Быстрый прогресс информационно-компьютерных технологий делает выбор нашей темы особенно актуальным. Эти технологии все больше влияют на наше современное общество, являясь неотъемлемой его частью. В особенности они оказывают воздействие на когнитивное развитие и мировоззрение подростков, а также на процесс их социализации.
Компьютерные технологии имеют множество различных проявлений – операционные системы, программное обеспечение, компьютерные сети, базы данных, искусственный интеллект, виртуальная и дополненная реальность, интернет, мобильные приложения, облачные технологии и многое другое.
Психологи и педагоги указывают на особое влияние компьютерных технологий на развитие детской личности. Вместе с положительными сторонами появляются и негативные последствия. Подросток формируется под влиянием этих технологий.
Многие считают компьютеры полезными помощниками в повседневной жизни, но важно осознанно использовать их возможности. Иногда дети не осознают полностью последствия своих действий. Важно достичь баланса между использованием компьютера в образовательных и развлекательных целях.
В общественных науках личность рассматривается как особенность человека, приобретаемая взаимодействием с социокультурной средой [3]. В подростковом возрасте происходят значительные физические, психологические, когнитивные и социальные изменения. Этот период охватывает все аспекты развития и связан с формированием мировоззрения и самопознания [6, 7].
Влияние информационных компьютерных технологий на личность еще не полностью исследовано, несмотря на наличие значительных и фундаментальных на сегодняшний день разработок по этой проблеме. Данная проблема изучалась такими отечественными психологами, как А.Е. Жичкиной, А.Ю. Егоровым, Н.А. Кузнецовой, Е.А. Петровой, И.В. Чудовой, Ю.Д. Бабаевой, А.Е. Войскунским и другими [1, 2].
Киберпространство открывает возможности для развития личности благодаря своим многочисленным ресурсам. Специально разработанные компьютерные программы, основанные на психологических теориях, помогают обучать и развивать детей, учитывая их способности и потребности, соответствующие возрасту. Компьютерные технологии способствуют удовлетворению познавательных потребностей, особенно для детей с физическими ограничениями и ограниченным кругом общения. Также они помогают детям с тяжелыми заболеваниями и инвалидностью, у которых сложности с обучением и социализацией.
Компьютерные технологии также развивают различные аспекты интеллекта человека, такие как логическое мышление, прогностическое мышление и оперативное мышление. Они также влияют на развитие других когнитивных процессов, таких как восприятие, внимание, воображение, память, мышление и речь. Работа с компьютером способствует развитию таких важных качеств, как аккуратность, точность, рациональность и организованность. Взаимодействие с компьютером создает положительную атмосферу, влияющую на эмоциональный и когнитивный уровень удовлетворенности пользователя.
Однако избыток визуальной информации и иррациональное использование современных технологий оказывают и негативное влияние на развитие подростка.
Множество исследователей придерживается мнения о том, что неблагоприятные последствия, возникающие при использовании цифровых устройств, прямо пропорциональны времени, проводимому в их окружении. Г.У. Солдатова и А.Е. Вишнева провели сравнительное исследование, в результате которого сделали вывод о существовании оптимального количества времени, которое подростки могут провести онлайн (N=200). Участников исследования разделили на три группы в зависимости от того, насколько активно они пользовались интернетом: низкая активность (менее 1 часа в будни и в выходные), средняя активность (1-3 часа в будни и в выходные) и высокая активность (1-3 часа в будни и более 3 часов в выходные). В результате этого исследования было обнаружено, что группа молодых подростков со средней онлайн-активностью показала более положительные результаты в нейропсихологических тестах. Они лучше справлялись с анализом условий задач, более успешно усваивали алгоритмы действий, проще переключались с одной задачи на другую, эффективнее контролировали весь процесс выполнения задач, проявляли большую избирательность и обладали большей общей слухоречевой памятью и развитыми вербальными функциями [8].
Из-за нерационального использованию компьютерных технологий искажаются процессы формирования когнитивных способностей, мышления, памяти и воображения. Чрезмерное время, проводимое детьми в виртуальной реальности, приводит к нарушению эмоционального контакта с обществом и сужению сферы совместной деятельности.
Сегодня мы видим рост компьютерных игр и видео-платформ, которые становятся для подростков более интересными, чем реальная жизнь, благодаря усовершенствованным мультимедийным технологиям.
Однако существует неоднозначный эффект, связанный с влиянием компьютерных игр на память. Немецкий психолог Ф. Рехбайн провел исследование, в котором изучал мнемические способности подростков до и после игры в агрессивные и неагрессивные видеоигры. Результаты исследования показали, что не было значительных различий в показателях долговременной памяти между группами испытуемых. Однако испытуемые, играющие в агрессивные видеоигры, продемонстрировали более низкие показатели в произвольной концентрации. С другой стороны, исследования также показали, что подростки и юноши, занимающиеся видеоиграми, имеют более высокие показатели в прогностическом мышлении и навыке планирования [4].
В переходный период подросткового возраста возникает высокий риск столкнуться с аддикцией, являющейся одним из наиболее неблагоприятных последствий беспечного и неразумного использования компьютерных технологий. Исключительно негативное воздействие интернет-зависимости на психику подростков способно привести к дополнительным неприятностям.
Многочисленные подростки воспринимают современные технологии как сбалансированный источник успокоения, используя их как средство облегчения социальных, личностных трудностей, проблем, с которыми они не могут справиться самостоятельно, поскольку испытывают затруднения в управлении своими эмоциональными состояниями. В результате возникает аддиктивное поведение, заложенное в защитных механизмах личности. В таких случаях подросток ищет умиротворение не внутри себя, а во внешних факторах. В данном контексте психологическая защита личности приобретает ритуальные черты, которые формируют жесткие модели поведения. Если рассматривать аддиктивное поведение как способ избегания реальности с помощью изменения своего эмоционального состояния, то мир виртуальной реальности, формируемый в социальных сетях, также меняет психическое состояние индивида [5].
Проведя анализ литературы по вопросу влияния компьютерных технологий на личность подростков, мы пришли к выводу, что компьютеризация имеет не только положительные, но и отрицательные последствия для детей. Всеобщая доступность компьютерных технологий позволяет удовлетворять познавательные потребности, облегчает общение для детей с ограничениями и способствует разработке специальных программ для особых потребностей. Однако необходимо соблюдать осторожность, чтобы не попасть в зависимость от компьютера и не использовать его исключительно для развлечения. Особенно вредным для психики школьников является погружение в компьютерные игры и виртуальный мир интернета. В такие моменты реальность просто исчезает, потеряв интерес для ребенка. И, несомненно, самыми уязвимыми членами общества в этом отношении являются дети и подростки, которые еще только формируются как индивидуумы и легко попадают под пагубное влияние.