Обучение старших дошкольников с общим недоразвитием речи составлению рассказа по серии сюжетных картин

В статье рассмотрены вопросы обучения старших дошкольников с общим недоразвитием речи составлению рассказа по серии сюжетных картин.

Аннотация статьи
картинка
контрольная группа
ребенок
связная речь
общее недоразвитие речи
составление рассказа
Ключевые слова

В соответствии с ФГОС дошкольного образования, сегодня на первом месте стоит задача развития ребенка, которое позволит сделать более эффективным процесс обучения и воспитания. Установка на развитие – современная стратегия обучения родному языку детей дошкольного возраста [1, с. 26–34]. Одной из важнейших задач коррекционно-педагогической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, является формирование у них связной монологической речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.

От уровня овладения детьми связной речью зависит их дальнейшее успешное обучение в школе. Связная речь - высшая форма мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин, А.А. Леонтьев и др.

Правильное восприятие и воспроизведение учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои мысли и суждения – все это и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной (диалогической и монологической) речи отмечают В.П.Глухов, М.Е. Хватцев, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, С.А. Миронова и др.

Л.В. Ворошнина, Г.Я. Кудрина, О.С. Ушакова указывают, что дети с общим недоразвитием речи испытывают значительные трудности в овладении связной речью, что обусловлено особенностями их как речевого, так и когнитивного развития [5].

А.М.Боряева, Ф.А.Сохин подчеркивают в последнее время в методике развития речи дошкольников активно изучаются вопросы обучения описанию как важному виду связной речи, активно рассматриваются вопросы формирования речи [8].

Развитие связной речи играет большую роль в жизни человека. Каждый человек должен в совершенстве владеть словом. С человеком, владеющим навыками красивой, правильной речи, всегда интересно и приятно общаться. Стать интересным человеком трудно. Для этого необходима большая работы и много времени, именно поэтому связную речь стоит развивать с детства.

При использовании специально разработанных средств и методов обучения связной речи старших дошкольников, высокого уровня достигают не все дети, т. е. проблема поиска эффективных приемов обучения сохраняется. Обучение рассказыванию по сюжетным картинкам является одним из эффективных средств для развития связной речи.

Обучение рассказыванию по картинам занимает важное место в общей коррекционной работе по развитию связной, грамматически правильной речи детей с общим недоразвитие речи. Методика обучения строится с учетом отмечаемых у детей этой группы речевых нарушений, а также особенностей психического и познавательного развития. Это касается проведения специальной подготовительной работы, отбора и последовательности использования иллюстративного материала, структуры занятий и приемов коррекционной работы. Особое внимание уделяется приемам, направленным на развитие внимания, зрительного и слухового восприятия, логического мышления и др. [1, с. 26–34; 3].

Обучение рассказыванию по сюжетным картинкам, как метод формирования связанной речи у детей с ОНР, относится к числу актуальных, но все ещё не до конца исследованных проблем.

Цель исследования: определить особенности обучения старших дошкольников с общим недоразвитием речи составлению рассказа по серии сюжетных картин, разработать и апробировать программу обучения рассказыванию по сюжетным картинкам старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Проверить эффективность проведенной работы.

Мы предполагаем, что обучение навыкам составления рассказа по сюжетным картинкам старших дошкольников с общим недоразвитием речи будет эффективным при: обогащении словаря, владении выразительными изобразительными средствами (анализ сюжетных картин) и при опоре на серию сюжетных картин [9].

Таким образом, проанализировав современные методы и средства обучения рассказыванию по сюжетным картинкам старших дошкольников с общим недоразвитием речи, мы пришли к выводу, что не существует универсальных методов и средств. Каждый учитель-логопед сам определяет, какие методы и средства будет использовать в коррекционной работе, а их выбор зависит от конкретного ребенка и особенностей его развития. В процессе коррекционной работы целесообразно использовать ведущую деятельность детей дошкольного возраста - игру, которая способствует лучшему усвоению полученного материала.

В ходе теоретического исследования проблемы обучения рассказыванию по сюжетным картинкам старших дошкольников с общим недоразвитием речи, было выявлено, что связная речь представляет собой развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, грамматически правильно и образно. Связная речь может быть ситуативной и контекстной.

Понятие «связная речь» относится как к диалогической, так и к монологической формам речи. Каждая из них имеет свои особенности.

К существенным характеристикам любого вида развернутых высказываний (описания, повествования и др.) относятся связность, последовательность и логико-смысловая организация сообщения в соответствии с темой и коммуникативной задачей.

Связные высказывания детей можно охарактеризовать с разных точек зрения: по функции (назначению), источнику высказывания, ведущему психическому процессу, на который опирается ребенок.

Одним из типов связной монологической речи является рассказ по сюжетным картинкам.

При составлении рассказа по сюжетным картинкам важными являются лексические и синтаксические средства, направленные на определение объекта, его признаков.

Так же было выявлено, что у детей с общим недоразвитием наблюдается:

  • -недостаточная сформированность всех языковых структур;
  • самостоятельная связная контекстная речь является несовершенной;
  • недостаточно развито умение связно и последовательно излагать свои мысли;
  • испытывают значительные трудности в программировании связного высказывания, в синтезировании отдельных его элементов в структурное целое и в отборе материала, соответствующего той или иной цели высказывания [2, с. 6–29].

Таким образом, можно сделать вывод, что эффективному формированию навыка составления рассказа по сюжетным картинкам у старших дошкольников с общим недоразвитием речи будет способствовать комплексный подход, направленный на решение на одном занятии разных, но взаимосвязанных задач, охватывающих все стороны связной речи: фонетическую, лексическую, грамматическую, смысловую [7].

На наш взгляд наиболее эффективной является методика обучения рассказыванию старших дошкольников с ОНР по серии сюжетных картинок. В основе опорного материала нами предлагается использовать серии рассказов в картинках Н.Э.Радлова [5].

Такие занятия, по нашему мнению, развивают у детей чувство юмора, удовлетворяет потребность в веселье и шутке, заметно обогащают содержание и формы речевой деятельности дошкольника. На занятиях такого типа логопед может сформировать потребность детей с ОНР к рассказыванию.

Констатирующий эксперимент с участием 5 детей в возрасте 5–6 лет экспериментальной группы.

В целях комплексного исследования связной речи дошкольников III и IV уровня речевого недоразвития использовалась модифицированная методика, составленная на основе диагностических текстов В. П. Глухова:

  • составление предложения по трем предметным картинкам, связанным по смыслу;
  • пересказ текста;
  • составление рассказа по серии сюжетных картинок.

В ходе проведения первой методики эксперимента - составление предложения по трем предметным картинкам Дети контрольной группы, 50% детей показали уровень выше среднего, 50% детей – средний уровень. Результаты обследования экспериментальной группы были следующими: 60% составил II уровень и 40% III уровень. Сравнивая результаты двух групп, можно отметить, что имеются несущественные различия в цифровых данных у детей контрольной и экспериментальной групп в уровнях развития при составлении предложения по трем картинкам. Разница составляет 2,5%.

При анализе пересказа текста детьми можно отметить, что дети составляли рассказ также с помощью, опирались на вопросы педагога. Таким образом, 40 % детей контрольной группы показали уровень выше среднего, 50 % детей – средний уровень, 10% - низкий уровень.

Результаты обследования экспериментальной группы были следующими: 30% детей показали уровень выше среднего, 60 % детей – средний уровень, 10% – низкий уровень. Сравнивая результаты двух групп, можно отметить, что имеются различия в цифровых данных у детей контрольной и экспериментальной групп в уровнях развития при пересказе текста. Разница составляет 2,5 %.

Выполнение задания составление рассказа по серии сюжетных картинок дало возможность определить ряд специфических особенностей в проявлениях связной речи у дошкольников 5–6 лет с ОНР обеих групп. Таким образом, уровень выше среднего показали дети контрольной и экспериментальной группы - 30% и 40%, а также средний уровень составил 70% и 50%. Низкий уровень был зафиксирован только у детей экспериментальной группы 10%.

Уровень развития при составлении рассказа по серии сюжетных картинок составляет 57,5 % в обеих группах. Что говорит об одинаковом уровне недостаточной сформированности связной речи в экспериментальной и контрольной группах.

Таким образом, используя исследование связной речи с помощью серии заданий (составление предложения по трем предметным картинкам, связанным по смыслу, пересказ текста, составление рассказа по серии сюжетных картинок), наблюдая за детьми в процессе занятий и в игровой деятельности можно сделать вывод, что у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи нарушение связной речи. Дети с общим недоразвитием речи пользуются развернутой фразовой речью, но при этом отмечаются фонетико-фонематические и лексико-грамматические недостатки. Наиболее резко они проявляются в разных видах монологической речи. Для высказываний характерны: нарушение связности и последовательности изложения, выраженная ситуативность и фрагментарность, искажения смысловой и синтаксической связи между предложениями, пропуски глаголов, усечение составных сказуемых.

В ходе формирующего эксперимен­та в занятия включались упражнения на словоизменение, на подбор нужных слов и словоформ при воспроизведении детьми образца рассказа по картинке. Были проведены игры с использованием статических картинок с целью сформировать лексическую базу связной речи, пополнив ее существительными и прилагательными: «Кто больше увидит»«Сосчитай и назови все предметы на рисунке».

Использовались игры на развитие грамматического строя речи: «Один – много», «Поможем художнику», «Кто самый внимательный?».

Затем детям для составления предложений предлагались игры с использованием динамических картинок. Использовалась постановка соответствующих вопросов к картинкам и образец ответа. Последний применялся в начале работы с данным видом картинок, а также в дальнейшем – при затруднениях в построении фразы. В случае необходимости подсказывалось первое слово фразы или его начальный слог. Также в играх применялись приемы контроля своего ответа с использованием фишек: «Я начну, а ты закончи», «Составление предложений по картинкам с использованием фишек».

Были проведены серии занятий по следующим темам:

  • Пересказ рассказа В. Сутеева «Приключения плюшевого медвежонка».
  • Пересказ рассказа В.Сутеева «Рыболовы».
  • Пересказ рассказа по серии сюжетных картинок «Петя и волки».

Второй этап – основной.

На первом занятии проводился последовательный разбор каждой картинки серии. При этом у детей формировались операции целенаправленного анализа наглядного содержания. Они учились выделять действенную основу и существенные детали изображения, размещать картинки в нужном порядке.

На втором занятии формировались навыки составления предложений определенной синтаксической структуры, отражающие последовательность и взаимосвязь действий и причинно-следственных отношений. Формировались навыки контроля за построением развернутого высказывания.

Были проведены занятия по следующим сериям:

  • Составление связного рассказа по серии сюжетных картинок «Собака Пушок».
  • Составление связного рассказа по серии сюжетных картинок «Вороны».
  • Составить связный рассказ по серии сюжетных картин «Нашли ежа».
  • Составить связный рассказ по серии сюжетных картин «Доигрались».
  • Составление связного рассказа по серии сюжетных картинок «Шалун».
  • Составить связный рассказ по серии сюжетных картин «Просто старушка».

Третий этап – заключительный. Целью данного эксперимента является обучение выделять и осознавать правила построения внутреннего, смыслового и внешнего, языкового, планов рассказа.

На данном этапе обучение рассказыванию проводилось также на двух занятиях на материале каждой серии сюжетных картинок.

Усложнение работы по формированию связной речи заключается в постепенном увеличении объема картинок.

На заключительном этапе программы были проведены занятия по следующим сериям:

  • Составление рассказа по серии картинок Н. Радлова «Умный ёжик»
  • Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Синичка».
  • Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Собака и вороны».
  • Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Маленький помощник».
  • Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Лодочка».

Таким образом, в коррекционно-развивающей работе использовались наглядность, разнообразные, дополняющие друг друга приёмы, виды и формы обучения с учётом особенностей речевого и познавательного развития детей с ОНРкоторые способствовали осуще­ствлению коррекционной работы по развитию навыков связной речи у старших дошкольников с ОНР. Использовался системный подход в обучении, с постепенным усложнением предлагаемого материала.

Для выявления эффективности коррекционного воздействия был проведён контрольный эксперимент. В контрольном обследовании использовались те же виды заданий, но с изменением иллюстративного материала. Получены следующие результаты средне уровневая успешность экспериментальной группы в контрольном эксперименте составляет 3,3 балла (82,5%), успешность контрольной группы – 2,8 балла (70%), разница составляет 0,6 балла (12,5%).

Использование серии сюжетных картинок при составлении связных рассказов заметно облегчило овладение связной речью дошкольникам экспериментальной группы. По данным контрольного эксперимента дети контрольной группы испытывают трудности программирования содержания развернутых высказываний. Для высказываний характерны: нарушение связности, последовательности. Самостоятельная связная речь детей контрольной группы ниже, требует стимулирующих вопросов и указаний на картинку. Сравнительные данные экспериментальной и контрольной групп дошкольников показывают целесообразность и эффективность использования предлагаемой системы коррекционного воздействия по формированию связной речи в условиях детского сада.

Текст статьи
  1. Кроткова, А. В. Особенности формирования лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня / А. В. Кроткова, Е. Н. Дроздова // Логопед. – 2004. – № 1. – С. 26–34.
  2. Ладыженская, Т. А. Об изучении связной речи детей, поступающих в школу // Характеристика связной речи детей 6–7 лет / под ред. Т. А. Ладыженской. – М., 1999. – С. 6–29.
  3. Лалаева, Р. И. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. – Ростов н/Д: Феникс, СПб.: Союз, 2004. – 224 с.
  4. Левина, Р. Е. Опыт изучения неговорящих детей (алаликов) / Р. Е. Левина. – М.: Учпедгиз, 1951. – 130с.
  5. Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность / А. А. Леонтьев. – М.: Просвещение, 1989. – 214 с.
  6. Лурия, А. Р. Язык и сознание / А. Р. Лурия. – Ростов н/Д: Феникс, 1997. – 230с.
  7. Нищева, Н. В. Развивающие сказки: Цикл занятий по развитию лексического состава языка, совершенствованию грамматического строя речи, развитию связной речи у детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие-конспект / Н. В. Нищева. – СПб: Детство-пресс, 2002 год. – 47 c.
  8. Сидорова, У. М. Формирование речевой и познавательной активности у детей с ОНР: Упражнения, дидактические игры, логические задачи, игры-занятия / У. М. Сидорова– М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64 с.
  9.  Сидорчук, Т. А. Технологии развития связной речи дошкольников: методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений / Т. А. Сидорчук, Н. Н. Хоменко. – М.: Просвещение, 2004. – 23 с.
Список литературы