Комитет по промышленной политике, инновациям и торговле выпустил в 2021 году стратегию развития промышленной политики Санкт-Петербурга в период до 2025 года, которая в своем содержании отражает нынешнее положение промышленности, а также перспективы развития данной отрасли.
Говоря о текущем положении промышленности в Санкт-Петербурге следует отметить, что она подчинена на данном этапе законам инвестиционных циклов, которые обеспечивают увеличение объемов производства и налоговых поступлений в промежутке от двух до трех лет. То есть основной приоритетной целью для промышленности является своевременный запуск инвестиционных механизмов.
Основными целями, заявленными в рамках стратегии развития промышленной политики г. Санкт-Петербурга следует считать следующие.
Во-первых, увеличение инвестиций в основной капитал, создание системы поддержки средних инвестиционных проектов. Основное внимание в части достижения этой цели необходимо уделить основным фондам, которые, по мнению множества исследователей, максимально изношены, что, соответственно не дает использовать производственные мощности максимально эффективно. Что касается поддержки средних инвестиционных проектов, то здесь следует отметить, что государство должно проводить стимулирующую работы по обеспечению должного уровня заинтересованности представителей малого и среднего бизнеса в развитии промышленного комплекса г. Санкт-Петербурга [1].
Во-вторых, в рамках стратегии целью до 2025 года является увеличение налоговых отчислений в бюджет г. Санкт-Петербурга с 18,8% до 23% от промышленных предприятий. Для обеспечения достижения данного целевого показателя необходимо обеспечить комфортные условия для развития промышленного комплекса, выраженного в наличии льгот, субсидий и иных мер поддержки от государства.
В-третьих, планируется увеличение производительности труда в 1,5 раза в обрабатывающей промышленности. Достижение данной цели сопряжено с цифровизацией, повышением технологичности производств, а также с разработкой системы мотивации на промышленных предприятиях.
Другими целями стратегии являются:
- обеспечение среднегодового прироста объема отгруженной продукции отраслей обрабатывающей промышленности Санкт-Петербурга на уровне не менее 4,5%;
- повышение уровня цифровизации бизнес-процессов на предприятиях обрабатывающей промышленности с 57% до 75%;
- повышение уровня технологического развития промышленных предприятий с 40% до 65%;
- увеличение высокотехнологичного несырьевого экспорта продукции обрабатывающей промышленности Санкт-Петербурга не менее чем на 25%;
- увеличение предприятиями ОПК Санкт-Петербурга объемов производства продукции гражданского и двойного назначений с долей в совокупной выручке не менее 30% [2].
Обобщая изложенное, следует сгруппировать представленные цели в три широких группы:
- технологическое, инновационное и цифровое развитие промышленных предприятий;
- развитие обрабатывающей промышленности;
- стимулирование налоговых отчислений в бюджет г. Санкт-Петербург.
Достижение перечисленных целей в рамках промышленной политики планируется за счет реализации стратегических инициатив по следующим направлениям:
- Повышение производительности труда.
- Локализация производства.
- Развитие исследований и разработок.
- Цифровая трансформация промышленности.
- Подготовка кадров для новой промышленности.
- Производственная кооперация.
- Диверсификация ОПК.
- Поддержка системообразующих предприятий.
- Развитие промышленной инфраструктуры и промышленных сервисов.
- Развитие несырьевого экспорта и расширение рынков сбыта.
- Повышение эффективности государственного управления в сфере промышленности [3].
Основываясь на представленном перечне, следует заключить, что направления развития промышленности в г. Санкт-Петербург различны и подразумевают обеспечение комплексного подхода к процессу укрепления позиций промышленного комплекса в данном субъекте Российской Федерации.
Для области государственного регулирования основной интерес представляет механизм повышения эффективности государственного управления в сфере промышленности, которое предполагает оптимизацию организационных, административных и управленческих процессов, а также повышение качества управленческих решений, принимаемых на государственном уровне.
Система предоставления государственных услуг для промышленного комплекса нуждается в трансформации, исключении дублирования выполняемых функций, усилении контроля и ответственности за реализуемые программы и проекты, а также во внедрении цифровых технологий и принципов проектного управления.
Таким образом, в данной статье были отражены ключевые цели стратегии развития промышленной политики Санкт-Петербурга до 2025 года, а также были выявлены направления ее развития, которые направлены на организацию комплексного управления развитием промышленности в Санкт-Петербурге.
Особое внимание в данной стратегии следует уделить вопросу государственного управления в сфере промышленности, так как, полагаем, это является системообразующим звеном, так как от государственного уровня зависит дальнейшая реализация промышленной политики в стране, поэтому процесс модернизации необходимо начинать именно с повышения качества и эффективности деятельности государственных структур в сфере промышленности.