Главная
АИ #52 (182)
Статьи журнала АИ #52 (182)
Формирование пространственного мышления у дошкольников с дизартрией

Формирование пространственного мышления у дошкольников с дизартрией

Научный руководитель

Телешева Светлана Викторовна

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

ребенок
старший дошкольный возраст
представление
пространственное мышление
игра
формирование ориентировки

Аннотация статьи

В статье проведен анализ логопедического воздействия при работе по формированию пространственного мышления у дошкольников с дизартрией.

Текст статьи

Проблема формирования у дошкольников представлений о пространстве и времени отражена в трудах Т.А. Мусейибовой, Ж. Пиаже, М.М. Семаго и Н.Я. Семаго и других исследователей. Так, Ж. Пиаже выделил следующие типы пространственных представлений: топологические, непосредственно проекционные, представления о евклидовом пространстве [1, с. 140; 7, с. 14].

Формирование пространственных представлений является одним из важнейших разделов умственного воспитания детей. Важность изучения пространственного мышления определяется недостаточной изученностью закономерностей пространственного мышления у детей с тяжелыми нарушениями речи (в частности, у детей с дизартрией). Хотя данная проблема очень актуальна, так как дети данной категории испытывают многочисленные трудности при создании пространственных образов в оперировании ими.

Пространственное мышление является необходимым условием социального бытия человека, формой отражения окружающего мира, условием успешного познания и активного преобразования действительности. Свободное оперирование пространственными образами представляет собой фундаментальное умение, которое объединяет разные виды учебной и трудовой деятельности [3, с. 14–17].

Различные аспекты пространственного мышления и его развития в детском возрасте исследовали М.И. Башмаков, С.Б. Вергенко, Г.Д. Глейзер, Г.Н. Никитина, Ю.В. Пухначев, А.М. Пышкало, Б.Г. Ананьев, О.И. Галкина, А.А. Люблинская, Т.А. Мусейибова, А.В.Семенович. Недостаточность сформированности пространственных представлений в дошкольном возрасте напрямую влияет на уровень интеллектуального 4 развития ребенка и в дальнейшем существенно осложняет процесс овладения навыками письма, чтения, счета М.М. Семаго, Н.Я. Семаго [4; 8, с. 82].

Данное умение является необходимым условием жизни человека, формой отражения окружающего мира, условием успешного познания и активного преобразования действительности.

Дизартрия – это расстройство произносительной стороны речи, которое связано с поражением центрального отдела речедвигательного анализатора и нарушением иннервации мышц артикуляционного аппарата. Проще говоря, ребенок не может в полном объеме совершать движения, необходимые для речи. Дети со стертой дизартрией не выделяются резко среди своих сверстников, даже не всегда сразу обращают на себя внимание. Однако у них имеются некоторые особенности. Так, эти дети нечетко говорят и плохо едят, так как им трудно жевать. Дети с дизартрией не любят и не хотят застегивать сами пуговицы, шнуровать ботинки, засучивать рукава. Дети с дизартрией испытывают затруднения и в изобразительной деятельности. Они не могут правильно держать карандаш, пользоваться ножницами, регулировать силу нажима на карандаш и кисточку. У многих детей отмечается: быстрое утомление, повышение саливации, наличие гиперкинезов мышцы лица и язычной мускулатуры. В некоторых случаях выявляется отклонение языка. При дизартрии у детей нарушается двигательный механизм речи за счет органического поражения центральной нервной системы. Структуру дефекта при дизартрии составляет нарушение всей произносительной стороны речи и внеречевых процессов: общей и мелкой моторики, пространственных представлений и др. Структура дефекта в специальной литературе достаточно изучена.

Изучением пространственного мышления занимались многие ученые, И.И. Равен, В. Косс, Э.Р. Кэттел, И. Скал, Ф.Е. Рыбаков, Б.Г. Ананьев, Е.Ф. Рыбалко, И.С. Якиманская, Л.А. Венгер, Е.Н. Кабанова-Меллер, В.И. Киреенко, Н.П. Линькова, Б.Ф. Ломов [11].

Данная проблема является малоизученной в психолого-педагогической литературе и поэтому до сих пор является актуальной. При дизартрии у детей старшего дошкольного возраста нарушается пространственное мышление, что выражается в нарушении схемы тела, затруднена ориентировка в реальном пространстве, нарушена ориентировка на плоскости. Поэтому на наш взгляд необходима специально организованная коррекционная работа.

Цель: изучение особенностей организации логопедической работы по коррекции пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.

Проблема формирования у дошкольников представлений о пространстве и времени отражена в трудах Т.А. Мусейибовой, Ж. Пиаже, М.М. Семаго и Н.Я. Семаго и других исследователей. так, Ж. Пиаже выделил следующие типы пространственных представлений: топологические, непосредственно проекционные, представления о евклидовом пространстве [2, с. 140–143].

Пространственные представления – необходимый элемент познания и всей практической деятельности. Развитие пространственных представлений начинается с внутриутробного периода и является важнейшим показателем его умственного и сенсомоторного развития.

Формирование у ребенка пространственных представлений – одно из важнейших условий его успешности в обучении [8, с. 82].

Основными качественными показателями пространственного мышления являются:

  • Тип оперирования пространственными образами
  • Широта оперирования с учетом используемой графической основы
  • Полнота образа (преимущественное отражение в нем формы, величины, пространственного положения объектов).

В старшей группе детей необходимо учить свободно ориентироваться на плоскости, то есть в двухмерном пространстве. В содержание понятия «ориентировка на плоскости» входит:

  • умение фиксировать местоположение точки на листе;
  • понимание пространственных отношений между различными предметами на листе бумаги;
  • умение выполнять различные практические задания при ориентировке на плоскости;
  • умение самостоятельно характеризовать пространственную размещенность объектов на листе бумаге, при этом пользоваться соответствующей терминологией;
  • умение ориентироваться на листе бумаги в клетку [7, с. 14].

Формирование ориентировки в двухмерном пространстве начинается с обучения детей размещать предметы в указанном направлении: слева направо или справа налево, снизу вверх или сверху вниз.

В исследовании участвовали дети в количестве 5 человек старшей группы. Экспериментальная работа включала констатирующий этап эксперимента.

Проанализировав содержательный компонент основных образовательных программ по подразделу «Формирование пространственных представлений», мы выделили следующие уровни развития пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста:

Для выявления уровня сформированности пространственных представлений были использованы методики:

  1. «Установление обыденных предметно-пространственных отношений» автора С.Д. Забрамной [2, с. 140–143];
  2. «Диагностика пространственных представлений о взаимоотношении внешних объектов и тела» авторов Н.А. Семаго, М.М. Семаго [4, 5].

По результатам методики «Установление обыденных предметно-пространственных отношений», предложенная С.Д. Забрамной мы выявили, что большинство детей успешно используют житейские представления и знания в осмысливании расположения предметов в пространстве по отношению друг к другу, понимают смысл пространственных отношений, правильно обозначают пространственное расположение предметов относительно друг друга по картинке, умеют ориентироваться на листе бумаги. Однако, у некоторых детей возникают проблемы с определением местонахождения предметов, используя специальные термины.

Результаты методики «Диагностики пространственных представлений о взаимоотношении внешних объектов и тела» выявили, что определять расположение предметов по отношению к себе, к другим предметам, находящимся в трехмерном пространстве, детям легче, чем в двухмерном (на картинке). Однако, дети затрудняются в определении расположения предмета по отношению к другому человеку.

Таким образом, по результатам проведенных методик «Установление обыденных предметно-пространственных отношений» С. Д. Забрамная и «Диагностика пространственных представлений о взаимоотношении внешних объектов и тела» Н. Семаго, М. Семаго. Средний показатель по 2 методикам детей, имеющих высокий уровень развития пространственных представлений не выявлено, у 4 детей (40%) – средний уровень, один ребенок (20%) имеют низкий уровень развития пространственных представлений.

Полученные данные подтверждают необходимость проведения коррекционной работы.

Анализируя результаты диагностических методик, мы пришли к пониманию ряду выводов:

Организуя игровую деятельность, мы закрепляем, углубляем и расширяем пространственные представления детей. Дидактические игры включаются непосредственно в содержание образовательной деятельности как одного из средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре занятий по формированию элементарных математических представлений определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия. Она может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений. Дидактические игры также уместны и в конце занятия с целью воспроизведения, закрепления ранее изученного. В повседневной деятельности дидактические игры могут использоваться в режимных моментах (на прогулке, во время выполнения культурно-гигиенических процедур и т. д.), в самостоятельной деятельности, включаться в различные виды деятельности (например, трудовую).

Игры на формировании ориентировки в окружающем пространстве с системой отсчета «от себя»: «Что где находится?», «Кто стоит внизу, наверху», «Заводная кукла», «Скажи наоборот». Игры на формирование ориентировки в окружающем пространстве с системой отсчета «от другого» и «от объекта»: «Что изменилось?», «Где я сяду». Игры на восприятие пространственных отношений между предметами: «Волшебное дерево», «Что где стоит?», «Давай меняться». Для формирования ориентировки в пространстве с системой отсчета «от другого» может использоваться известная игра «Да-нет», цель которой формирование умения определять пространственное положение предмета. Задания могут быть различного плана, например: «Я загадала предмет, а вы с помощью вопросов должны определить его местонахождение». Дети задают вопросы: «Этот предмет находится справа? Справа у окна? Справа у розы? В шкафу? На верхней полке?» и т. д.

Для усвоения детьми правил поведения пешехода на улице, связанных с умением ориентироваться в направлениях направо и налево, рекомендуют игры «Правильно улицу пройдешь – в новый дом придешь, ошибешься – в старом останешься», «Правильно пройдешь – другой флажок возьмешь», «Передай пакет». Задание в этих играх заключается в том, чтобы каждый ребенок правильно прошел по тротуару, придерживаясь правой его стороны, или, переходя улицу, посмотрел сначала налево, а дойдя до середины улицы, - направо.

Во время специально организованных физкультурных занятий и на прогулке также используются специальные игровые упражнения и кратковременные игры, направленные на развитие пространственных представлений. В подвижной игре можно не только развивать и закреплять приобретаемые навыки ориентировки в пространстве, но и значительно расширять их.

Подвижные игры на формирование пространственных представлений: «Найди и промолчи», «Найди, где спрятано!», «Найди флажок!», «Найди свой домик», «Где звенит колокольчик?», «Если все мы встанем в круг, мяч тебе я брошу, друг». Например, в игре «Вратарь», целью которой является закрепление умения ориентироваться ребенка в правой и левой сторонах, развитие быстроты реакции, точности движения, взрослый бросает мяч ребенку, одновременно предупреждая ребенка, куда должен лететь мяч, а ребенок должен сделать вратарское движение в заданном направлении. При этом двигательная деятельность подкрепляется словесно в занимательной форме: ребенок говорит: «Вратарем зовусь не зря: мяч всегда поймаю я», а педагог ему отвечает «Раз, два, три – Справа (слева, прямо) мяч, смотри!».

В старшей группе можно предложить игру «Куда пойдешь и что найдешь?»: дети делают выбор из 4 направлений, задание одновременно выполняют несколько человек. Далее проводят игры «Найди предмет», «Найди флажок», «Путешествие», «Разведчики». Игровое действие здесь также поиск спрятанной игрушки (вещи). Но теперь ребенку предлагают в процессе активного передвижения изменять направление, например, дойти до стола, повернуть направо, дойти до окна, повернуть налево, дойти до угла комнаты и там найти спрятанную игрушку.

Вначале, проводя эти игры, педагог дает указания в ходе действия: «Дойди до стола. Повернись направо. Дойди до окна. Повернись налево и т. д.». Каждое указание он делает тогда, когда уже выполнено предыдущее, причем называние предмета должно следовать после того, как ребенок уже изменил направление движения, иначе дети ориентируются только на предмет, а не на указанное направление. Проведение таких игр целесообразно ограничить небольшой площадью, а по мере накопления детьми опыта площадь может быть увеличена до размеров всей групповой комнаты или участка. Постепенно увеличивают количество заданий на ориентировку и изменяют порядок их предложения.

Список литературы

  1. Ананьев Б. Г., Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей. – М., 1964. С. 140.
  2. Абрамова Н.П. Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста // Формирование целостного мировоззрения современной личности: материалы науч.-практ. конф., г. Барнаул, 20 апр. 2012 г. Барнаул, 2012. С. 140–143.
  3. Баймуратова Д.Ж., Жетписбаева Г.О., Наркулова Б.А. Дидактические игры и упражнения как средство развития пространственной ориентации у детей дошкольного возраста // Междунар. журн. экспериментального образования. 2013. № 4/2. С. 14–17.
  4. Балбекина Н.А. Значение развивающих игр для всестороннего развития дошкольника [Электронный ресурс] // Социальная сеть работников образования nsportal.ru. URL: http://nsportal.ru/detskiy- sad/raznoe/2013/01/03/znachenie-razvivayushchikh- igr-dlya-vsestoronnego-razvitiya (дата обращения: 25.12.2023).
  5. Белкин, А. С. Основы возрастной педагогики [Текст]: Учебное пособие для студентов высш. Пед. учебных заведений. – М.: Изд. центр «Академия», 2005.
  6. Былеева Л. В., Коротков И. М., Яковлев В. Г. Подвижные игры: Учебное пособие для ин-тов физической культуры. 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Физкультура и спорт, 1974. – 208 с.
  7. Говорова Р., Дьяченко О. Формирование пространственной ориентировки у детей // Дошкольное воспитание. – 1975. – № 9. С. 14.
  8. «Детство»: Программа развития и воспитания детей в детском саду. В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткин и др.; /Под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. М. Гурович. – СПб., 1995. -С. 82.
  9. Каразану, В. Ориентирование в пространстве [Текст]. // Теория и методика развития элементарных математических представлений у дошкольников: Хрестоматия в 6 частях. Ч. IV–VI. – СПб., 1994.
  10. Лаврентьева Т. В. Формирование способности к наглядному пространственному моделированию // Дошкольное воспитание. – 1983. – № 7. -С. 105.
  11. Люблинская А. А. Особенности освоения пространства детьми дошкольного возраста [Текст]// известия АПН РСФСР, Вып. 86. – М., 1956.
  12. Мусейибова Т. А. Дидактические игры в системе обучения детей пространственным ориентировкам. // Теория и методика развития элементарных математических представлений у дошкольников: Хрестоматия в 6 частях. Ч. IV–VI. -СПб., 1994. -С. 156.
  13. Мусейибова Т. А. Формирование некоторых пространственных ориентаций. // Теория и методика развития элементарных математических представлений у дошкольников: Хрестоматия в 6 частях. Ч. IV–VI. – СПб., 1994. - С. 35.

Поделиться

933

Чумаченко Я. Д. Формирование пространственного мышления у дошкольников с дизартрией // Актуальные исследования. 2023. №52 (182). Ч.III.С. 81-85. URL: https://apni.ru/article/8000-formirovanie-prostranstvennogo-mishleniya

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря