Развивающая предметно-пространственная среда по программе «Тропинки»

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

развивающая среда
творческие способности
инициативность
конструктивная деятельность

Аннотация статьи

В статье рассматривается организация предметно- пространственной развивающей среды в подготовительной группе, реализующей программу «Тропинки» под редакцией В.Т.Кудрявцева. Правильно созданная предметно-пространственная среда обладает большим потенциалом для гармоничного и здорового развития ребенка и его творческих способностей. Развивающая предметно-пространственная среда в детском саду предполагает специально созданные условия, такие, которые необходимы для полноценного проживания ребенком дошкольного детства.

Текст статьи

На сегодняшний день, реализуя ФГОС в дошкольных учреждениях, стало актуально внедрение в образовательную практику новых технологий воспитания и образования дошкольников. Большую часть времени дошкольники проводят в ДОУ, поэтому вопрос организации развивающейся предметно-пространственной среды (РППС) в группах ДОО особо актуален. Развивающая предметно-пространственная среда способствует самореализации ребенка в различных видах деятельности. Правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда, обладает большим потенциалом, создавая благоприятные условия для развития ребенка.

Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития [6].

По мнению Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и др., развивающая среда – это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение [5].

По ФГОС ДО, образовательная среда включает в себя следующие компоненты: предметно-пространственная развивающая образовательная среда, характер взаимодействия со взрослыми, характер взаимодействия с другими детьми, система отношений ребенка к миру, другим людям, себе самому.

Один из принципов построения развивающей среды в ДОУ по мнению В. А. Петровского, Л. М. Клариной, Л. А. Смывиной – принцип гибкого зонирования: «Пространство в детском саду должно быть таким, чтобы оно давало детям, не мешая друг другу, в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься разными видами деятельности (двигательной, музыкальной, познавательной, игровой, экспериментальной) [4].

При создании предметно-пространственной развивающей среды в подготовительной группе по программе «Тропинки» под редакцией Кудрявцева В.Т. мы ориентировались на следующие принципы:

– принцип насыщенности,

– принцип доступности,

– принцип транспортируемости,

– принцип полифункциональности,

– принцип вариативности,

– принцип безопасности.

Программа является современной программой развивающего дошкольного образования и направлена на создание условий для общего психического развития детей средствами развития творческого воображения как универсальной способности, поэтому РППС в подготовительной группе создавалась с учетом требований программы [2].

В группе созданы центры по пяти образовательным областям: в центр познавательного развития входят: уголок природы, уголок экспериментирования, уголок строительных игр, уголок математических игр, патриотический» уголок; центр речевого представлен: книжный уголок, уголок театрализации; центр художественно- эстетического включает: музыкальный уголок, уголок детского творчества; центр социально- коммуникативного развития: уголок безопасности, уголок сюжетно-ролевых игр, уголок уединения; центр физического развития находится в раздевальной комнате (приемной) и содержит атрибуты к подвижным играм, разнообразные игрушки, стимулирующие двигательную активность, атрибуты для подвижных игр, нестандартное оборудование.

Каждый центр направлен на развитие творческих способностей, дает детям свободу самовыражения, поиск способов передачи своих ощущений, переживаний.

Пространство группы разделено на игровую и учебную зоны.

В игровой зоне расположена мобильная игровая мебель, которая обеспечивает доступность, и позволяет сделать пространство функциональным, совместив несколько разных по назначению зон, где ребенок может реализовать свои самые яркие мечты, и сформировать важные социальные навыки.

Для того чтобы развивающая среда была легко меняющейся, трансформируемой, мы создали многофункциональную ширму, для использования в игровой, театрализованной, физической и познавательной деятельности детей. Ширма дает возможность самостоятельно менять игровую среду, развивает и обогащает игровые действия, расширяет тематику и сюжеты игр, позволяет действовать в реальной и воображаемой игровой ситуации; способствует развитию мышления, развивает творческую активность.

Мягкие игровые модули используются как средство организации универсальной предметно-игровой среды, которая вызывает у детей познавательные интересы, инициативность в их деятельности.

Зона игр группы оснащена панелями и сюжетными картинами с использованием тактильных элементов для развития мелкой моторики, осязательных навыков, изучения цвета, лабиринтами, которые предназначены для тренировки ловкости, точности рук, подготовки руки к письму, развитию умственных способностей.

Для всестороннего развития детей педагогами изготовлен бизиборд, работа с которым направлена на совершенствование зрительно-моторной координации, формирование причинно-следственных связей, нормализации эмоционально-волевой сферы ребенка.

Неотъемлемой частью развивающей среды в группе является игровой набор Дары Фребеля, который способствует развитию интеллектуальных, познавательных, конструктивных и игровых способностей в процессе игровой деятельности. Игровой набор Фрёбеля «Мозаика геометрическая 3D» развивает навыки плоскостного конструирования, внимание, память, пространственное мышление, коммуникативные навыки, мелкую моторику, навыки 3D моделирования, способствует формированию понимания основ геометрии и черчения. Настольная игра «Мольберт с зеркалом» используется для организации художественной деятельности детей в организованной и самостоятельной деятельности.

Для организации познавательно- исследовательской деятельности в группе создан центр воды и песка. В центре имеется стол- планшет для рисования песком, который позволяет не только развить творческие навыки ребенка, расширив его кругозор и проявив талант в художественной сфере, но и способствует созданию положительного эмоционального настроя с помощью песочной терапии. В центре используется новый вид арт- терапии: рисование на воде в технике Эбру, которая помогает проявить индивидуальность, раскрывает творческие способности каждого ребенка.

Группа оснащена техническими и мультимедийными средствами обучения, что способствует всестороннему развитию в различных видах образовательной деятельности.

Создавая предметно-пространственные центры в группе, мы старались осуществить эффективную среду, где ребёнок через игру, совершает первые открытия, переживает минуты вдохновения. В игре развивается его воображение, фантазия, а, следовательно, создаётся почва для формирования инициативной, многогранной, развивающейся личности.

Развивая творческие способности ребенка, мы помогаем ему лучше узнать и понять себя, взглянуть на мир по-новому, повысить собственную эффективность и найти новые решения для стандартных проблем.

Список литературы

  1. Бирюков Б.В. и др. Моделирование. 3-е изд. – М.: Наука, 2006. – С. 395.
  2. Давыдов В.В., Запорожец А.В., Ломова Б.Ф. Психологический словарь. – М, Педагогика, 2003. С. 112.
  3. Кудрявцев В.Т. Основная образовательная программа дошкольного образования «Тропинки». – М.: Вентана-Граф, 2016. – 592 с.
  4. Петровский В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. – М, 2013.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки. – М.: ТЦ Сфера, 2015. -96.с. (Правовая библиотека образования)

Поделиться

11040

Кононыхина Ю. В., Бондарь Е. В., Галицкая С. А., Салова Я. О. Развивающая предметно-пространственная среда по программе «Тропинки» // Современные социально-гуманитарные исследования: теоретико-методологические и прикладные аспекты : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 ноября 2019г. :в 2-х ч. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2019. Часть II.С. 73-75. URL: https://apni.ru/article/8-razvivayushchaya-predmetno-prostranstvennaya

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января