Главная
Конференции
Развитие социально-гуманитарного знания: новые направления и перспективы
Формирование муниципального заказа на оказание социальных услуг

Формирование муниципального заказа на оказание социальных услуг

Автор(-ы):

Якупова Алсу Фаузатовна

26 декабря 2023

Секция

Государственное и муниципальное управление

Ключевые слова

муниципальный заказ
социальные услуги
социальный заказ
муниципальное образование
органы местного самоуправления

Аннотация статьи

В данной статье рассмотрено понятие муниципального заказа социальных услуг. Охарактеризован порядок формирования муниципального заказа на оказание социальных услуг.

Текст статьи

Формирование и реализация муниципального заказа на оказание социальных услуг является одним из главных элементов социальной политики муниципального образования. Это позволяет обеспечивать доступ к качественным социальным услугам для всего населения муниципального образования.

Рассмотрим данное понятие в трактовке разных авторов:

А.М. Бабич: «Муниципальный заказ на оказание социальных услуг – процесс формирования, заключения и контроля выполнения заказа, обеспечивающего качественное оказание социальных услуг на муниципальном уровне» [1, с. 177].

В.А. Баранчиков: «Муниципальный заказ на оказание социальных услуг – это процесс, при котором муниципалитет (муниципальное образование) заключает договор с поставщиком услуг для предоставления социальных услуг населению. Этот процесс осуществляется с целью удовлетворения социальных потребностей граждан и обеспечения их благополучия» [2, с. 30].

В.А. Вайпан: «Муниципальный заказ на оказание социальных услуг является одним из инструментов государственного и муниципального управления, который позволяет муниципалитету эффективно организовывать и контролировать предоставление социальных услуг на своей территории» [3, с. 120].

Что же представляют собой социальные услуги? Социальные услуги – это совокупность действий социальный службы, которая заключается в основном в том, что клиенту оказывается социальная помощь для преодоления им сложной жизненной ситуации.

Главными признаками, отличающих социальных услуг как главных составляющих жизнедеятельности, как всего общества, так и конкретного человека, являются:

  • возникновение только при крайне необходимости потребностей человека, которые являются жизненно важными;
  • объект воздействия – человек, который отличается определенными потребностями, субъектностью, ценностными ориентациями, формирующий индивидуальные потребительские предпочтения;
  • является конечным результатом при социальном взаимодействии потребителя и исполнителя, которая измеряется в степени удовлетворенности/неудовлетворенности услугой, а также отражает высокую долю субъективизма.

И.В. Выдрин выделяет следующие признаки: «…социальных услуг:

  1. Услуги оказываются гражданам в рамках государственной социальной политики и реализации социальных целевых программ;
  2. Адресная субъектная направленность;
  3. Перечень услуг является закрытым и нормативно регламентированным;
  4. Финансирование затрат, связанных с оказанием социальных услуг, осуществляется за счет бюджетных средств и внебюджетных фондов;
  5. Субъекты, оказывающие услуги, в основном, это – государственные и муниципальные органы и учреждения» [4, с. 56].

Под качеством социальной услуги понимается определенное свойство процесса оказания социальной услуги, которая раскрывает и описывает состояние следующих его основных признаков:

  • выбор и исполнение социальных технологий;
  • выявление и смягчение или ликвидация рисков еще большего ухудшения трудной жизненной ситуации;
  • выявление и устранение рисков возникновения у получателя новой необходимости в оказании услуги;
  • эффективное и наиболее оптимальное использование тех ресурсов, которые были выделены на определенные цели;
  • удовлетворенность потребителей качеством предоставляемых социальных услуг;
  • соответствие предоставляемых социальных услуг стандартам, установленным на государственном уровне;
  • соответствие предоставленных услуг тем ожиданиям, которые были у потребителей;
  • качество и должный характер исполнения социальных услуг.

При формировании и реализации муниципальных социальных заказов на оказание муниципальных услуг, социальные услуги предоставляются физическим лицам. На основе распоряжения Правительства Российской Федерации в настоящее время реализация муниципального заказа на оказание социальных услуг реализуется на территории 30 муниципальных образований.

После формирования муниципального заказа на оказание социальных услуг, в ходе его реализации принимают участие как государственные, так и негосударственные учреждения. Отбор проводится путем конкурса.

Основной порядок формирования муниципальных заказов на оказание социальных услуг включает в себя такие основные элементы, как:

  • формирование и реализация муниципальные заказы на оказание социальных услуг входят в полномочия органов местного самоуправления;
  • основную форму и состав муниципального заказа на оказание социальных услуг;
  • право выбора методов, способов или инструментов для выбора и назначения исполнителя муниципального заказа на оказание социальных услуг;
  • право на внесение изменений в муниципальные заказы на оказание социальных услуг, исходя из специфических особенностей муниципального образования;
  • право на создание или назначение контролирующего уполномоченного органа за исполнением муниципальных заказов в социальной сфере.

Муниципальный заказ на оказание социальных услуг формируется и направляется в электронном виде. Его формирование происходит в государственной информационной системе, которая и обеспечивает непосредственное создание данного заказа. При этом, возможно ее взаимодействие и с другими системами и органами местного самоуправления.

М. Глазатова выделяет, что: «Информация об объеме оказания муниципальных услуг в социальной сфере включается в муниципальный социальный заказ на основании данных об объеме оказываемых муниципальных услуг в социальной сфере, включенных в обоснования бюджетных ассигнований, формируемые главными распорядителями средств бюджета /иные документы планирования бюджетных ассигнований, используемые в субъекте Российской Федерации/муниципальном образовании в соответствии с порядком планирования бюджетных ассигнований бюджета и методикой планирования бюджетных ассигнований бюджета, определенными финансовым органом (наименование субъекта Российской Федерации /муниципального образования) в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации» [5, с. 105].

Показатели, которые позволяет оценить объем исполнения муниципального заказа в социальной сфере, определяются органами местного самоуправления на основании:

  • прогнозного значения изменения количества потребителей социальных услуг;
  • степени удовлетворенности качеством и количеством оказания услуг в социальной сфере;
  • отчета об исполнении муниципального социального заказа, формируемого уполномоченным органом в соответствии с частью 5 статьи 7 Федерального закона №189-ФЗ в отчетном финансовом году.

Таким образом, порядок формирования и реализации муниципальных заказов при оказании социальных услуг включает в себя: порядок формирования и реализации муниципальных заказов при оказании социальных услуг, которые относятся к полномочиям органов местного самоуправления; состав и форму муниципального заказа; правило выбора методов для определения исполнителя услуг; право на внесение изменений в муниципальные заказы; право на осуществление контроля за исполнением муниципальных заказов при оказании социальных услуг.

Список литературы

  1. Бабич, А.М., Павлова, Л.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов / А.М. Бабич, Л.Н. Павлова. – М.: Просвещение, 2020. – 509 с.
  2. Баранчиков, В.А. Муниципальное право: учебник для вузов / В.А. Баранчиков. – М.: Инфра-М, 2019. – 281 с.
  3. Вайпан, В.А. Практика применения законодательства о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд / В.А. Вайпна. – М.: Право и экономика, 2019. – 483 с.
  4. Выдрин, И.В. Муниципальное право России: учебник для вузов / И.В. Выдрин. – М.: Просвещение, 2020. – 172 с.
  5. Глазатова, М., Виленский, А. Государственный и муниципальный заказ для малого бизнеса / М. Глазатова, А. Виленский // Экономика и жизнь. – 2021. – №4. – С. 100-110.

Поделиться

70

Якупова А. Ф. Формирование муниципального заказа на оказание социальных услуг // Развитие социально-гуманитарного знания: новые направления и перспективы : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 28 дек. 2023г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2023. С. 131-134. URL: https://apni.ru/article/7986-formirovanie-munitsipalnogo-zakaza

Другие статьи из раздела «Государственное и муниципальное управление»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#19 (201)

Прием материалов

4 мая - 10 мая

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

15 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

24 мая