Главная
АИ #52 (182)
Статьи журнала АИ #52 (182)
Профилактика нарушения осанки у младших школьников во фронтальной плоскости сред...

Профилактика нарушения осанки у младших школьников во фронтальной плоскости средствами физического воспитания

Научный руководитель

Пахомова Людмила Эвальдовна

Рубрика

Физическая культура и спорт

Ключевые слова

младшие школьники
осанка
асимметрия
профилактика
физические упражнения

Аннотация статьи

Исследование направлено на проблему профилактики и коррекции нарушений осанки у детей во фронтальной плоскости. Работа обосновывает важность своевременной профилактики формирования правильной осанки для предотвращения возможных заболеваний. Особое внимание уделяется внутренним и внешним факторам, влияющим на состояние опорно-двигательного аппарата и развитие осанки.

Текст статьи

Своевременная профилактика нарушений осанки позволит не допустить развития многих заболеваний. Причем, предупредить формирование неправильной осанки легче, чем проводить ее коррекцию.

При негативном воздействии ряда факторов осанка может легко нарушаться особенно в детском возрасте, когда она только формируется. Задача формирования осанки относится к важнейшим задачам физического воспитания детей. В связи с этим, актуальность исследования заключается в решении целого ряда проблем, связанных с профилактикой нарушений осанки.

Существуют внешние и внутренние факторы, которые влияют на состояние опорно-двигательного аппарата. В частности, по мнению Г.Н. Докучаевой к внутренним факторам, определяющим осанку, относятся тонические и фазно-тонические свойства мышц, фиксирующих позу [3]. То есть, степень развития различных мышечных групп в значительной мере определяет качество осанки. Общая слабость мышц, дисгармоничное развитие телосложения, нередко бывает причиной так называемых функциональных нарушений осанки, в частности, во фронтальной плоскости.

При благоприятных условиях развития осанка формируется и стабилизируется уже в первые возрастные периоды развития индивида, но не остается неизменной. Специалисты отмечают, что «индивидуальная» осанка передается по наследству. Наряду с этим ряд авторов убеждают, что доминирующую роль играют воспитание и систематическое воздействие физических упражнений. Однако и здесь не все так просто. Выполнение детьми односторонних упражнений удобной рукой и ногой, например, на уроках физической культуры или во время активного отдыха ведет к нарушению осанки.

Данное исследование проводилось с целью разработки приемов профилактики нарушения осанки у детей во фронтальной плоскости в процессе уроков физической культуры.

В исследовании использовались следующие методы: анализ и обобщение литературных источников и документальных материалов, педагогическое наблюдение, тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики.

Экспериментальная часть исследования проводилась на базе общеобразовательной школы №15 г. Губкина, где были организованы две группы – экспериментальная и контрольная, по 9 человек в каждой: 5 мальчиков и 4 девочки.

Для получения фактических данных о наличии асимметрии в работе рук и ног проводилось предварительное тестирование в 2 этапа:

  • первый, контроль за проявлением природной асимметрии;
  • второй, контроль за проявлением приобретенной асимметрии.

На первом этапе занимающимся предлагалось выполнить тестовые упражнения, рекомендованные Е.Б. Сологуб, которые не связанны с физкультурно-спортивной деятельностью и позволяют выявить природную моторную асимметрию [2].

На втором этапе предлагалось выполнить контрольные упражнения, которые применяются в практике физического воспитания, позволяют выявить приобретенную асимметрию:

  • на определение ведущей руки: бросок мяча в цель, бросок мяча на дальность расстояния, динамометрия кисти;
  • на определение ведущей ноги: удар ногой по мячу с поражением цели, тройной многоскок, приседание на одной ноге («пистолет»).

В результате обработки данных 1 этапа предварительного обследования установлено, что из всех испытуемых в контрольной группе а) у мальчиков выявлено: в работе рук 5 правшей, а левшей и амбидекстров нет; в работе ног 2-е правшей, 2-е левшей, 1 амбидекстр; б) у девочек в работе рук 2-е правшей, 2-е левшей; в работе ног 3-е правшей, 1 левша.

В экспериментальной группе выявлено: а) у мальчиков 5 правшей; в работе ног 2-е правшей, 2-е левшей, 1 амбидекстр; б) у девочек в работе рук 4 правши; в работе ног 2-е правшей, 2-е левшей.

Проблема заключается в том, что воздействие преимущественно на ведущую конечность, как отмечалось в результате наблюдений уроков физической культуры, ведет к усилению асимметрии в работе опорно-двигательного аппарата. Это не согласуется с требованиями оздоровительной направленности уроков физической культуры, так как может спровоцировать деформацию осанки. Данное обстоятельство явилось предпосылкой для разработки приемов профилактики нарушения осанки у детей во фронтальной плоскости в процессе уроков физической культуры в 3 классе. Проверка эффективности данных приемов в методике проведения уроков физической культуры в 3-х классах общеобразовательной школы осуществлялось в условиях педагогического эксперимента в течение 4-х месяцев.

Экспериментальные приемы сглаживания моторной асимметрии применялись в соответствии с задачами уроков. Средствами были физические упражнения, применяемые в практике физического воспитания младших школьников.

В экспериментальной методике были предусмотрены задания на раздельную работу правой и левой рук и ног. Сглаживание моторной асимметрии достигалось, как доказано Е.Б. Сологуб, дополнительной нагрузкой в объёме на 5-10% на неведущую конечность по сравнению с ведущей конечностью [2].

Поскольку ведущие конечности у учащихся различные (правши, левши), то был использован индивидуально-дифференцированный подход, т.е. каждый учащийся занимался по индивидуальной программе.

Каждый урок имел традиционную трехчастную структуру.

В частности, в основной части урока, осуществлялось обучение детей различным элементам легкой атлетики (прыжки в длину с разбега, метание мяча на дальность с места, метание мяча в цель), баскетбола (передача мяча в парах, ведение мяча на месте и в ходьбе), подвижным играм (круговая эстафета, салки, эстафета с ведением баскетбольных мячей). В рамках решения этих задач детям приходилось выполнять различные броски, прыжки, многоскоки. Данные упражнения выполнялись с условием увеличения нагрузки на неведущую конечность. Например, при выполнении многоскоков дети делали 10 прыжков на ведущей ноге и 11-12 прыжков на неведущей конечности.

Для достижения лучшей результативности сглаживания моторной асимметрии у младших школьников предполагалось выполнение упражнений в виде домашних заданий. Необходимым условием применения упражнений является их выполнение на ведущую и неведущую стороны.

Для определения эффективности применения экспериментальных приемов в методике уроков в обеих группах проводилось тестирование до и после педагогического эксперимента. Для лучшей информативности экспериментальная и контрольная группы были разделены по половому признаку на мальчиков и девочек.

В обработке полученных данных использовались два подхода:

  • расчет достоверности различий показателей в работе правой и левой рук и ног в начале и в конце эксперимента, что позволило определить наличие асимметрии;
  • расчет достоверности среднего прироста в показателях силовой, скоростно-силовой и координационной подготовленности младших школьников.

По результатам полученных данных можно заключить, что:

  • в обеих группах (экспериментальной и контрольной) и у мальчиков, и у девочек выявлена моторная асимметрия на статистически достоверном уровне в контрольных упражнениях на руки;
  • в контрольных упражнениях на ноги ни у одной из групп моторная асимметрия не проявилась из-за почти равного количества детей с правой и левой ведущей ногой;
  • статистически достоверного сглаживания моторной асимметрии не произошло ни в одном контрольном упражнении, ни в одной из групп, однако в экспериментальной группе и у девочек, и у мальчиков четко обозначилась тенденция сглаживания моторной асимметрии, о чем свидетельствуют показатели величины средней разности в работе правой и левой стороны. Для получения статистически достоверных результатов сглаживания асимметричности в развитии опорно-двигательного аппарата во фронтальной плоскости педагогический эксперимент надо проводить предположительно не менее года.
  • в контрольной группе и у мальчиков, и у девочек в некоторых упражнениях произошло ухудшение показателей моторной асимметрии (бросок мяча в цель, динамометрия кисти и т. д.);
  • прирост показателей физической подготовленности произошел в обеих группах и у мальчиков, и у девочек. Лучший прирост показателей произошел у детей экспериментальной группы в упражнениях на неведущую конечность, особенно это, проявилось у мальчиков. Связано это, прежде всего с недостаточным развитием не ведущей стороны у детей из-за малой физической нагрузки. В контрольной группе повышение показателей физической подготовленности детей произошло более равномерно в работе обеих сторон.

Анализ полученных результатов в целом свидетельствует об эффективности применения приемов, направленных на профилактику нарушения осанки у детей во фронтальной плоскости в процессе уроков физической культуры.

Список литературы

  1. Докучаева Г.Н. Здоровье опорно-двигательной системы. М.: Аст-пресс, 2007. 112 с.
  2. Сологуб Е.Б. Простые методики для массовых обследований и самоконтроля функциональной подготовленности и работоспособности. СПб.: ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1995. 14 с.
  3. Царфис П.Г. Профилактика заболеваний позвоночника и суставов. М.: Знание, 1987. 64 с.

Поделиться

368

Чернолых В. М. Профилактика нарушения осанки у младших школьников во фронтальной плоскости средствами физического воспитания // Актуальные исследования. 2023. №52 (182). Ч.III.С. 96-98. URL: https://apni.ru/article/7988-profilaktika-narusheniya-osanki-u-mladshikh

Похожие статьи

Актуальные исследования

#29 (211)

Прием материалов

13 июля - 19 июля

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

24 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

6 августа