не готовы. Анализ, рассуждения, рефлексия не являются областью интересов младших школьников, поэтому необходимо к чтению книг приучать тактично, без нажима, как бы исподволь, зачастую в игровой форме.
Для того, что навык чтения (правильность, беглость, сознательность и выразительность.) был сформирован, необходимо так же помнить о том, что:
- упражнения в чтении должны быть каждодневными;
- отбор текстов для чтения не должен быть случайным, а должен производиться с учетом психологических особенностей детей и литературных особенностей текстов;
- учителем должна вестись систематическая работа по предупреждению ошибочного чтения;
- учителем должна быть использована в работе целесообразная система исправления допущенных при чтении ошибок;
- специально должно быть организовано обучение чтению про себя, предполагающее несколько ступеней: чтение шепотом, беззвучное артикулирование читаемого, «тихое чтение» (в плане внутренней речи), собственно чтение про себя.