Формирование и реализация муниципального заказа на оказание социальных услуг является одним из главных элементов социальной политики муниципального образования. Это позволяет обеспечивать доступ к качественным социальным услугам для всего населения муниципального образования.
Рассмотрим данное понятие в трактовке разных авторов:
А.М. Бабич: «Муниципальный заказ на оказание социальных услуг – процесс формирования, заключения и контроля выполнения заказа, обеспечивающего качественное оказание социальных услуг на муниципальном уровне» [1, с. 177].
В.А. Баранчиков: «Муниципальный заказ на оказание социальных услуг – это процесс, при котором муниципалитет (муниципальное образование) заключает договор с поставщиком услуг для предоставления социальных услуг населению. Этот процесс осуществляется с целью удовлетворения социальных потребностей граждан и обеспечения их благополучия» [2, с. 30].
В.А. Вайпан: «Муниципальный заказ на оказание социальных услуг является одним из инструментов государственного и муниципального управления, который позволяет муниципалитету эффективно организовывать и контролировать предоставление социальных услуг на своей территории» [3, с. 120].
Что же представляют собой социальные услуги? Социальные услуги – это совокупность действий социальный службы, которая заключается в основном в том, что клиенту оказывается социальная помощь для преодоления им сложной жизненной ситуации.
Главными признаками, отличающих социальных услуг как главных составляющих жизнедеятельности, как всего общества, так и конкретного человека, являются:
- возникновение только при крайне необходимости потребностей человека, которые являются жизненно важными;
- объект воздействия – человек, который отличается определенными потребностями, субъектностью, ценностными ориентациями, формирующий индивидуальные потребительские предпочтения;
- является конечным результатом при социальном взаимодействии потребителя и исполнителя, которая измеряется в степени удовлетворенности/неудовлетворенности услугой, а также отражает высокую долю субъективизма.
И.В. Выдрин выделяет следующие признаки: «…социальных услуг:
- Услуги оказываются гражданам в рамках государственной социальной политики и реализации социальных целевых программ;
- Адресная субъектная направленность;
- Перечень услуг является закрытым и нормативно регламентированным;
- Финансирование затрат, связанных с оказанием социальных услуг, осуществляется за счет бюджетных средств и внебюджетных фондов;
- Субъекты, оказывающие услуги, в основном, это – государственные и муниципальные органы и учреждения» [4, с. 56].
Под качеством социальной услуги понимается определенное свойство процесса оказания социальной услуги, которая раскрывает и описывает состояние следующих его основных признаков:
- выбор и исполнение социальных технологий;
- выявление и смягчение или ликвидация рисков еще большего ухудшения трудной жизненной ситуации;
- выявление и устранение рисков возникновения у получателя новой необходимости в оказании услуги;
- эффективное и наиболее оптимальное использование тех ресурсов, которые были выделены на определенные цели;
- удовлетворенность потребителей качеством предоставляемых социальных услуг;
- соответствие предоставляемых социальных услуг стандартам, установленным на государственном уровне;
- соответствие предоставленных услуг тем ожиданиям, которые были у потребителей;
- качество и должный характер исполнения социальных услуг.
При формировании и реализации муниципальных социальных заказов на оказание муниципальных услуг, социальные услуги предоставляются физическим лицам. На основе распоряжения Правительства Российской Федерации в настоящее время реализация муниципального заказа на оказание социальных услуг реализуется на территории 30 муниципальных образований.
После формирования муниципального заказа на оказание социальных услуг, в ходе его реализации принимают участие как государственные, так и негосударственные учреждения. Отбор проводится путем конкурса.
Основной порядок формирования муниципальных заказов на оказание социальных услуг включает в себя такие основные элементы, как:
- формирование и реализация муниципальные заказы на оказание социальных услуг входят в полномочия органов местного самоуправления;
- основную форму и состав муниципального заказа на оказание социальных услуг;
- право выбора методов, способов или инструментов для выбора и назначения исполнителя муниципального заказа на оказание социальных услуг;
- право на внесение изменений в муниципальные заказы на оказание социальных услуг, исходя из специфических особенностей муниципального образования;
- право на создание или назначение контролирующего уполномоченного органа за исполнением муниципальных заказов в социальной сфере.
Муниципальный заказ на оказание социальных услуг формируется и направляется в электронном виде. Его формирование происходит в государственной информационной системе, которая и обеспечивает непосредственное создание данного заказа. При этом, возможно ее взаимодействие и с другими системами и органами местного самоуправления.
М. Глазатова выделяет, что: «Информация об объеме оказания муниципальных услуг в социальной сфере включается в муниципальный социальный заказ на основании данных об объеме оказываемых муниципальных услуг в социальной сфере, включенных в обоснования бюджетных ассигнований, формируемые главными распорядителями средств бюджета /иные документы планирования бюджетных ассигнований, используемые в субъекте Российской Федерации/муниципальном образовании в соответствии с порядком планирования бюджетных ассигнований бюджета и методикой планирования бюджетных ассигнований бюджета, определенными финансовым органом (наименование субъекта Российской Федерации /муниципального образования) в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации» [5, с. 105].
Показатели, которые позволяет оценить объем исполнения муниципального заказа в социальной сфере, определяются органами местного самоуправления на основании:
- прогнозного значения изменения количества потребителей социальных услуг;
- степени удовлетворенности качеством и количеством оказания услуг в социальной сфере;
- отчета об исполнении муниципального социального заказа, формируемого уполномоченным органом в соответствии с частью 5 статьи 7 Федерального закона №189-ФЗ в отчетном финансовом году.
Таким образом, порядок формирования и реализации муниципальных заказов при оказании социальных услуг включает в себя: порядок формирования и реализации муниципальных заказов при оказании социальных услуг, которые относятся к полномочиям органов местного самоуправления; состав и форму муниципального заказа; правило выбора методов для определения исполнителя услуг; право на внесение изменений в муниципальные заказы; право на осуществление контроля за исполнением муниципальных заказов при оказании социальных услуг.