Главная
Конференции
Развитие социально-гуманитарного знания: новые направления и перспективы
Влияние компьютерных технологий на становление личности подростков

Влияние компьютерных технологий на становление личности подростков

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

личность
подросток
подростковый возраст
компьютерные технологии
компьютерная зависимость (аддикция)

Аннотация статьи

В статье обсуждается влияние компьютерных технологий на становление личности подростка. Положительные и отрицательные аспекты влияния компьютеризации. Риск возникновения аддикций, как одно из неблагоприятных последствий неразумного использования компьютерных технологий.

 

Текст статьи

Быстрый прогресс информационно-компьютерных технологий делает выбор нашей темы особенно актуальным. Эти технологии все больше влияют на наше современное общество, являясь неотъемлемой его частью. В особенности они оказывают воздействие на когнитивное развитие и мировоззрение подростков, а также на процесс их социализации.

Компьютерные технологии имеют множество различных проявлений – операционные системы, программное обеспечение, компьютерные сети, базы данных, искусственный интеллект, виртуальная и дополненная реальность, интернет, мобильные приложения, облачные технологии и многое другое.

Психологи и педагоги указывают на особое влияние компьютерных технологий на развитие детской личности. Вместе с положительными сторонами появляются и негативные последствия. Подросток формируется под влиянием этих технологий.

Многие считают компьютеры полезными помощниками в повседневной жизни, но важно осознанно использовать их возможности. Иногда дети не осознают полностью последствия своих действий. Важно достичь баланса между использованием компьютера в образовательных и развлекательных целях.

В общественных науках личность рассматривается как особенность человека, приобретаемая взаимодействием с социокультурной средой [3]. В подростковом возрасте происходят значительные физические, психологические, когнитивные и социальные изменения. Этот период охватывает все аспекты развития и связан с формированием мировоззрения и самопознания [6, 7].

Влияние информационных компьютерных технологий на личность еще не полностью исследовано, несмотря на наличие значительных и фундаментальных на сегодняшний день разработок по этой проблеме. Данная проблема изучалась такими отечественными психологами, как А.Е. Жичкиной, А.Ю. Егоровым, Н.А. Кузнецовой, Е.А. Петровой, И.В. Чудовой, Ю.Д. Бабаевой, А.Е. Войскунским и другими [1, 2].

Киберпространство открывает возможности для развития личности благодаря своим многочисленным ресурсам. Специально разработанные компьютерные программы, основанные на психологических теориях, помогают обучать и развивать детей, учитывая их способности и потребности, соответствующие возрасту. Компьютерные технологии способствуют удовлетворению познавательных потребностей, особенно для детей с физическими ограничениями и ограниченным кругом общения. Также они помогают детям с тяжелыми заболеваниями и инвалидностью, у которых сложности с обучением и социализацией.

Компьютерные технологии также развивают различные аспекты интеллекта человека, такие как логическое мышление, прогностическое мышление и оперативное мышление. Они также влияют на развитие других когнитивных процессов, таких как восприятие, внимание, воображение, память, мышление и речь. Работа с компьютером способствует развитию таких важных качеств, как аккуратность, точность, рациональность и организованность. Взаимодействие с компьютером создает положительную атмосферу, влияющую на эмоциональный и когнитивный уровень удовлетворенности пользователя.

Однако избыток визуальной информации и иррациональное использование современных технологий оказывают и негативное влияние на развитие подростка.

Множество исследователей придерживается мнения о том, что неблагоприятные последствия, возникающие при использовании цифровых устройств, прямо пропорциональны времени, проводимому в их окружении. Г.У. Солдатова и А.Е. Вишнева провели сравнительное исследование, в результате которого сделали вывод о существовании оптимального количества времени, которое подростки могут провести онлайн (N=200). Участников исследования разделили на три группы в зависимости от того, насколько активно они пользовались интернетом: низкая активность (менее 1 часа в будни и в выходные), средняя активность (1-3 часа в будни и в выходные) и высокая активность (1-3 часа в будни и более 3 часов в выходные). В результате этого исследования было обнаружено, что группа молодых подростков со средней онлайн-активностью показала более положительные результаты в нейропсихологических тестах. Они лучше справлялись с анализом условий задач, более успешно усваивали алгоритмы действий, проще переключались с одной задачи на другую, эффективнее контролировали весь процесс выполнения задач, проявляли большую избирательность и обладали большей общей слухоречевой памятью и развитыми вербальными функциями [8].

Из-за нерационального использованию компьютерных технологий искажаются процессы формирования когнитивных способностей, мышления, памяти и воображения. Чрезмерное время, проводимое детьми в виртуальной реальности, приводит к нарушению эмоционального контакта с обществом и сужению сферы совместной деятельности.

Сегодня мы видим рост компьютерных игр и видео-платформ, которые становятся для подростков более интересными, чем реальная жизнь, благодаря усовершенствованным мультимедийным технологиям.

Однако существует неоднозначный эффект, связанный с влиянием компьютерных игр на память. Немецкий психолог Ф. Рехбайн провел исследование, в котором изучал мнемические способности подростков до и после игры в агрессивные и неагрессивные видеоигры. Результаты исследования показали, что не было значительных различий в показателях долговременной памяти между группами испытуемых. Однако испытуемые, играющие в агрессивные видеоигры, продемонстрировали более низкие показатели в произвольной концентрации. С другой стороны, исследования также показали, что подростки и юноши, занимающиеся видеоиграми, имеют более высокие показатели в прогностическом мышлении и навыке планирования [4].

В переходный период подросткового возраста возникает высокий риск столкнуться с аддикцией, являющейся одним из наиболее неблагоприятных последствий беспечного и неразумного использования компьютерных технологий. Исключительно негативное воздействие интернет-зависимости на психику подростков способно привести к дополнительным неприятностям.

Многочисленные подростки воспринимают современные технологии как сбалансированный источник успокоения, используя их как средство облегчения социальных, личностных трудностей, проблем, с которыми они не могут справиться самостоятельно, поскольку испытывают затруднения в управлении своими эмоциональными состояниями. В результате возникает аддиктивное поведение, заложенное в защитных механизмах личности. В таких случаях подросток ищет умиротворение не внутри себя, а во внешних факторах. В данном контексте психологическая защита личности приобретает ритуальные черты, которые формируют жесткие модели поведения. Если рассматривать аддиктивное поведение как способ избегания реальности с помощью изменения своего эмоционального состояния, то мир виртуальной реальности, формируемый в социальных сетях, также меняет психическое состояние индивида [5].

Проведя анализ литературы по вопросу влияния компьютерных технологий на личность подростков, мы пришли к выводу, что компьютеризация имеет не только положительные, но и отрицательные последствия для детей. Всеобщая доступность компьютерных технологий позволяет удовлетворять познавательные потребности, облегчает общение для детей с ограничениями и способствует разработке специальных программ для особых потребностей. Однако необходимо соблюдать осторожность, чтобы не попасть в зависимость от компьютера и не использовать его исключительно для развлечения. Особенно вредным для психики школьников является погружение в компьютерные игры и виртуальный мир интернета. В такие моменты реальность просто исчезает, потеряв интерес для ребенка. И, несомненно, самыми уязвимыми членами общества в этом отношении являются дети и подростки, которые еще только формируются как индивидуумы и легко попадают под пагубное влияние.

Список литературы

  1. Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскунский А.Е. Коммуникация в компьютерных сетях: психологические детерминанты и последствия // Вестник МГУ. Серия ХIV. Психология. 1996. С. 14-20.
  2. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е. Психологические последствия информатизации // Психологический журнал, Т. 19, 1998. С. 89-100.
  3. Большой психологический словарь/ под ред. Б. Г. Мещеркова, акад. В. П. Зинченко. М.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003, 440 с.
  4. Войскунский А.Е. Развивается ли агрессивность у детей и подростков, увлеченных компьютерными играми? // Вопросы психологии. 2010. № 6. С. 133-143.
  5. Калиниченко О.Ю. Формирование аддиктивного поведения в подростковом и юношеском возрасте: системный анализ социальных и психологических факторов риска. Автореф. дисс. – М.: изд-во МГУ. – 2007.
  6. Кондратьев М.Ю. Типологические особенности психосоциального развития подростков // Вопросы психологии. 1998. №2. С. 69-78.
  7. Левченко А. Психологические особенности подросткового возраста [Текст] // Психолог. 2003. – 319 с.
  8. Солдатова Г.У., Вишнева А.Е. Особенности развития когнитивной сферы у детей с разной онлайн-активностью: есть ли золотая середина? // Консультативная психология и психотерапия. 2019. Том 27. № 3. С. 97–118. DOI:10.17759/cpp.201927030

Поделиться

1044

Шугарова А. Д. Влияние компьютерных технологий на становление личности подростков // Развитие социально-гуманитарного знания: новые направления и перспективы : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 28 декабря 2023г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2023. С. 127-130. URL: https://apni.ru/article/7992-vliyanie-kompyuternikh-tekhnologij

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря