Экстремальный туризм мы понимаем, как форму свободной игровой активности, осуществляемой в виде путешествия, цель которого - деятельность, связанная с преодолением трудностей и опасностей в ситуациях высокой степени неопределенности и риска, представляющих опасность для здоровья и даже жизни человека и заставляющая человека действовать на грани своих физических и психологических пределов.
С 1785 года после принятия «Грамоты на права и преимущества российского дворянства» Екатерины II, когда дворяне получили освобождение от «крепостного права», появилось сословие, личные права которого были защищены законом, дворяне получили возможность выбирать вид службы или же вообще отказаться от нее, а самое главное была предоставлена свобода перемещений за пределы государства, право проживания и службы в иностранном государстве вплоть до возможности смены гражданства [1, с. 11-15]. На передний план общественной жизни России вышли проблемы свободы и прав отдельной личности, что в целом было созвучно всеевропейскому настрою эпохи.
Художественным течением, выразившим мировоззренческие идеалы и настроения российского общества первой половины XIX в., по мнению М.С. Кагана, являлся романтизм – «продолживший исследование человеческой природы в ее конфликтных отношениях с природой, обществом, богом и судьбой, в столкновении противоречивых страстей» [2].
Местом, ставшим популярным среди русских путешественников и получившим широкое отражение в романтической литературе, стали Альпы. «Письма русского путешественника» Н. М. Карамзина 1789 года считается первым русским травелогом, описывающим поездку по Европе, кульминацией которого стали описание путешествия в швейцарских Альпах [3, с. 44-47]. Карамзин оставил яркие описания своего опыта горовосхождений «…я беспрестанно спотыкался и полз, хватаясь руками за большие камни. Проводник мой кричал, что он предает меня судьбе моей, но я, смотря на него с презрением и не отвечая ему ни слова, взбирался выше и выше и храбро преодолевал все трудности» [4, с. 259] и наверное, одно из первых отечественных описаний покорения горной вершины «…наконец достиг до цели своих пламенных желаний и ступил на вершину горы, где вдруг произошла во мне удивительная перемена. Чувство усталости исчезло, силы мои возобновились, дыхание мое стало легко и свободно, необыкновенное спокойствие и радость разлились в моем сердце. Я преклонил колена, устремил взор свой на небо и принес жертву сердечного моления – тому, кто в сих гранитах и снегах напечатлел столь явственно свое всемогущество, свое величие, свою вечность!» [5, с. 257]. Вслед за ним Альпы посетили большое количество туристов из России, среди них общественные и государственные деятели, публицисты, поэты, историки – Д. П. Горихвостов, Н. И. Тургенев, Ф. Г. Головкин, А. И. Михайловский-Данилевский, Н. И. Греч, В. А. Жуковский, Д. Н. Свербеев, А. Г. Глаголев, С. П. Шевырёв, А. И. Тургенев, В. С. Печерин, Н. В. Станкевич, Д. А. Милютин, А. М. Зилов, М. П. Погодин, А. И. Герцен, А. П. Мещерский, Н. Б. Герсеванов, Е. Ф. Розен, М. М. Михайлов, П. М. Ковалевский. Многие из них ссылались на травелог Н. М. Карамзина, часто повторяли его путь, сравнивали впечатления [6, с. 44-47]. Таким образом, Н. М. Карамзин стал одним из первых туристов, вдохновивший соотечественников на экстремальные горные путешествия.
Взяв за пример западный ориентализм, русские романтики обратили свое внимание на Крым, Бессарабию и Украину, но наибольшее внимание в начале XIX века привлекает Кавказ. По утверждению А. Т. Урушадзе в это время всю основную информацию о природе и культуре народов Кавказа российское общество получала из художественной литературы. В ней Кавказ предстал как свой российский Восток, такой же загадочный и экзотичный, противостоящий России как обитель «духа свободы». Один из первых историков-летописцев Кавказской войны А. Л. Зиссерман в работе «Двадцать пять лет на Кавказе (1842–1867)» писал: «Мне было 17 лет, когда, живя в одном из губернских городов, я в первый раз прочитал некоторые сочинения Марлинского. Не стану распространяться об энтузиазме, с каким я восхищался Аммалат-беком, Мулла-Нуром и другими очерками Кавказа; довольно сказать, что чтение это родило во мне мысль бросить все и лететь на Кавказ, в эту обетованную землю, с её грозной природой, воинственными обитателями, чудными женщинами, поэтическим небом, высокими, вечно покрытыми снегом горами и прочими прелестями...» [7, с. 242]. Отмечается, что в литературе сложилось несколько гиперболизированное отражение не только природы, но и психологии и общественных отношений кавказских народов, яркие описания опасностей Кавказа и романтики войны, восхваление имперских завоеваний привнесли в «русскую литературу о Кавказе героизацию насилия».
Особенно необходимо отметить творчество А. А. Бестужева-Марлинского и М. Ю. Лермонтова, которые принимали непосредственное участие в боевых действиях и оба погибли на Кавказе. На волне романтизма Кавказ становится объектом экзотических путешествий, пространством обретения экстремального опыта, о чем свидетельствуют многочисленные кавказские травелоги XIX в. Исследователи считают, что в основе большинства сюжетов кавказских травелогов лежат впечатления и рефлексии по поводу столкновения реальности и литературных романтических образов, связанных с Кавказом: «грозная природа», «воинственные обитатели» и «чудные женщины» [8, с. 69-91]. Самым известным из кавказских травелогов является «Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года» А. С. Пушкина, в котором автор описывает многочисленные риски и опасности: от чумы и воинственных горцев, до войны с турками, где Пушкин, поддавшись азарту боя принял участие в кавалерийской атаке. Примечательно то, что Пушкин постоянно отмечает встречи со своими знакомыми, которые по разным причинам оказались в то же время на Кавказе.
Одним из видов экстремальной деятельности, имеющих тесную связь с романтизмом и опасными приключениями, на наш взгляд, является практика добровольчества, участие в национально-освободительных войнах и конфликтах под влиянием романтических идеалов и исканий. Греческое восстание 1821 г. получило общемировую поддержку среди мировой прогрессивно настроенной общественности, события представлялись с точки зрения борьбы за свободу и независимость, а «повстанцы представлялись в ареоле романтической героики» [9, с. 75-80] в Грецию прибыли большое количество добровольцев со многих стран, в том числе поэт-романтик Джордж Байрон, умерший там в 1824 г. и ставший национальным героем Греции. Художественная элита России горячо поддержала стремление греков к освобождению, данная тема нашло свое отражение в творчестве А. Пушкина, В. Кюхельбекера, К. Рылеева и др. [9]. Сотни русских добровольцев приняли непосредственное участие в боевых действиях на стороне греков, известным литературным олицетворяем которых является Сильвио, романтический герой повести «Выстрел» А. С. Пушкина, который, согласно сюжету, погиб, сражаясь в Греции.
Таким образом, первые изменения становление туризма, в том числе экстремального, как формы деятельности мы можем связать с выходом «Жалованной грамоты дворянству» в 1785 г. и с этого времени мы можем говорить о начале экстремальных путешествий в России, в том числе в Альпы, Кавказ и др.