Формирование муниципального заказа на оказание социальных услуг

В данной статье рассмотрено понятие муниципального заказа социальных услуг. Охарактеризован порядок формирования муниципального заказа на оказание социальных услуг.

Аннотация статьи
муниципальный заказ
муниципальное образование
органы местного самоуправления
социальные услуги
социальный заказ
Ключевые слова

Формирование и реализация муниципального заказа на оказание социальных услуг является одним из главных элементов социальной политики муниципального образования. Это позволяет обеспечивать доступ к качественным социальным услугам для всего населения муниципального образования.

Рассмотрим данное понятие в трактовке разных авторов:

А.М. Бабич: «Муниципальный заказ на оказание социальных услуг – процесс формирования, заключения и контроля выполнения заказа, обеспечивающего качественное оказание социальных услуг на муниципальном уровне» [1, с. 177].

В.А. Баранчиков: «Муниципальный заказ на оказание социальных услуг – это процесс, при котором муниципалитет (муниципальное образование) заключает договор с поставщиком услуг для предоставления социальных услуг населению. Этот процесс осуществляется с целью удовлетворения социальных потребностей граждан и обеспечения их благополучия» [2, с. 30].

В.А. Вайпан: «Муниципальный заказ на оказание социальных услуг является одним из инструментов государственного и муниципального управления, который позволяет муниципалитету эффективно организовывать и контролировать предоставление социальных услуг на своей территории» [3, с. 120].

Что же представляют собой социальные услуги? Социальные услуги – это совокупность действий социальный службы, которая заключается в основном в том, что клиенту оказывается социальная помощь для преодоления им сложной жизненной ситуации.

Главными признаками, отличающих социальных услуг как главных составляющих жизнедеятельности, как всего общества, так и конкретного человека, являются:

  • возникновение только при крайне необходимости потребностей человека, которые являются жизненно важными;
  • объект воздействия – человек, который отличается определенными потребностями, субъектностью, ценностными ориентациями, формирующий индивидуальные потребительские предпочтения;
  • является конечным результатом при социальном взаимодействии потребителя и исполнителя, которая измеряется в степени удовлетворенности/неудовлетворенности услугой, а также отражает высокую долю субъективизма.

И.В. Выдрин выделяет следующие признаки: «…социальных услуг:

  1. Услуги оказываются гражданам в рамках государственной социальной политики и реализации социальных целевых программ;
  2. Адресная субъектная направленность;
  3. Перечень услуг является закрытым и нормативно регламентированным;
  4. Финансирование затрат, связанных с оказанием социальных услуг, осуществляется за счет бюджетных средств и внебюджетных фондов;
  5. Субъекты, оказывающие услуги, в основном, это – государственные и муниципальные органы и учреждения» [4, с. 56].

Под качеством социальной услуги понимается определенное свойство процесса оказания социальной услуги, которая раскрывает и описывает состояние следующих его основных признаков:

  • выбор и исполнение социальных технологий;
  • выявление и смягчение или ликвидация рисков еще большего ухудшения трудной жизненной ситуации;
  • выявление и устранение рисков возникновения у получателя новой необходимости в оказании услуги;
  • эффективное и наиболее оптимальное использование тех ресурсов, которые были выделены на определенные цели;
  • удовлетворенность потребителей качеством предоставляемых социальных услуг;
  • соответствие предоставляемых социальных услуг стандартам, установленным на государственном уровне;
  • соответствие предоставленных услуг тем ожиданиям, которые были у потребителей;
  • качество и должный характер исполнения социальных услуг.

При формировании и реализации муниципальных социальных заказов на оказание муниципальных услуг, социальные услуги предоставляются физическим лицам. На основе распоряжения Правительства Российской Федерации в настоящее время реализация муниципального заказа на оказание социальных услуг реализуется на территории 30 муниципальных образований.

После формирования муниципального заказа на оказание социальных услуг, в ходе его реализации принимают участие как государственные, так и негосударственные учреждения. Отбор проводится путем конкурса.

Основной порядок формирования муниципальных заказов на оказание социальных услуг включает в себя такие основные элементы, как:

  • формирование и реализация муниципальные заказы на оказание социальных услуг входят в полномочия органов местного самоуправления;
  • основную форму и состав муниципального заказа на оказание социальных услуг;
  • право выбора методов, способов или инструментов для выбора и назначения исполнителя муниципального заказа на оказание социальных услуг;
  • право на внесение изменений в муниципальные заказы на оказание социальных услуг, исходя из специфических особенностей муниципального образования;
  • право на создание или назначение контролирующего уполномоченного органа за исполнением муниципальных заказов в социальной сфере.

Муниципальный заказ на оказание социальных услуг формируется и направляется в электронном виде. Его формирование происходит в государственной информационной системе, которая и обеспечивает непосредственное создание данного заказа. При этом, возможно ее взаимодействие и с другими системами и органами местного самоуправления.

М. Глазатова выделяет, что: «Информация об объеме оказания муниципальных услуг в социальной сфере включается в муниципальный социальный заказ на основании данных об объеме оказываемых муниципальных услуг в социальной сфере, включенных в обоснования бюджетных ассигнований, формируемые главными распорядителями средств бюджета /иные документы планирования бюджетных ассигнований, используемые в субъекте Российской Федерации/муниципальном образовании в соответствии с порядком планирования бюджетных ассигнований бюджета и методикой планирования бюджетных ассигнований бюджета, определенными финансовым органом (наименование субъекта Российской Федерации /муниципального образования) в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации» [5, с. 105].

Показатели, которые позволяет оценить объем исполнения муниципального заказа в социальной сфере, определяются органами местного самоуправления на основании:

  • прогнозного значения изменения количества потребителей социальных услуг;
  • степени удовлетворенности качеством и количеством оказания услуг в социальной сфере;
  • отчета об исполнении муниципального социального заказа, формируемого уполномоченным органом в соответствии с частью 5 статьи 7 Федерального закона №189-ФЗ в отчетном финансовом году.

Таким образом, порядок формирования и реализации муниципальных заказов при оказании социальных услуг включает в себя: порядок формирования и реализации муниципальных заказов при оказании социальных услуг, которые относятся к полномочиям органов местного самоуправления; состав и форму муниципального заказа; правило выбора методов для определения исполнителя услуг; право на внесение изменений в муниципальные заказы; право на осуществление контроля за исполнением муниципальных заказов при оказании социальных услуг.

Текст статьи
  1. Бабич, А.М., Павлова, Л.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов / А.М. Бабич, Л.Н. Павлова. – М.: Просвещение, 2020. – 509 с.
  2. Баранчиков, В.А. Муниципальное право: учебник для вузов / В.А. Баранчиков. – М.: Инфра-М, 2019. – 281 с.
  3. Вайпан, В.А. Практика применения законодательства о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд / В.А. Вайпна. – М.: Право и экономика, 2019. – 483 с.
  4. Выдрин, И.В. Муниципальное право России: учебник для вузов / И.В. Выдрин. – М.: Просвещение, 2020. – 172 с.
  5. Глазатова, М., Виленский, А. Государственный и муниципальный заказ для малого бизнеса / М. Глазатова, А. Виленский // Экономика и жизнь. – 2021. – №4. – С. 100-110.
Список литературы