В последние годы, перфекционизм выдвинулся на передний план в области психологического консультирования и клинической психологии, вызвав интерес среди исследователей как с теоретической, так и с практической точки зрения. Ученые признают, что перфекционизм может иметь как позитивные, так и негативные последствия для психического здоровья, что делает данный феномен особенно интересным объектом для изучения (Холмогорова, Гаранян, 2004).
М. Холлендер характеризует перфекционизм в основном как отрицательное качество, проявляющееся в нереалистичных требованиях к себе или другим, стремясь к исключительным результатам в жизни (Hollender, 1965). Согласно Д. Бернсу, перфекционисты имеют недостижимые стандарты, и они упорно и одержимо добиваются своих целей, оценивая свою значимость только через достижения (Burns, 1980). Р. Фрост и его коллеги видят в нем стремление к непомерно высоким стандартам самовыражения и сопряженную с этим избыточно критическую самооценку (Frost, 1990). П. Хьюитт и Г. Флетт полагают, что истоки перфекционизма лежат в неправильном когнитивном восприятии идеала «Я» (Hewitt, Flett, 1991). Исследования в этой области привели к глубокому пониманию перфекционизма, расширяя его восприятие с исключительно отрицательного до признания его положительных сторон. Д. Хамачек подчеркивает двойственность перфекционизма, видя в нем сочетание полезной внутренней мотивации и вредной иррациональной убежденности (Hamachek, 1978). Типичные перфекционисты способны ставить реалистичные цели, основываясь на своих сильных и слабых сторонах, чувствовать удовлетворение от их достижения и быть гибкими в различных обстоятельствах, например, снижая стандарты или не стремясь к излишней точности. В то же время невротические перфекционисты устанавливают для себя недостижимые цели, постоянно ощущают неудовлетворенность от своих достижений, не склонны снижать свои стандарты и демонстрируют упорство. П. Слэйд и Р. Оуэнс различают адаптивный и неадаптивный типы перфекционизма, где адаптивный связан со здоровым поведением, полезным для человека, в то время как неадаптивный ассоциируется с дисфункциональностью и может предсказывать нездоровое поведение (Slade, Owens, 1998).
Изучение научной литературы показывает, что большинство работ, посвященных перфекционизму, сосредоточено на взрослых, тогда как исследования, направленные на изучение перфекционизма у детей и подростков, представлены в ограниченном количестве (Воликова, 2012). Эти исследования значимы для понимания происхождения перфекционизма, выявления ключевых факторов, влияющих на формирование перфекционистских тенденций у детей, изучения характеристик перфекционизма на детском и подростковом этапах развития, а также для осознания того, как перфекционистские склонности эволюционируют по мере взросления ребенка.
Подростковый возраст часто рассматривается как критический период, в течение которого изменения в перфекционизме становятся особенно заметными из-за увеличения самосознания и осведомленности о социально-культурных стандартах и ожиданиях (Suh, Gnilka, Rice, 2017). Однако исследования, изучающие связь между возрастом и перфекционизмом, показывают разнонаправленные результаты. Некоторые из них указывают на положительную корреляцию между возрастом и уровнем перфекционизма, включая аспекты, связанные с сомнениями в принятии решений (Chang, 2000). Другие не обнаружили значительной связи между возрастом и общим уровнем перфекционизма, хотя они описывают увеличение проявлений перфекционизма в определенных областях жизни с возрастом (Grusec, Goodnow, 1994). Большая часть этих исследований фокусируется на студентах вузов, при этом наблюдается недостаток исследований, оценивающих связь между перфекционизмом и возрастом среди подростков.
Тема влияния семьи на развитие перфекционизма является важной. Существует достаточно доказательств того, что семейная среда играет решающую роль в формировании дисфункциональных черт личности (Холмогорова, Воликова, 2001). В связи с этим, исследователи уделяют особое внимание изучению перфекционизма среди родителей и анализу проблем в детско-родительских отношениях, влияющих на развитие дисфункциональных черт у детей, предполагая значимость родительского влияния в формировании перфекционизма и эмоционального благополучия ребенка (Mitchelson, Burns, 1998).
Ряд исследований позволяет прийти к заключению, что родительское отвержение и жесткий авторитарный подход в детстве могут создавать предпосылки для развития высокого уровня самокритичности у подростков в более зрелом возрасте, что, в свою очередь, может способствовать возникновению депрессивных нарушений (Parker, 1997). В подростковом возрасте повышенная самокритичность может влиять на образовательные успехи, социальный статус, адаптацию, психическое здоровье и уровень удовлетворенности во взрослой жизни, включая семейные и социальные взаимоотношения.
Дети, находящиеся под сильным влиянием перфекционизма со стороны родителей, зачастую лишены необходимой поддержки, проявлений любви и заботы со стороны родителей. Исследования, проведенные Р. Фростом и его командой, показали заметную корреляцию между уровнем перфекционизма у девочек и строгостью и перфекционизмом их матерей, при этом аналогичная связь с отцами не была обнаружена (Frost et al., 1993). Перфекционизм со стороны матери оказал существенное влияние на уровень психопатологических симптомов у дочерей. Другие исследования также подтверждают значимость материнского перфекционизма в формировании перфекционистских убеждений у детей обоих полов (Mitchelson, Burns, 1998).
Российские исследования, направленные на изучение взаимосвязи между перфекционизмом родителей и эмоциональными проблемами у детей, также включают всесторонний анализ взаимодействия перфекционизма с семейной и межличностной динамикой, опираясь на многоаспектную модель расстройств аффективного спектра, и во многом подтверждают зарубежные исследования (Воликова, Холмогорова, Галкина, 2006).
Исследования, проведенные среди родителей молодых пациентов, страдающих депрессивными и тревожными расстройствами, показали, что перфекционистские установки более характерны для родителей детей с аффективными нарушениями, чем для родителей здоровых детей (Холмогорова, Воликова, 2001). Такие родители часто устанавливают для своих детей высокие стандарты, постоянно сравнивая их с наиболее успешными сверстниками и сосредотачиваясь исключительно на их неудачах и ошибках, придерживаясь принципа «все или ничего».
Также была выявлена тесная связь между степенью перфекционизма у родителей и перфекционистскими ценностями, преобладающими в семейной обстановке (Ким, 1997). Обычно, если родители демонстрируют перфекционизм, это сопровождается высоким уровнем критичности в отношении детей, вызывая тревогу в семейной жизни. Родители с высоким уровнем перфекционизма задают высокие стандарты не только для себя, но и для своих детей (Воликова, Холмогорова, Галкина, 2006). Неудачи и ошибки детей, не соответствующие этим стандартам, часто встречаются с критикой, что усиливает атмосферу беспокойства в семье. Такие родители активно вмешиваются в жизнь и достижения своих детей, стремясь к тому, чтобы они соответствовали перфекционистским ожиданиям. В результате дети внутренне принимают эти ценности и ожидания, что может порождать дополнительные эмоциональные трудности из-за страха не соответствовать стандартам и столкнуться с критикой и неодобрением родителей. Перфекционизм также может ограничивать доступность социальной поддержки для детей. Множество исследований подтверждают, что семейные дисфункции играют значимую роль в развитии перфекционистских тенденций.
Помимо этого, у подростков, была обнаружена связь между перфекционизмом родителей и низкой самооценкой, а также чувством неэффективности и несостоятельности. Исследователи предполагают, что родители-перфекционисты оказывают на своих детей значительное давление, стремясь избежать неудач (Parker, 1997). Когда дети совершают ошибки или не достигают успеха, такие родители могут выражать неудовлетворенность и отвергать их, пока они не исправят ошибки или не достигнут выдающихся успехов. Дети, в свою очередь, начинают верить, что их примут и полюбят только в случае успеха. Согласно теории С. Блэтта, родительский перфекционизм может играть ключевую роль в передаче перфекционистских норм и депрессии в семейном контексте (Blatt, 1995).
Родители, склонные к перфекционизму, часто устанавливают самые строгие требования не для себя, а для своих детей. Они пытаются компенсировать собственные неразрешенные проблемы и недостаток удовлетворения от личных достижений, проецируя свои амбиции на успехи своих детей (Mitchelson, Burns, 1998). Они навязывают детям свои представления о том, что считается успехом, какие интересы стоит развивать и какие приоритеты выставлять на первое место. Родители-перфекционисты остро реагируют на неудачи своих детей и используют различные методы, включая высокие требования, давление, манипуляции под видом заботы, иногда даже наказания или унижения, чтобы гарантировать успех своих детей (Эйдемиллер, 2000). Такое поведение родителей можно интерпретировать как попытку защитить собственную самооценку и сохранить положительное отношение к себе.
Тем не менее, в настоящее время существует дефицит исследований, особенно в контексте России, которые бы подробно анализировали взаимосвязь между уровнем и характеристиками перфекционизма, дисгармоничным воспитанием и психологическими проблемами матери, пытающейся компенсировать свои неудовлетворенные потребности через своего ребенка.