Поликультурную образовательную адаптацию современного образования можно охарактеризовать полиэтничностью и многообразием цивилизаций, как во взаимодействии субъектов образовательного процесса, так и в освоении ими объектов познания, в создании и постижении картины мира [1, с. 192].
В широком значении «этническая цивилизация» – это совокупность всех свойственных этносу способов деятельности, необходимых для сохранения и развития этноса. В узком же смысле под этнической цивилизацией понимается взаимосвязь элементов материальной и нравственной цивилизации этноса, являющихся основным этнодифференцирующим признаком.
Этнокультурная цивилизация является такой же старой, как и все мироздание. Народов без своих цивилизаций не только нет в настоящее время, но и никогда не имелось ранее. В культуре любого народа находят отражение явления, присущие только данному народу, с его спецификами, либо свойственными всему человечеству, но в вышеуказанный этнографический этап. Этносу свойственно постоянная социокультурная антитеза «мы п они», «свои и чужие», аналогично этнос это только та социокультурная подгруппа, которая сознает себя такой, отличая себя от остальных сходных идентичностей. Концепция социальной сплоченности в современном регионе обозначает создание территорий в системе высокообразованных людей [6, с. 123].
Воспитательные устои народов изучаются и систематизируются этнопедагогикой, это сравнительно молодая наука, которая помогает глубже археологически узнать формирование народов, ритуалы, традиции, семейные устои, в условиях которых происходило воспитание и формирование самобытности каждого ребенка. Но не менее важным, на наш взгляд, является исследование функции самоценностей и семейных традиций в деятельности общества.
Сегодня, когда наше общество ощущает нравственную немощь, демографически и духовно деградирует, вопрос о становлении весьма значимых для человеческого общества свойствах: любви к предкам и отчему дому, является, по сущности, предпосылкой цивилизации развитого общества. История Северокавказского региона – это предыстория многочисленных народов, которые заселяли эту территорию еще с глубочайшей античности.
Специалисты говорят об этнической сложности, неоднородности состава населения вышеуказанного региона. Как правило, это обусловлено тем, что регион издревле служил соответствующим коридором, по которому в далеком прошлом реализовалось Великое переселение народов, а уже позже волной прошли миграции. Его акватория с давних времён являлась ареной взаимопроникновения двух-трех ветвей цивилизаций - оседлых земледельцев и кочевых скотоводов. Следствием такой взаимозависимости в течении столетий явился разрозненный этнографический состав местного населения. Есть один главный фактор проблемы народонаселения. В строгом соответствии с понятием «абориген» т.е. коренной народ, нет оснований считать какой-либо из представленных народов в корне коренным. Все проживающие в современное время на территории Северного Кавказа народы – приходящие. Народы, которые в подавляющем большинстве разделились между собой, а именно Кавказ, с существующим населением, еще больше разделился на коренных и некоренных жителей [3, с.79].
На протяжении многих веков на территории Кавказа складывался и получил развитие особенный вариант межэтнического общения. Когда-либо в прошлом этот регион не был населен асоциальными общностями одного клана, языка, цивилизации и уклада. Напротив, именно здесь всегда «встречались», налаживали связи и отношения, вступали в многомерные взаимодействия несколько этнокультурных массивов.
Чрезвычайная трудность, но одновременно и исключительная плодотворность долгой цепочки разных контактов порождали генезис постоянной полиэтничности п культурно-бытового симбиоза. Исходя из этого, Северный Кавказ можно назвать социокультурным регионом.
Многонациональная история Северного Кавказа, народов Кавказа и иных обществ, свидетельствует о том, что кавказские народы относились друг к другу с большим уважением, имели дружественные и родственные связи, обменивались материальными и нравственными самоценностями: все это способствовало развитию менталитета горских этносов.
В этногенезе народов Северного Кавказа очень много общего, в результате чего происходило взаимообогащение духовно-нравственных ценностей, взаимопроникновение нравов и обычаев и других элементов этнокультур у различных народов [2, с.34].
Кавказский регион имеет больше популяций, больше генетических популяций и культур, которые более тесно связаны. Не случайно в своей лингвистической концепции Н.Я. Марр выделил Кавказ как древний «камин» распространения рас на Запад и Восток, Север и Юг.
Этническая принадлежность на Северном Кавказе продолжает своевременное распространение на различные цивилизации и расы Востока и Запада: вавилонскую, греческую, византийскую, арабскую, европейскую, арабскую и другие.
Потенциал социального и культурного ландшафта Кавказа во всех формах цивилизации, включает в себя многообразие культур всего мира на основе следующих показателей:
- разнообразнейшая культура;
- многообразие языков;
- воспитание архаических социокультурных конфигураций и традиционностей мусульманской, буддийской, христианской, цивилизаций;
- сильная демографическая целенаправленность, наличие высшей культуры во всей системе и развитие высшей системы;
- богатство ресурсов различных тысячелетий;
- неоднозначность взаимопроникновения ряда этнических цивилизаций, обусловленная целым рядом внешних и внутренних причин;
- сакральная символизация гор, ответственная за индивидуальный характер социокультурных обществ [4, с.31].
Процесс социально-экономического развития Северного Кавказа является высокоразвитым социально-экономическим процессом и имеет очень разнообразный и докритический процесс группировки.
В формировании закавказской государственности значительное воздействие на местное население проявляют, например, массовые переселения тюрко-ирано-грузинских племен, аланов и монголов в XIII в. Он имеет ряд модификаций и разрешений в этнической группе и определил некоторые исторические проблемы не только в политическом отношении, но и в этнически разнообразии.
В настоящее время в Северокавказском регионе продолжается курс на поддержание общенациональных традиционностей всех народов, живущих на территории, взаимодействие муниципальной власти с местными национальными и конфессиональными общинами. Начиная с детских общеобразовательных госучреждений и заканчивая высшими учебными заведениями – детям пытаются донести, что мы проживаем в многонациональной и многокультурной стране, проводят соответствующие факультативы политинформации, симпозиумы развивается и прогрессирует этнокультурный туризм.
Таким архетипом, краевые конфигурации и ассигнования социокультурного воспитания направлены на покорение учащимися тех этнонационально-социокультурных традиционностей, в которых претворены нижайшие нравственные самоценности, как отдельных этносов, так и всего человечества, не имеющие особенную важность для духовно-нравственного воспитания и гражданского становления современного человека, а также положительного становления и интеграции современного российского общества, его консолидации в общемировое общество.
Этнокультурное воспитание формирует, прежде всего, мировоззренческое отношение к Родине, к природе, к семье, родному дом и родителям, а также к труду, к творчеству, к культурному наследию и традициям своего и иных народов» [5, с.76].