Этнокультурное образование как процесс приобщения к этнической культуре

На современном этапе развития сопутствующим развитием среды является новый тип личности – высокообразованный, идеологический и профессиональный. Важнейшей проблемой в настоящее время является вопрос воспитания именно такой индивидуальности, формирование человека нового поколения, ценностные ориентации которого дают возможность решать задачи воспитательного, образовательного либо жизненного процессов.

Аннотация статьи
воспитание
культура
цивилизация
общность
популяция
этнос
этногенез
Ключевые слова

Поликультурную образовательную адаптацию современного образования можно охарактеризовать полиэтничностью и многообразием цивилизаций, как во взаимодействии субъектов образовательного процесса, так и в освоении ими объектов познания, в создании и постижении картины мира [1, с. 192].

В широком значении «этническая цивилизация» – это совокупность всех свойственных этносу способов деятельности, необходимых для сохранения и развития этноса. В узком же смысле под этнической цивилизацией понимается взаимосвязь элементов материальной и нравственной цивилизации этноса, являющихся основным этнодифференцирующим признаком.

Этнокультурная цивилизация является такой же старой, как и все мироздание. Народов без своих цивилизаций не только нет в настоящее время, но и никогда не имелось ранее. В культуре любого народа находят отражение явления, присущие только данному народу, с его спецификами, либо свойственными всему человечеству, но в вышеуказанный этнографический этап. Этносу свойственно постоянная социокультурная антитеза «мы п они», «свои и чужие», аналогично этнос это только та социокультурная подгруппа, которая сознает себя такой, отличая себя от остальных сходных идентичностей. Концепция социальной сплоченности в современном регионе обозначает создание территорий в системе высокообразованных людей [6, с. 123].

Воспитательные устои народов изучаются и систематизируются этнопедагогикой, это сравнительно молодая наука, которая помогает глубже археологически узнать формирование народов, ритуалы, традиции, семейные устои, в условиях которых происходило воспитание и формирование самобытности каждого ребенка. Но не менее важным, на наш взгляд, является исследование функции самоценностей и семейных традиций в деятельности общества.

Сегодня, когда наше общество ощущает нравственную немощь, демографически и духовно деградирует, вопрос о становлении весьма значимых для человеческого общества свойствах: любви к предкам и отчему дому, является, по сущности, предпосылкой цивилизации развитого общества. История Северокавказского региона – это предыстория многочисленных народов, которые заселяли эту территорию еще с глубочайшей античности.

Специалисты говорят об этнической сложности, неоднородности состава населения вышеуказанного региона. Как правило, это обусловлено тем, что регион издревле служил соответствующим коридором, по которому в далеком прошлом реализовалось Великое переселение народов, а уже позже волной прошли миграции. Его акватория с давних времён являлась ареной взаимопроникновения двух-трех ветвей цивилизаций - оседлых земледельцев и кочевых скотоводов. Следствием такой взаимозависимости в течении столетий явился разрозненный этнографический состав местного населения. Есть один главный фактор проблемы народонаселения. В строгом соответствии с понятием «абориген» т.е. коренной народ, нет оснований считать какой-либо из представленных народов в корне коренным. Все проживающие в современное время на территории Северного Кавказа народы – приходящие. Народы, которые в подавляющем большинстве разделились между собой, а именно Кавказ, с существующим населением, еще больше разделился на коренных и некоренных жителей [3, с.79].

На протяжении многих веков на территории Кавказа складывался и получил развитие особенный вариант межэтнического общения. Когда-либо в прошлом этот регион не был населен асоциальными общностями одного клана, языка, цивилизации и уклада. Напротив, именно здесь всегда «встречались», налаживали связи и отношения, вступали в многомерные взаимодействия несколько этнокультурных массивов.

Чрезвычайная трудность, но одновременно и исключительная плодотворность долгой цепочки разных контактов порождали генезис постоянной полиэтничности п культурно-бытового симбиоза. Исходя из этого, Северный Кавказ можно назвать социокультурным регионом.

Многонациональная история Северного Кавказа, народов Кавказа и иных обществ, свидетельствует о том, что кавказские народы относились друг к другу с большим уважением, имели дружественные и родственные связи, обменивались материальными и нравственными самоценностями: все это способствовало развитию менталитета горских этносов.

В этногенезе народов Северного Кавказа очень много общего, в результате чего происходило взаимообогащение духовно-нравственных ценностей, взаимопроникновение нравов и обычаев и других элементов этнокультур у различных народов [2, с.34].

Кавказский регион имеет больше популяций, больше генетических популяций и культур, которые более тесно связаны. Не случайно в своей лингвистической концепции Н.Я. Марр выделил Кавказ как древний «камин» распространения рас на Запад и Восток, Север и Юг.

Этническая принадлежность на Северном Кавказе продолжает своевременное распространение на различные цивилизации и расы Востока и Запада: вавилонскую, греческую, византийскую, арабскую, европейскую, арабскую и другие.

Потенциал социального и культурного ландшафта Кавказа во всех формах цивилизации, включает в себя многообразие культур всего мира на основе следующих показателей:

  • разнообразнейшая культура;
  • многообразие языков;
  • воспитание архаических социокультурных конфигураций и традиционностей мусульманской, буддийской, христианской, цивилизаций;
  • сильная демографическая целенаправленность, наличие высшей культуры во всей системе и развитие высшей системы;
  • богатство ресурсов различных тысячелетий;
  • неоднозначность взаимопроникновения ряда этнических цивилизаций, обусловленная целым рядом внешних и внутренних причин;
  • сакральная символизация гор, ответственная за индивидуальный характер социокультурных обществ [4, с.31].

Процесс социально-экономического развития Северного Кавказа является высокоразвитым социально-экономическим процессом и имеет очень разнообразный и докритический процесс группировки.

В формировании закавказской государственности значительное воздействие на местное население проявляют, например, массовые переселения тюрко-ирано-грузинских племен, аланов и монголов в XIII в. Он имеет ряд модификаций и разрешений в этнической группе и определил некоторые исторические проблемы не только в политическом отношении, но и в этнически разнообразии.

В настоящее время в Северокавказском регионе продолжается курс на поддержание общенациональных традиционностей всех народов, живущих на территории, взаимодействие муниципальной власти с местными национальными и конфессиональными общинами. Начиная с детских общеобразовательных госучреждений и заканчивая высшими учебными заведениями – детям пытаются донести, что мы проживаем в многонациональной и многокультурной стране, проводят соответствующие факультативы политинформации, симпозиумы развивается и прогрессирует этнокультурный туризм.

Таким архетипом, краевые конфигурации и ассигнования социокультурного воспитания направлены на покорение учащимися тех этнонационально-социокультурных традиционностей, в которых претворены нижайшие нравственные самоценности, как отдельных этносов, так и всего человечества, не имеющие особенную важность для духовно-нравственного воспитания и гражданского становления современного человека, а также положительного становления и интеграции современного российского общества, его консолидации в общемировое общество.

Этнокультурное воспитание формирует, прежде всего, мировоззренческое отношение к Родине, к природе, к семье, родному дом и родителям, а также к труду, к творчеству, к культурному наследию и традициям своего и иных народов» [5, с.76].

Текст статьи
  1. Афанашева А.Б. Этнокультурное образование: сущность, структура, проблема убеждений / А.А. Афанасьева // Проблемная педагогика и психология. - 2015. - № 3. - С. 189-195.
  2. Багдасарова А.Б. Формирование этнокультурных компетенций в образовании и обучении в многонациональном регионе / А.А. Багдасарова, Н. А. Симонова // Этническая проблема современности. - Ставрополь: Выпущено в СумГУ, 2016. - Вып. 14. - С. 34.
  3. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса / Ю. В. Бромлей. – Москва, 1983. – С. 54.
  4. Григорьева М. И. Этнокультурное образование: сущность, подходы, опыт реализации / М.И. Григорьева, Н.Н. Журавлева // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2016 – № 2 (6). – С. 28-33.
  5. Изучение преемственности этнокультурных явлений: [Сб. статей] АН СССР, Ин-т истории СССР, Ин-т этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая; [Редкол.: И. И. Крупник и др.]. - М.: ИЭ, 1980. - 224 с.
  6. Миляхова Ю.Г. Этнокультурное образование как процесс приобщения учащихся к этнической культуре / Ю. Г. Миляхова // Образование и наука в современных условиях : материалы VI Междунар. науч.-практ. конф.; ред. О. Н. Широков. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – № 1 (6). – С. 123-126.
Список литературы