Своевременная профилактика нарушений осанки позволит не допустить развития многих заболеваний. Причем, предупредить формирование неправильной осанки легче, чем проводить ее коррекцию.
При негативном воздействии ряда факторов осанка может легко нарушаться особенно в детском возрасте, когда она только формируется. Задача формирования осанки относится к важнейшим задачам физического воспитания детей. В связи с этим, актуальность исследования заключается в решении целого ряда проблем, связанных с профилактикой нарушений осанки.
Существуют внешние и внутренние факторы, которые влияют на состояние опорно-двигательного аппарата. В частности, по мнению Г.Н. Докучаевой к внутренним факторам, определяющим осанку, относятся тонические и фазно-тонические свойства мышц, фиксирующих позу [3]. То есть, степень развития различных мышечных групп в значительной мере определяет качество осанки. Общая слабость мышц, дисгармоничное развитие телосложения, нередко бывает причиной так называемых функциональных нарушений осанки, в частности, во фронтальной плоскости.
При благоприятных условиях развития осанка формируется и стабилизируется уже в первые возрастные периоды развития индивида, но не остается неизменной. Специалисты отмечают, что «индивидуальная» осанка передается по наследству. Наряду с этим ряд авторов убеждают, что доминирующую роль играют воспитание и систематическое воздействие физических упражнений. Однако и здесь не все так просто. Выполнение детьми односторонних упражнений удобной рукой и ногой, например, на уроках физической культуры или во время активного отдыха ведет к нарушению осанки.
Данное исследование проводилось с целью разработки приемов профилактики нарушения осанки у детей во фронтальной плоскости в процессе уроков физической культуры.
В исследовании использовались следующие методы: анализ и обобщение литературных источников и документальных материалов, педагогическое наблюдение, тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
Экспериментальная часть исследования проводилась на базе общеобразовательной школы №15 г. Губкина, где были организованы две группы – экспериментальная и контрольная, по 9 человек в каждой: 5 мальчиков и 4 девочки.
Для получения фактических данных о наличии асимметрии в работе рук и ног проводилось предварительное тестирование в 2 этапа:
- первый, контроль за проявлением природной асимметрии;
- второй, контроль за проявлением приобретенной асимметрии.
На первом этапе занимающимся предлагалось выполнить тестовые упражнения, рекомендованные Е.Б. Сологуб, которые не связанны с физкультурно-спортивной деятельностью и позволяют выявить природную моторную асимметрию [2].
На втором этапе предлагалось выполнить контрольные упражнения, которые применяются в практике физического воспитания, позволяют выявить приобретенную асимметрию:
- на определение ведущей руки: бросок мяча в цель, бросок мяча на дальность расстояния, динамометрия кисти;
- на определение ведущей ноги: удар ногой по мячу с поражением цели, тройной многоскок, приседание на одной ноге («пистолет»).
В результате обработки данных 1 этапа предварительного обследования установлено, что из всех испытуемых в контрольной группе а) у мальчиков выявлено: в работе рук 5 правшей, а левшей и амбидекстров нет; в работе ног 2-е правшей, 2-е левшей, 1 амбидекстр; б) у девочек в работе рук 2-е правшей, 2-е левшей; в работе ног 3-е правшей, 1 левша.
В экспериментальной группе выявлено: а) у мальчиков 5 правшей; в работе ног 2-е правшей, 2-е левшей, 1 амбидекстр; б) у девочек в работе рук 4 правши; в работе ног 2-е правшей, 2-е левшей.
Проблема заключается в том, что воздействие преимущественно на ведущую конечность, как отмечалось в результате наблюдений уроков физической культуры, ведет к усилению асимметрии в работе опорно-двигательного аппарата. Это не согласуется с требованиями оздоровительной направленности уроков физической культуры, так как может спровоцировать деформацию осанки. Данное обстоятельство явилось предпосылкой для разработки приемов профилактики нарушения осанки у детей во фронтальной плоскости в процессе уроков физической культуры в 3 классе. Проверка эффективности данных приемов в методике проведения уроков физической культуры в 3-х классах общеобразовательной школы осуществлялось в условиях педагогического эксперимента в течение 4-х месяцев.
Экспериментальные приемы сглаживания моторной асимметрии применялись в соответствии с задачами уроков. Средствами были физические упражнения, применяемые в практике физического воспитания младших школьников.
В экспериментальной методике были предусмотрены задания на раздельную работу правой и левой рук и ног. Сглаживание моторной асимметрии достигалось, как доказано Е.Б. Сологуб, дополнительной нагрузкой в объёме на 5-10% на неведущую конечность по сравнению с ведущей конечностью [2].
Поскольку ведущие конечности у учащихся различные (правши, левши), то был использован индивидуально-дифференцированный подход, т.е. каждый учащийся занимался по индивидуальной программе.
Каждый урок имел традиционную трехчастную структуру.
В частности, в основной части урока, осуществлялось обучение детей различным элементам легкой атлетики (прыжки в длину с разбега, метание мяча на дальность с места, метание мяча в цель), баскетбола (передача мяча в парах, ведение мяча на месте и в ходьбе), подвижным играм (круговая эстафета, салки, эстафета с ведением баскетбольных мячей). В рамках решения этих задач детям приходилось выполнять различные броски, прыжки, многоскоки. Данные упражнения выполнялись с условием увеличения нагрузки на неведущую конечность. Например, при выполнении многоскоков дети делали 10 прыжков на ведущей ноге и 11-12 прыжков на неведущей конечности.
Для достижения лучшей результативности сглаживания моторной асимметрии у младших школьников предполагалось выполнение упражнений в виде домашних заданий. Необходимым условием применения упражнений является их выполнение на ведущую и неведущую стороны.
Для определения эффективности применения экспериментальных приемов в методике уроков в обеих группах проводилось тестирование до и после педагогического эксперимента. Для лучшей информативности экспериментальная и контрольная группы были разделены по половому признаку на мальчиков и девочек.
В обработке полученных данных использовались два подхода:
- расчет достоверности различий показателей в работе правой и левой рук и ног в начале и в конце эксперимента, что позволило определить наличие асимметрии;
- расчет достоверности среднего прироста в показателях силовой, скоростно-силовой и координационной подготовленности младших школьников.
По результатам полученных данных можно заключить, что:
- в обеих группах (экспериментальной и контрольной) и у мальчиков, и у девочек выявлена моторная асимметрия на статистически достоверном уровне в контрольных упражнениях на руки;
- в контрольных упражнениях на ноги ни у одной из групп моторная асимметрия не проявилась из-за почти равного количества детей с правой и левой ведущей ногой;
- статистически достоверного сглаживания моторной асимметрии не произошло ни в одном контрольном упражнении, ни в одной из групп, однако в экспериментальной группе и у девочек, и у мальчиков четко обозначилась тенденция сглаживания моторной асимметрии, о чем свидетельствуют показатели величины средней разности в работе правой и левой стороны. Для получения статистически достоверных результатов сглаживания асимметричности в развитии опорно-двигательного аппарата во фронтальной плоскости педагогический эксперимент надо проводить предположительно не менее года.
- в контрольной группе и у мальчиков, и у девочек в некоторых упражнениях произошло ухудшение показателей моторной асимметрии (бросок мяча в цель, динамометрия кисти и т. д.);
- прирост показателей физической подготовленности произошел в обеих группах и у мальчиков, и у девочек. Лучший прирост показателей произошел у детей экспериментальной группы в упражнениях на неведущую конечность, особенно это, проявилось у мальчиков. Связано это, прежде всего с недостаточным развитием не ведущей стороны у детей из-за малой физической нагрузки. В контрольной группе повышение показателей физической подготовленности детей произошло более равномерно в работе обеих сторон.
Анализ полученных результатов в целом свидетельствует об эффективности применения приемов, направленных на профилактику нарушения осанки у детей во фронтальной плоскости в процессе уроков физической культуры.