Влияние компьютерных технологий на становление личности подростков

В статье обсуждается влияние компьютерных технологий на становление личности подростка. Положительные и отрицательные аспекты влияния компьютеризации. Риск возникновения аддикций, как одно из неблагоприятных последствий неразумного использования компьютерных технологий.

 

Аннотация статьи
подростковый возраст
компьютерные технологии
личность
подросток
компьютерная зависимость (аддикция)
Ключевые слова

Быстрый прогресс информационно-компьютерных технологий делает выбор нашей темы особенно актуальным. Эти технологии все больше влияют на наше современное общество, являясь неотъемлемой его частью. В особенности они оказывают воздействие на когнитивное развитие и мировоззрение подростков, а также на процесс их социализации.

Компьютерные технологии имеют множество различных проявлений – операционные системы, программное обеспечение, компьютерные сети, базы данных, искусственный интеллект, виртуальная и дополненная реальность, интернет, мобильные приложения, облачные технологии и многое другое.

Психологи и педагоги указывают на особое влияние компьютерных технологий на развитие детской личности. Вместе с положительными сторонами появляются и негативные последствия. Подросток формируется под влиянием этих технологий.

Многие считают компьютеры полезными помощниками в повседневной жизни, но важно осознанно использовать их возможности. Иногда дети не осознают полностью последствия своих действий. Важно достичь баланса между использованием компьютера в образовательных и развлекательных целях.

В общественных науках личность рассматривается как особенность человека, приобретаемая взаимодействием с социокультурной средой [3]. В подростковом возрасте происходят значительные физические, психологические, когнитивные и социальные изменения. Этот период охватывает все аспекты развития и связан с формированием мировоззрения и самопознания [6, 7].

Влияние информационных компьютерных технологий на личность еще не полностью исследовано, несмотря на наличие значительных и фундаментальных на сегодняшний день разработок по этой проблеме. Данная проблема изучалась такими отечественными психологами, как А.Е. Жичкиной, А.Ю. Егоровым, Н.А. Кузнецовой, Е.А. Петровой, И.В. Чудовой, Ю.Д. Бабаевой, А.Е. Войскунским и другими [1, 2].

Киберпространство открывает возможности для развития личности благодаря своим многочисленным ресурсам. Специально разработанные компьютерные программы, основанные на психологических теориях, помогают обучать и развивать детей, учитывая их способности и потребности, соответствующие возрасту. Компьютерные технологии способствуют удовлетворению познавательных потребностей, особенно для детей с физическими ограничениями и ограниченным кругом общения. Также они помогают детям с тяжелыми заболеваниями и инвалидностью, у которых сложности с обучением и социализацией.

Компьютерные технологии также развивают различные аспекты интеллекта человека, такие как логическое мышление, прогностическое мышление и оперативное мышление. Они также влияют на развитие других когнитивных процессов, таких как восприятие, внимание, воображение, память, мышление и речь. Работа с компьютером способствует развитию таких важных качеств, как аккуратность, точность, рациональность и организованность. Взаимодействие с компьютером создает положительную атмосферу, влияющую на эмоциональный и когнитивный уровень удовлетворенности пользователя.

Однако избыток визуальной информации и иррациональное использование современных технологий оказывают и негативное влияние на развитие подростка.

Множество исследователей придерживается мнения о том, что неблагоприятные последствия, возникающие при использовании цифровых устройств, прямо пропорциональны времени, проводимому в их окружении. Г.У. Солдатова и А.Е. Вишнева провели сравнительное исследование, в результате которого сделали вывод о существовании оптимального количества времени, которое подростки могут провести онлайн (N=200). Участников исследования разделили на три группы в зависимости от того, насколько активно они пользовались интернетом: низкая активность (менее 1 часа в будни и в выходные), средняя активность (1-3 часа в будни и в выходные) и высокая активность (1-3 часа в будни и более 3 часов в выходные). В результате этого исследования было обнаружено, что группа молодых подростков со средней онлайн-активностью показала более положительные результаты в нейропсихологических тестах. Они лучше справлялись с анализом условий задач, более успешно усваивали алгоритмы действий, проще переключались с одной задачи на другую, эффективнее контролировали весь процесс выполнения задач, проявляли большую избирательность и обладали большей общей слухоречевой памятью и развитыми вербальными функциями [8].

Из-за нерационального использованию компьютерных технологий искажаются процессы формирования когнитивных способностей, мышления, памяти и воображения. Чрезмерное время, проводимое детьми в виртуальной реальности, приводит к нарушению эмоционального контакта с обществом и сужению сферы совместной деятельности.

Сегодня мы видим рост компьютерных игр и видео-платформ, которые становятся для подростков более интересными, чем реальная жизнь, благодаря усовершенствованным мультимедийным технологиям.

Однако существует неоднозначный эффект, связанный с влиянием компьютерных игр на память. Немецкий психолог Ф. Рехбайн провел исследование, в котором изучал мнемические способности подростков до и после игры в агрессивные и неагрессивные видеоигры. Результаты исследования показали, что не было значительных различий в показателях долговременной памяти между группами испытуемых. Однако испытуемые, играющие в агрессивные видеоигры, продемонстрировали более низкие показатели в произвольной концентрации. С другой стороны, исследования также показали, что подростки и юноши, занимающиеся видеоиграми, имеют более высокие показатели в прогностическом мышлении и навыке планирования [4].

В переходный период подросткового возраста возникает высокий риск столкнуться с аддикцией, являющейся одним из наиболее неблагоприятных последствий беспечного и неразумного использования компьютерных технологий. Исключительно негативное воздействие интернет-зависимости на психику подростков способно привести к дополнительным неприятностям.

Многочисленные подростки воспринимают современные технологии как сбалансированный источник успокоения, используя их как средство облегчения социальных, личностных трудностей, проблем, с которыми они не могут справиться самостоятельно, поскольку испытывают затруднения в управлении своими эмоциональными состояниями. В результате возникает аддиктивное поведение, заложенное в защитных механизмах личности. В таких случаях подросток ищет умиротворение не внутри себя, а во внешних факторах. В данном контексте психологическая защита личности приобретает ритуальные черты, которые формируют жесткие модели поведения. Если рассматривать аддиктивное поведение как способ избегания реальности с помощью изменения своего эмоционального состояния, то мир виртуальной реальности, формируемый в социальных сетях, также меняет психическое состояние индивида [5].

Проведя анализ литературы по вопросу влияния компьютерных технологий на личность подростков, мы пришли к выводу, что компьютеризация имеет не только положительные, но и отрицательные последствия для детей. Всеобщая доступность компьютерных технологий позволяет удовлетворять познавательные потребности, облегчает общение для детей с ограничениями и способствует разработке специальных программ для особых потребностей. Однако необходимо соблюдать осторожность, чтобы не попасть в зависимость от компьютера и не использовать его исключительно для развлечения. Особенно вредным для психики школьников является погружение в компьютерные игры и виртуальный мир интернета. В такие моменты реальность просто исчезает, потеряв интерес для ребенка. И, несомненно, самыми уязвимыми членами общества в этом отношении являются дети и подростки, которые еще только формируются как индивидуумы и легко попадают под пагубное влияние.

Текст статьи
  1. Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскунский А.Е. Коммуникация в компьютерных сетях: психологические детерминанты и последствия // Вестник МГУ. Серия ХIV. Психология. 1996. С. 14-20.
  2. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е. Психологические последствия информатизации // Психологический журнал, Т. 19, 1998. С. 89-100.
  3. Большой психологический словарь/ под ред. Б. Г. Мещеркова, акад. В. П. Зинченко. М.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003, 440 с.
  4. Войскунский А.Е. Развивается ли агрессивность у детей и подростков, увлеченных компьютерными играми? // Вопросы психологии. 2010. № 6. С. 133-143.
  5. Калиниченко О.Ю. Формирование аддиктивного поведения в подростковом и юношеском возрасте: системный анализ социальных и психологических факторов риска. Автореф. дисс. – М.: изд-во МГУ. – 2007.
  6. Кондратьев М.Ю. Типологические особенности психосоциального развития подростков // Вопросы психологии. 1998. №2. С. 69-78.
  7. Левченко А. Психологические особенности подросткового возраста [Текст] // Психолог. 2003. – 319 с.
  8. Солдатова Г.У., Вишнева А.Е. Особенности развития когнитивной сферы у детей с разной онлайн-активностью: есть ли золотая середина? // Консультативная психология и психотерапия. 2019. Том 27. № 3. С. 97–118. DOI:10.17759/cpp.201927030
Список литературы