Цель исследования – рассмотрение современных аспектов развития электронного населения и органов власти регионов России.
Задачи исследования:
- представление понятия и видов электронного взаимодействия органов власти и населения;
- представление основных направлений развития электронного взаимодействия;
- рассмотрение примеров регионального взаимодействия органов власти и населения;
- выявление предпосылок развития электронного взаимодействия.
Методы исследования: анализ и синтез, методы системного подхода к исследованию проблемы.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время все более активно создаются возможности свободного обмена информацией, ведением деловой переписки, расширением границ маркетингового информационного взаимодействия, оперативным осуществлением платежей и продажи товаров (услуг).
Одним из направлений общего процесса информатизации является информатизация социальной и экономической сферы села, которая может способствовать диверсификации сельской экономики, расширению источников формирования доходов сельского населения, увеличению самозанятости, приближению села к городским жизненным стандартам и, как следствие, устойчивому развитию сельских территорий и обеспечению продовольственной безопасности страны.
Основная часть
Электронное взаимодействие органов государственной власти и населения представляет собой систему взаимодействия указанных субъектов, основанную на активном использовании современных информационных технологий, в том числе сети Интернет. Цель такого взаимодействия состоит в повышении качества и доступности государственных услуг, сокращении сроков оказания этих услуг, снижении административной нагрузки на население и хозяйствующие субъекты по получению государственных услуг.
Развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры требует от органов муниципальной власти организации электронного диалога с населением муниципальных образований, активное электронно-коммуникационное взаимодействие населения с органами власти раскрывает возможности развития гражданского общества, более активного участия населения в политической жизни муниципального образования, организует диалог населения и власти.
Развитие электронных государственных сервисов может оказать политический и социальный эффект в виде повышения доверия к правительству в случае реализации шести ключевых принципов при электронном взаимодействии:
- Отзывчивости, построенной на улучшенной форме взаимодействия на основе современных технологий.
- Доступности, которая обеспечена круглосуточной работой сервисов, единством государственных порталов и баз данных, а также возможностью использовать порталы даже людям с ограниченными возможностями.
- Прозрачности, которая реализуется с помощью простого поиска информации для граждан, размещения информации о законах, обсуждениях, что повышает институциональное доверие.
- Ответственности, которая заключается в конфиденциальности и безопасности личной информации граждан.
- Эффективности и действенности за счет использования новейших технологий для автоматизации процессов, улучшения предоставления услуг, экономии времени и средств.
- Партисипаторности, то есть совместного участия граждан, к которым можно отнести совещательные процессы и городские собрания.
Под электронным участием в работе понимается «комплекс методов и инструментов, обеспечивающих электронное взаимодействие граждан и органов власти с целью учета мнения граждан в государственном и муниципальном управлении при принятии политических и управленческих решений».
В частности, примерами цифровых решений, применяемых в сфере государственного управления для достижения национальной цели развития Российской Федерации «Цифровая трансформация», являются:
- облачные сервисы;
- цифровые платформы;
- искусственный интеллект (ИИ);
- технология блокчейн;
- геоинформационные системы;
- цифровые двойники;
- ПО для проектирования и моделирования;
- большие данные и др.
Одним из важных требований, предъявляемых к органам публичной власти, является необходимость создания ими сайтов в сети Интернет. При этом для обеспечения максимальной реализации принципа транспарентности органов власти, представляется, что в условиях современного общества возможностей сайтов недостаточно, следует задействовать и сторонние ресурсы, имеющие максимальную пользовательскую аудиторию.
Среди несомненных достоинств можно отметить, что значительная часть органов муниципальных властей выкладывают на своих страницах «Вконтакте» не только фотографии и видеозаписи, но также, статьи и клипы об изменениях и событиях в области.
Процессы электронного участия (E-Participation) и построения обратной связи с гражданами посредством электронных информационных ресурсов и коммуникаций в последние годы занимают важное место в государственной политике РФ в сфере цифровизации.
Электронное участие даёт возможность гражданам получить доступ к онлайн-площадкам для осуществления взаимодействия с органами государственной власти при принятии важных политических и управленческих решений, артикуляции общественных интересов и, соответственно, к более эффективному их продвижению, что в конечном итоге может оказать положительное влияние на развитие и функционирование общества
Традиционно каналами для получения обратной связи считаются письменные обращения, почтовые запросы, звонки граждан на горячую линию губернаторов и/или президента, или личные встречи с государственными служащими. Неоднократно заявлялось, что наличие только традиционных каналов может стать препятствием для проявления гражданской позиции из-за удаленного места проживания человека или несовместимого графика и времени работы, а также сложности самой процедуры. Участие же в онлайн взаимодействии обычно связано с такими факторами как доход, образование, навыки общения, социальный статус и так далее.
Очевидно, что на историю становления и развития электронного участия в различных регионах оказывает влияние большое количество факторов как субъективных, так и объективных.
Наиболее освоенными социальными сетями для органов власти стали ВКонтакте, Одноклассники и Telegram-каналы. В Амурской области и Красноярском крае есть RuTube-каналы. Блог-платформа от Яндекса – Дзен с умной лентой рекомендаций используется в Амурской области. У органов власти Амурской области выявлено наибольшее количество социальных сетей (5 аккаунтов). Не обнаружены социальные сети органов власти в Воронежской области, Республиках Саха и Карелия. Все три региона, в которых отсутствуют социальные сети ОИВ, являются реципиентами.
Низкий уровень вовлеченности граждан в соцсетях органов власти наблюдается в Красноярском и Пермском краях, Мурманской области, Республике Коми, ХМАО. При этом, все регионы, кроме Республики Коми, являются донорами. Средний уровень вовлеченности граждан в соцсетях ОИВ наблюдается в Белгородской, Новосибирской и Сахалинской областях.
Если же говорить о населении, то здесь уже вступают в силу техническая оснащенность и масштабы пользования, так как для старшего поколения привычные формы коммуникации с органами государственной власти, например, через почту, являются более понятными и доступными.
В данный момент существует четыре способа обратиться за помощью или консультацией в ФНС России.
Первый способ обращения в госорган – почтовое отправление на бумажном носителе. Стоит отметить, что обратиться необходимо в свой территориальный налоговый орган, т. е. туда, где лицо администрируется.
Второй способ обращения – электронный через личный кабинет на портале www.gov.nalog.ru. Этот способ является самым распространенным, согласно статистике ФНС России, за 2022 г. Осуществляется он обращением через online-сервис «Обращение в ФНС».
Следующий способ взаимодействия граждан и налоговых органов – это запись на личный прием как через официальный сайт, так и по телефону. Для записи через сайт выбирается должностное лицо (начальник инспекции, его заместитель), которому налогоплательщик задает интересующий вопрос.
Способом взаимодействия с налоговиками является получение информации в едином контакт-центре ФНС России по телефонному номеру 8-800-222-22-22. Данный способ самый быстрый и самый распространенный среди всех перечисленных.
Проблема взаимодействия органов государственной власти с гражданским населением существует с начала образования государств и централизации правосудия. Распространение законов, ведение государственного учета, сбор налогов – эти функции государство выполняет путем информирования граждан через средства массовой информации или точечно.
Социальные сети в муниципальном управлении могут использоваться в качестве одной из интернет-технологий развития системы электронного правительства, как в отдельных районах, так и в стране в целом. Развитие данного направления, при эффективной ее работе должны способствовать созданию положительного имиджа органов публичной власти.
Главный вывод работы состоит в том, что «рост цифровой экономики в основном связан с расширением государственного сектора – создание новых информационных и учетных систем в первую очередь в тех отраслях, которые относятся к зоне возможных государственных доходов». Хотя на сегодняшний день частота сбоев даже при отборе с использованием бумажных технологий достаточно низка (составляет около 0,635 %), должна быть предотвращена любая ошибка, поскольку обычно в дальнейшем это приводит к более высоким расходам.